театровед, театральный критик

театровед, театральный критик

Блог об искусстве
По сути, каждая публикация в авторской колонке, это адресное послание, но в данном случае, сегодняшний текст я действительно мыслю, как открытое письмо деятелям сферы культуры и искусств Бурятии
Все восемь лет на посту министра культуры Тимур Цыбиков скандализировал общественность уже самим фактом того, что он есть. И словно дразня раздраженных министр регулярно будоражил публику … ну, назовем их экстравагантными, поступками и ситуациями, которые он генерировал с разной степенью умения и необходимости, но всегда с одним и тем же результатом – ва-у!
Завершились гастроли Большого театра кукол (Санкт-Петербург) и III международный фестиваль театров кукол «Путь кочевника». Два эти события были приурочены к третьему – 50-летию театра кукол «Ульгэр». Праздновали в лучших традициях бурятской свадьбы
Да, я позже всех. Да, все уже забыли про «Голос кочевников». Да, я сама уже ушла вперёд, оставив фестиваль далеко в прошлом. Но тут минкульт опубликовал отчёт о результатах фестиваля, согласно которому фестиваль посетили 5700 человек, из которых 4465 зрители, включая 450 детей, а остальные 1235 человек – это организаторы и участники
...Насчёт культуры существует мнение, что здесь у нас всё хорошо, у нас оно процветает...
Известный театральный критик Туяна Будаева (Николаева) в своём блоге на «Байкал-Daily» рассуждает о громкой ситуации с фестивалем «Голос кочевников»:
Текст этот приурочен был ко Дню Театра, но выдумать, что-то оптимистичное и обнадеживающее не получилось, портить же аппетит перед кулинарным конкурсом, который обычно устраивает местное отделение СТД в этот профессиональный праздник (главное событие общего собрания театров в этот день – соревнование, кто креативнее и обильнее накроет стол), не хотелось, и потому, пришлось повременить с публикацией
Если и были планы вывести сферу культуры на другой цивилизационный уровень, то планами они и остались. Планы же строятся сообразно приоритетности целей, к сожалению, в нашем пространстве впечатлений ставку сделали на «стразы Сваровски»...
Предполагалось, что это будет текст об итогах сезона, но дней 10 назад, в момент активной редактуры, грянул такой шоковый «супер итог», что пришлось трудно, взвешивая каждое слово, переписывать текст. И тут обнародовался еще один скандал, который заставил снова корректировать и взгляд на общую ситуацию, и текст. Оставалось только слабо надеяться, что бог отменит любовь к троице и минует, минует нас третье потрясение. Не миновало.
Моно-спектакль «Старик и море» режиссера Олега Юмова» и актера Басты Цыденова в Бурятском театре драмы у меня получилось посмотреть только в конце апреля, но зато это был тот самый шестой или седьмой показ, на который по мысли режиссеров, и надо звать критиков. 
Те, кто чужд вот этой вот «достоевщины», вот этих вот всяческих душевных терзаний, картин беспросветной нищеты и быта и духа, умствований о боге, человеке, жизни и смерти, могут смело идти на спектакль – ничем таким он не отягощен. Вообще, если, например, начать составлять режиссерский портрет Левицкого, то едва ли не в первую очередь стоит отметить его гуманное, аккуратное отношение к переживаниям зрителей. Он лучше не дожмет, отвлечет, разрядит, снимет пафос и снизит накал, чем вынет из нас с вами душу, и растреплет наши чувства и нервы в хлам.
Театровед Туяна Николаева о двух небольших проектах для детей и подростков, имеющих большое значение для общества, о формировании вкусов и чиновниках, которые никуда не ходят.
Кроме угроз идеологического контроля и цензуры, сегодня процветает не менее опасная тенденция снижения, даже можно сказать, вымывания профессиональных критериев в искусстве. Во всяком случае, для культуры и искусства Бурятии именно в этом заключена главная разрушительная сила.
Текст о состоянии информационного поля нашей культуры и нашего искусства мог появится еще в мае, когда на сайте минкульта выложили телерепортаж, анонсировавший премьеру балета «Баядерка» как мировую премьеру в, цитирую, «классической постановке Морихиро Ивата». В тот момент, в конце театрально-концертного сезона, оставалось только заметить, что «неграмотность, лень и безответственность тех, кто формирует информацию – это предмет отдельного разговора».
Сергей Левицкий – манифестант. Спектаклем, афишей, интервью, он умеет высказаться ярко, афористично, и с вызовом.
В этот день прошло специальное мероприятие возле мемориальной доски размещенной на доме, где жил основоположник бурятского профессионального музицирования. Выступающих оказалось неожиданно много, говорили для подобных официально-формальных актов неожиданно неформально, охотно, и тепло.
Слухи о том, что худруком ГРДТ им. Н. Бестужева станет молодой режиссер Сергей Левицкий, заходили-забродили сразу же после его победной дебютной постановки спектакля «Фронтовичка»
Если оглянуться на событийный ряд ушедшего сезона, все самое интересное непрерывно происходило в филармонии. Начиная с открытия сезона концертом еще одного оркестра Владимира Спивакова и заканчивая фестивалем «Голос кочевников». Генерируя один музыкальный фестиваль за другим, эта концертная организация предъявляла городу множество самых разнообразных музыкантов-солистов и музыкальных ансамблей, широко представляя актуальную картину музыкального мира
Ну, вот и последнее из театрально-зрелищных учреждений Улан-Удэ – филармония завершила свой сезон, как всегда музыкальным фестивалем «Голос кочевников», что означает окончательное окончание театрально-концертного сезона 2014/2015 гг.
В мае афишу театра оперы и балета пополнил спектакль, который на сайте республиканского министерства культуры анонсирован так – «На сцене оперного – мировая премьера. «Баядерка» – в классической постановке Морихиро Ивата»
Все думала, писать, не писать про это? Что мне больше всех надо, что ли? Но нет, мне надо не больше, мне надо, чтобы по-людски. Я – про День Победы. Про то, как мы теперь его празднуем
Премьера спектакля «Фронтовичка» в ГРДТ им. Бестужева, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, состоялась 11 и 12 апреля, в Пасху и День космонавтики. В театре, где все сущее составляют явные замыслы и высшие промыслы, великие праздники, вольно или невольно, озарили новую постановку не только отсветами грядущего салюта, но и ореолом чуда и прорыва
На тот момент, когда случилось событие, о котором я все время думаю, моя предыдущая колонка про умных и красивых еще не успела устареть. И, словно на заказ, самый наш невменяемо «красивый» театр взорвался очередным… хотела написать скандалом, да вовремя вспомнила, что, согласно введенной ведомственными верхами тенденции, скандал мы теперь игриво именуем пиаром. Но если предыдущая «маркетинговая акция» прошла с участием безымянных «мальчиков», то в нынешней поучаствовали именитые - худрук балета, директор театра, и заслуженная артистка РБ, балерина Лия Балданова
Подумалось на днях, что кроме разделения на профессиональные и провинциальные, театры, как и люди, делятся на умных, и красивых. Во всяком случае, у нас
Перефразируя, известное выражение – ожила, так ожила. Начала вновь писать колонку, значит, начала. Поэтому, вот, собственно, итоги ушедшего года в наших местных культуре и искусстве, согласно общепринятой схеме
Итак, театральная критика в наших широтах, такой же хитрый предмет, как мед в песенке Винни Пуха. Если она есть, то ее сразу нет, поскольку востребована критика безликая, бессмысленная, беспроблемная. А это, что угодно, только не критика. Но нельзя не сказать, что ангажируют это что угодно, главным образом, друзья, родственники, поклонники наших театральных деятелей, зрители, журналисты. Из практиков театра к этой досужей публике примыкают театральные функционеры, распространители билетов, репетиторы, и, нередко, артисты. Но режиссеров среди блюстителей критической правильности нет.
Взглянув на две стороны местного театрального процесса нельзя не рассмотреть еще одну его составляющую. Театральную критику. То есть, стоит понять, что все-таки это такое - театральная критика, есть ли она у нас, и, если есть, актуальна ли она?
А давайте о зрителе. Тем более, что временное затишье в нашей театральной жизни позволяет спокойно поговорить обо всех участниках процесса. Сказано же – учите матчасть. Театры на предмет актуальности уже изучили, теперь рассмотрим и зрителя – а актуальны ли его театральные запросы сегодняшнему дню
В последние полгода на нашем театральном пространстве практически одновременно, и, главное, непрерывно, сменяя один другого, работали режиссеры так называемой новой волны. По окончании лаборатории Олега Лоевского, которая, как известно, прошла в ноябре в бурятском театре драмы с участием молодых режиссеров – Евгении Беркович, Елизаветы Бондарь, Юрия Квятковского, в «Ульгэре» начала ставить Сойжин Жамбалова, а в ГРДТ Артем Баскаков. Затем, в феврале и в марте бурятский театр драмы вновь поработал с Бондарь и Квятковским, которого сменил Юмов, а Жамбалова снова «зашла» в «Ульгэре»
^