О культуре Бурятии и культуре Запада

Мир стремительно меняется в самом прямом смысле на наших глазах - природа, погода, общества, политики, модели мышления, стереотипы восприятия. И хотя мозг подавляющего большинства населения не в силах справиться со скоростями изменений, но диффузия есть диффузия, и какие-то молекулы перемен попали и в наш заповедный воздух инертности и ретроградства, и стало нам очевидно, что жизнь в республике должна срочно измениться в лучшую сторону, и в первую очередь, в самых проблемных, самых болевых местах - промышленности, сельском хозяйстве, бизнесе, а также в образовании и здравоохранении.

А вот насчёт культуры существует мнение, что здесь у нас всё хорошо, у нас оно процветает– Маслеев играет, Ариунбаатор поёт, «Байкал» танцует; театр Вахтангова был, Малый театр был, Спиваков, Мацуев, Башмет, Гергиев были; мы Москву и Петербург тоже осчастливливаем собой, а министр культуры и директор оперного даже Дрезденский оперный бал собой осчастливливают. Так сказать, несут бурятскую культуру в ихние немецкие массы. Правда, цена этому «миссионерству» две оперы, поставленные организатором бала в нашем театре (в самой Семпер-опера его ставить почему-то не зовут), показанные раза 4-5, и забытые навсегда. О бюджете этих спектаклей Хуралу лучше ничего не знать, иначе они там мигом решат, что уж как-то слишком культура процветает, и, для баланса предложат что-нибудь упразднить. Например, снова филармонию.

Конечно, за фасадом побед мало кто видит следующее: упадок сельской культуры, устаревшую и скудную материальную базу, нищенские зарплаты, и полный комплекс кадровых проблем: неактуальный стандарт профессиональных компетенций - устаревшее мышление, узкий кругозор, недостаток знаний, низкая квалификация; неактуальное образование в сфере культуры и искусств; отсутствие престижа профессий культуры и искусств; старение кадров; наконец - абсолютное, стерильное отсутствие профессиональных менеджеров.

… На днях, кто-то, комментируя в фейсбуке только что прошедший Сурхарбан, с сарказмом указал на картонные туги в руках участников представления. Так вот, картонные раскрашенные позолоченной краской, туги в сочетании с разбоем, учиненным участниками Сурхарбана – это реальная картина культуры Бурятии…

И чем дальше мы будем упорствовать в узком понимании культуры, упорствовать в сегрегации её от жизни, решать её проблемы за счёт формальных актов - реорганизаций, оптимизаций, и сокращений, не изменяя свой взгляд не содержание культуры, тем бодрее мы притопаем в никуда. Только туги, скорее всего, будут, уже даже не из картона…

Мы можем долго и упорно кричать про бездуховность Запада, однако, именно на Западе сфера культуры трактуется очень широко. В Британии, например, эта сфера состоит из 13 видов деятельности: реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, кино и видеопродукция, программирование, издательское дело, музыка, исполнительские искусства, теле-радио-интернет-вещание. Как видим, это социо-культурные практики, которые формируют образ мыслей человека, его интеллектуальное и эмоциональное самочувствие; создают порядок вещей, мир ценностей и образов жизни. Стоит обратить внимание на то, что литература и искусство в этом ряду не на первых местах, и это не случайно, и не потому, что загнивающий запад окончательно загнил, а потому, что сначала всё то, что понятно и доступно всем, сначала сферы деятельности, где идеи, модели жизни материализуются, конкретизируются, и осваиваются человеком. Реклама здесь инструмент пропаганды идей и моделей.

Архитектура - это среда обитания, западный человек рождается, живет и умирает среди громадного многообразия архитектурных форм, посредством которых он буквально может осязать время и мысль! Художественный и антикварный рынок, это пространство, где художественные ценности обретают материальную цену, а материальные мебель, вещи, предметы быта проявляют качества нематериальных ценностей. Ремесла, дизайн, мода – это все про самого человека, все, что он может сделать сам, для себя, о себе. А вот далее следует переход в сферы художественных смыслов, духовных и интеллектуальных рефлексий, рождения новых идей, их распространение через информационные каналы, потом внедрение через рекламу - и далее движение по кольцу. Умные англичане назвали все это «кольцо» культурными/креативными/творческими индустриями еще в 1998 году.

Термин не нов, появился ещё в 1947-м году для обозначения ситуации, в которой создание нематериальной ценности связано с техническим средством распространения этой ценности. Наверное, основоположником культурной индустрии был Гутенберг и его книгопечатный станок…

Англичане, осознавая, что живут в информационном обществе, где основной спрос на интеллект, и прогнозируя дальнейшее развитие интеллекта, в том числе и искусственного, сегодня утверждают, что «рабочие места в сфере производства исчезнут уже через 20 лет… работу будут выполнять машины… Экономический рост станет результатом инноваций, а для инноваций требуется креативность. Для креативности же нужны люди с навыками и знаниями в различных сферах культуры».И культуру они понимают, как сферу генерации и проектирования новых идей, прорывов в мышлении и коммуникации, а культурные/креативные индустрии - это коммуникативные и творческие инструменты для создания новых явлений. И очень важно заметить - явлений новых и рыночных.

Тут у нашего человека, конечно, случается когнитивный даже не диссонанс, а, смело говоря, - расколбас, потому, что в нашем культурном коде рынок и качество не совмещаются принципиально. У нас рынок вне культуры, и мы не понимаем, как рыночное, может быть культурным, ведь культура, и уж тем более искусство, для нас, это же «позови меня в даль светлую», ведь наш культурный код говорит нам, что небо в алмазах мы увидим, но не в этой жизни, что счастье возможно и близко, но не здесь и не сейчас. И креативными нам быть не рекомендуется. Мы же с детства знаем, что не надо проявлять любопытство, самостоятельность, амбиции, не надо Ване подбирать перо Жар-Птицы, с пером станешь выделяться, станешь, не как все – беды не оберешься.

Там же, где работают другие культурные коды, культурные/креативные индустрии сегодня проявляют себя так:

- это 4.5% мирового внутреннего валового продукта стран ЕС, с прогнозируемым ростом в 10% ежегодно;

- развиваются быстрее, чем сферы производства и услуг;

- предоставляют работу 8,3 миллиона человек, что в 2,5 раза больше, чем в автопроизводстве, и обеспечивают работой больше молодежи, чем любой другой сектор экономики;

- совокупный доход этих индустрий ЕС составляет 558 миллиардов евро;

- 11 миллионов евро в час - прибыль этих секторов в Великобритании в 2014-м году;

- в Великобритании летом 2016-го года, одни только музыкальные фестивали привлекли более 2 миллионов туристов, выручив, по скромным подсчетам, 2 миллиарда евро;

- эта отрасль поддерживает стартапы, предпринимательство и инновации, стимулирует инвестиции и туризм.

Надо обратить внимание, что речь идёт о материальных возможностях всей сферы креативных индустрий, где большое искусство лишь часть этого культурного потока, и к его неприбыльности относятся спокойно, отчетливо понимая, что некоторые крупные капиталы не выражаются непосредственно в денежных знаках!

Не так давно, в одном местном собрании, где было человек 50, из них деятелей культуры, человек 5, провели экспресс-опрос, что такое культура? И вот какие были ответы – культура, это безопасность, посещение музеев и театров, вежливость, цивилизация, традиции, воспитание молодого поколения, общение, развитие, стремление к совершенству, среда, отношение к жизни, наследие, зрелища, чистота, сознание, проектирование жизни, образ жизни, образ мыслей, совокупность качеств индивида (клянусь, что не подгоняла «материал под концепцию», а записывала определения по мере того, как их называли).

… Наша время обрушило на нас лавину катастроф – природных, техногенных, политических, психических, физических/физиологических. Определения культуры совсем не случайно начинаются с безопасности и заканчиваются образом жизни, образом мыслей, и индивидуальными особенностями личности, а потому, что культура - это стандарты качества жизни во всех ее сферах. Потому, что все мы живём для счастья. И производство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, городская и сельская инфраструктуры, бизнес, существуют и работают для того, чтобы давать человеку, в конечном итоге, высокий уровень душевного, эмоционального комфорта. Давать чувства защищенности, безопасности, уверенности, свободы выбора, разнообразия возможностей.

Уникальность того места, где мы живём, требует от нас ответственности и осознанности, а это значит, что необходимо уже наконец осознать культуру, как фундамент нашей жизни, как базис той цивилизации, которую мы обязаны создать, если мы, конечно, планируем сами жить здесь, жить хорошо, с достоинством и самоуважением, и планируем передать такую жизнь своим детям. Если угодно, то пусть это будет байкальская цивилизация, построенная на платформе культуры, в зерне которой экология сознания. Экология, это ведь не столько о том, чтобы не сорить на улицах, и не жечь леса. Экология - это сознание ответственности за жизнь, где в приоритете культура всего - производства, обслуживания, потребления, воспитания, взаимоотношений.

P.S. И вот тогда можно будет привезти полный самолет теле-звезд, выстроить их на чистом берегу чистого Байкала и пусть себе хором заявляют, что театру «Байкал» нужно здание! Кто поспорит?!




Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^