ТАСС рассказал, как живут в Забайкалье шаманы

Общество,  11.12.2017 19:48.
Общение с душами предков в Восточной Сибири становится все более распространенным и даже обыденным явлением. Шаманы есть почти в каждом крупном поселении, особенно бурятском или эвенкийском, сообщает ТАСС

- Речь идет не только о бурятских или эвенкийских поселениях, но и, скажем, о селах в окрестностях Читы, в которых преимущественно проживают русские, — рассказывает доктор философских наук, религиовед Артем Жуков, добавляя, что религиозные организации шаманов — «посредников» для общения с миром предков — есть и в самой Чите, и, например, на территории Агинского Бурятского округа.

- Шаманов в Забайкалье много, — согласен с Жуковым председатель религиозной организации «Хун шубуун» («Лебедь») Нима Борокшонов. — Мой учитель говорил, что его учитель ему рассказывал о временах, когда в каждой семье, в каждом доме будет жить шаман. Это темное время, когда, чтобы уберечь своих потомков, духи предков назначат в нашем мире защитников для своих детей и внуков.

По данным забайкальского ученого, кандидата философских наук Алексея Янкова, только в селе Челутай Агинского Бурятского округа живут несколько десятков людей, занимающихся различными шаманскими практиками.

При этом, по оценке Артема Жукова, именно шаманистов, то есть тех, кто придерживается правил только этой веры, в крае немного, и зачастую это только сами шаманы. Большинство же забайкальцев придерживаются религиозного синкретизма: считая себя, например, православными, они в дороге останавливаются возле священных для буддизма или шаманизма мест, оставляют там монеты, привязывают к деревьям ленточки. Обычное для забайкальцев дело — в случае болезни обратиться за помощью к буддийским ламам или шаманам.

- У меня восемь предков (с духами которых идет общение — прим. ТАСС), это далекие предки — до девятого колена. Когда во время обряда камлания я впадаю в транс — это похоже на сон, какие-то обрывочные образы. Иногда и вовсе ничего не помню, — говорит Борокшонов. При этом участники ритуала в этот момент слышат, как шаман говорит чужим голосом, а специальный человек, «переводчик», разъясняет им, что говорит шаман. По мнению верующих, в этот момент в тело шамана входит дух одного из предков — онгон.

Помимо наличия духов предков шаманы, как пишет Янков в «Энциклопедии Забайкалья», верят, что Вселенная делится на три мира — небесный, земной и подземный, каждый из которых наполнен божествами и духами. Любая местность, будь то озеро, лес, река или гора, имеют своего духа — хозяина, а животное и человек — душу. Во главе всех духов стоит вечное синее небо — Хухэ Мунхэ Тэнгри, которое, считают верующие, все видит и все знает. Люди, по убеждению шаманов, могут влиять на духов, принося им жертвы, обращаясь к ним с молитвами, соблюдая определенные правила.

- Конечно, настоящими шаманистами являются только сами шаманы, их близкие и родственники. Остальные люди, потребители, могут активно обращаться, но в связи с конкретными нуждами, зачастую из-за болезней. С излечением, как правило, все и заканчивается, — пояснил Жуков.

Все шаманы, рассказал Борокшонов, проходят через особые испытания: «шаманские болезни», которые, как правило, трудно диагностируются, обмороки, удары судьбы.

- Чтобы понять боль другого человека, нужно самому пройти через испытания — взлеты, падения, болезни, — добавляет он.

Сам Борокшонов — пенсионер МВД. Он рассказал, что симптомы «шаманской болезни» появились у него еще в конце 1990-х: «Однажды, еще в 1998 году, у меня голова закружилась, упал, серьезно заболел. Диагноз до сих пор не поставили». Потом и братья заболели, родственники поехали к шаману, «делать обряд». Тогда и выяснилось, что милиционер — «человек отмеченный» и что он «должен это на себя взять».

- Я же отказывался, не хотел этого. А потом, с 2010 на 2011 год, сильно заболел, в реанимации был. Тогда ко мне друг приехал — шаман из Бурятии. Решили, что от судьбы не уйдешь, — отметил он.

Обряд посвящения проходит на открытом воздухе. Специально для его проведения готовят березы, иногда устанавливают помост, коновязь — сэргэ, юрту. Главными действующими лицами становятся старый шаман и посвящаемый.

- В начале обряда мне стало плохо, голова закружилась, все заболело. Потом, когда вокруг дерева шел, меня как будто кувалдой по голове стукнули — провалился куда-то. Когда вышел из транса, почувствовал себя 20-летним, полным сил, здоровым, словно и не болел. А родственники вокруг смотрят на меня испуганно — оказывается, я все это время голосом бабушки говорил, она сильной шаманкой была. Вот тогда у меня сознание и перевернулось, — вспомнил Борокшонов.

Шаманы дают клятву, в которой в том числе обещают не жалеть себя ради других людей и не гнаться за деньгами.

По словам Жукова, у шаманов есть ежегодный календарь обрядов, и он очень насыщенный. В феврале, с наступлением нового года по лунному календарю, проводятся праздничные обряды, которые, как считают верующие, приносят добро, счастье и благополучие.

Проводятся и ритуалы, посвященные «хозяевам местности». Один из самых массовых — обряд жертвоприношения (тайлаган), который ежегодно в конце мая или в начале июня проводят на Титовской сопке в Чите. В 2017 году в нем участвовали более 20 шаманов.


Титовская сопка — высочайшая точка в окрестностях Читы. Это место почитается и православными — на ней находятся часовня Святого Александра Невского и поклонный крест, и буддистами — здесь они проводят свои ритуалы, и шаманами, по мнению которых на сопке обитает покровительница города Айралжан Хатан Эжы.

- В XVII веке эти земли поразил мор. Гибли буряты, расселившиеся по реке Ингода, погибал их скот. Люди обратились за помощью к местной шаманке Айралжан Хатан Эжы. Она пришла на эту гору и молилась здесь три дня и три ночи. Боги остановили мор взамен на ее душу — шаманка умерла. Но перед смертью она повелела похоронить себя у подножия этой горы, — сказал верховный шаман религиозной организации «Хаан-Тэнгэри» Баир Цырендоржиев.

Призывая Айралжан Хатан Эжы и преподнося ей дары, шаманы бьют в бубны и молитвенно обращаются к богине. В дар ей преподносят чай, водку, молоко, печенье, конфеты, масло, а также разделанную тушу молодого барана.

В остальное время шаманы принимают людей.

- Приходят с болезнями, которые являются следствием нарушения ауры, духовного состояния человека, его невидимой защиты. Это результат и сглазов, и грехов самого человека, — считает Борокшонов.

Есть, по его словам, и такие люди, «к которым бесы подселились». Такое «подселение», уверен шаман, приводит к психологическим расстройствам.

- Причем таких людей становится все больше. Это из-за того, что мы стали чаще нарушать гармонию природы, — заявил он.

В последние годы, говорит Борокшонов, появилось много шарлатанов, лжешаманов. Такие люди, например, устанавливают тарифы на свои услуги, чего делать нельзя.

- Если берешь, то столько, сколько дают. Никаких тарифов быть не должно. Так нельзя. Если человек болеет, ты ему хоть за спичку, а помочь должен, — уверен он.

Кроме того, шаман убежден, что обман горько аукнется тем, кто наживается на чужом горе.

- Я по себе знаю, что если человек обратился, а я неправильный диагноз поставил, что-то не то сделал, получу очень жестко — сон пропадает, колет то здесь, то там, — добавляет Борокшонов. — Быть шаманом — большая ответственность.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Бурятии решили массово создавать места для выгула собак
Общество, 19.03.2024
Собачьи площадки будут предусматривать при благоустройстве территорий  
В Бурятии спасли забежавшую в посёлок косулю
Общество, 19.03.2024
Она находилась в состоянии шока
В Бурятии лошади жеребятся у всех на глазах
Общество, 19.03.2024
«Вокруг собаки бегают», - отмечают местные жители
В улан-удэнском роддоме появилось обогревающее одеяло
Общество, 19.03.2024
Оно поможет пациенткам после операций
Ученики улан-удэнской школы посеяли семена сосны
Общество, 19.03.2024
Экоуроки провели для младшеклассников
В Бурятии гранатомётчики учатся поражать цель одним выстрелом
Общество, 19.03.2024
Они учатся ведению огня как в светлое, так и тёмное время суток
Нацпарк в Бурятии ждёт волонтёров
Общество, 19.03.2024
Объявлен набор на первую волонтёрскую смену
Бурятский омбудсмен помогла бойцу СВО получить денежное довольствие
Общество, 19.03.2024
Также она оказала помощь с удостоверением ветерана боевых действий
В Бурятии росгвардейцы судили в спартакиаде допризывной молодёжи
Общество, 19.03.2024
В соревнованиях участвовали старшеклассники 
Офицера из Бурятии наградили за спасение раненых сослуживцев
Общество, 19.03.2024
Александр Шопхонов удостоен медали Жукова
^