Мама рассказывала мне, что несколько лет назад в одном из районных турслётов познакомилась с женщиной с редким именем Марселина. Оказалось, что её родители учились у Марселины Иннокентьевны, и решили назвать дочь в честь своей учительницы.
Вот так отозвалась память о замечательной учительской паре Бакланове Родионе Иосифовиче и Павловой Марселине Иннокентьевне.
Родились они в одном селе – Бурят-Янгуты Осинского района Иркутской области - Родион Иосифович в 1915, Марселина Иннокентьевна в 1916 году. У отца Марселины Иннокентьевны имелось крепкое хозяйство, за что он в 30-е годы был раскулачен. Ей в то время было 17 лет. Она вспоминала, что в одну ночь родители (её и младшей сестры Доры) просто исчезли, чтобы наказание не коснулось всей семьи.
Через некоторое время обе сестры по совету родственников тоже покинули родное село. Они уехали в Иркутск учиться. Вначале был небольшой, но тяжёлый период работы на заводе, который позволил поступить на рабфак, затем в Иркутский государственный университет. Здесь они, также вдвоём, отучились – Марселина Иннокентьевна на учителя биологии и химии, и вернулись домой.
К этому времени вернулся и их отец. Мать они так и не увидели - по пути домой она попала под поезд и погибла. Иннокентий женился во второй раз, от этого брака родились две дочери – Света и Лора.
Все это происходило накануне начала Великой Отечественной войны. Родиона Иосифовича она застала в Забайкальском крае, где он работал после окончания педучилища. В его военной биографии много исторических сюжетов – так, Родион Иосифович воевал под Сталинградом.
Из воспоминаний Родиона Бакланова: Рано утром разгорелся бой. Мой «Максимка» был выведен из строя взрывом мины, и Миронов (однополчанин) получил ранение в локоть левой руки. Оставив пулемёт, доложив командиру роты Панову, мы с Мироновым побежали в соседний дом, занятый нашими. В пути я подобрал автомат с полным магазином, брошенный, видимо, тяжело раненым. Здесь, в доме, окна которого были заложены кирпичом, я оставил Миронова для оказания первой помощи и сам бегом возвращался к командиру роты. В пути на углу одного дома внезапно наткнулся лицом к лицу с немецким автоматчиком. Оба на расстоянии не более одного метра друг от друга замерли. Видимо, мы оба трепетали в шоке. Я не помню, долго ли мы простояли так, вылупив друг на друга глаза, но из окна одного дома одним выстрелом из винтовки уложил на месте немца наш санинструктор Костя Ячменев.
- О чём вы так долго шептались с немцем на углу? – смеялся потом Ячменев.
Он также принял участие в битве на Курской дуге. После неё участника войны ранило осколком гранаты, они так и остались в позвоночнике на всю жизнь.
Из воспоминаний Родиона Бакланова: Я был тяжело ранен брошенной в окоп «лимонкой». На мгновение потерял сознание от сильного удара в позвоночник в области таза и крестца. Придя в чувство, дополз до ближайшего блиндажа, откуда был взят в плен с рядовым Мухометдиновым из нашей роты.
Часто зимними вечерами под треск горящих дров в печке, вспоминают дети, отец рассказывал про тот страшный бой на Курской дуге, когда вокруг не было видно ничего, только огонь, и земля, поднимающаяся от взрывов до самого неба.
В плену Родион Иосифович провёл 3 месяца в концлагере Бабий Яр (Дарница) под Киевом. После освобождения, в 1944 году, его отправили в тыл. В числе наград ветерана – орден Славы третьей степени, орден Красной звезды. Был отмечен тремя Благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и представлен к награде «Орден боевого Красного знамени» за спасение штабного имущества и документов», награжден многочисленными медалями.
Марселина Иннокентьевна в это время работала в тылу, за что также была отмечена наградами. Она награждена орденом Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».
Поженились Родион Иосифович и Марселина Иннокентьевна уже после войны, в 1945 году. Через два года вместе с сестрой Дорой Иннокентьевной они забрали двух маленьких сестёр – Дора забрала Свету, Марселина – Лору. Супружеская пара жила сначала в Бурят-Янгутах, затем, в 1951 году, переехали в Усть-Орду. К тому времени у четы уже был сын Михаил. В Усть-Орде родился второй сын Павел, после, в Олое – сын Саша и младшая дочь Таня.
Раны, полученные на фронте, напоминали Родиону Иосифовичу о себе всю жизнь. Он регулярно ездил на курорты, принимать лечебные ванны. Получилось так, что два года подряд ветеран ездил в Тункинский район – и в оба этих года здоровье было намного лучше. После второй поездки семья переехала туда жить. Это был август 1959 года.
Павел Бакланов, сын:
– Ранним утром, в 4 часа, выехали, на одной машине мы, на другой корова. И когда прощались с односельчанами, дедушка говорил – то, что мы сейчас переезжаем, это пустяки. А вот когда они (указывая на нас) вырастут, за границу уедут – тогда надо прощаться.
На постоянное место жительства остались в Торах – это село при въезде в Тункинский район. Там они продолжили работать в школе, Марселина Иннокентьевна - учителем химии и биологии, супруг – математики. Дом их на тот момент находился на том месте, где сейчас стоит местная школа.
Работе в школе новые учителя посвящали все время и вкладывали в многочисленных учеников всю душу.
Лора Иннокентьевна Тумурова, сестра:
- Мне очень нравились уроки дяди Роди. Материал он объяснял предельно просто и ясно. На его уроках никогда не было шума, все внимательно слушали объяснение новой темы, были заняты решением задач. Ко всем ученикам относился ровно, спокойно и доброжелательно.
В Торах учительскую семью уважали, и не только за серьёзное отношение к работе. Это были интеллигентные, начитанные люди, выписывали много научных журналов. В одном из таких дедушка прочитал о пользе пчёл – так они и стали пчеловодами. И по вечерам люди со всей деревни шли к ним лечить суставы пчелиными укусами. Все время, пока дедушка с бабушкой жили в Торах, они держали пчёл.
Родион Иосифович любил рыбачить, и эту страсть он привил детям. Мальчики всё свободное время проводили на реке.
Татьяна Сизова, дочь:
- Пруд с карасями был даже во дворе, и вся ребятня с округи прибегала к ним порыбачить. Ещё у нас был большой огород, который просто утопал в цветах.
Что касается родителей как учителей, то дети вспоминают – они были справедливыми и строгими. Знания давали, не ограничиваясь школьной программой.
Михаил Бакланов, сын:
- Примерно в 8 классе я увлёкся химией. И папа учил меня находить логический, математический подход к решению задач по химии, физике.
В год, когда началось олимпиадное движение, сразу несколько учеников заняли места, сначала в районе, потом на республике. В частности, сын Михаил и их ученик Анатолий Шобосоев получили грамоты с подписью председателя Сибирского отделения РАН академика Лаврентьева с рекомендацией.
Некоторые из их учеников пошли в науку, другие преуспели на производственно-административном поприще. Среди них известные председатели колхозов Батор Марактаев и Юрий Сыбенов, врач Любовь Зандеева (Бакланова).
Все дети получили высшее образование, и реализовали себя в различных сферах. Михаил Родионович – профессор, доктор химических наук, работал в Институте физики полупроводников в Новосибирске, затем – в Межуниверситетском центре микроэлектроники в Бельгии, сейчас – профессор Северно-Китайского Технологического университета в Пекине. Павел Родионович – экономист, работал заместителем главы Тункинского района - начальником финансового управления. Александр Родионович увлёкся биологией, работал учителем биологии в Торской школе. Татьяна Родионовна ушла в сферу сельского хозяйства, закончила карьеру ведущим советником министерства сельского хозяйства Иркутской области.
Среди учеников Родиона Иосифовича и Марселины Иннокентьевны много известных и уважаемых людей, которые добрым словом вспоминают своих наставников – директор театра «Байкал» Дандар Бадлуев (Родион Иосифович был его классным руководителем), народный художник Чингис Шенхоров, профессор ВСГУТУ Анатолий Матуев и другие.
Дандар Бадлуев, руководитель государственного театра и песни танца «Байкал»:
– Родион Иосифович был моим классным руководителем, с 5 класса. Он был очень грамотный, интеллигентный, человечный. Нас, своих учеников, он любил. Много нам рассказывал помимо школьной программы, о том, что в жизни могло пригодиться. Например, что нужно делать, чтобы быть здоровым, об отношении друг к другу и так далее.
Анатолий Матуев, директор Института пищевой инженерии и биотехнологии ВСГУТУ:
-Очень серьёзно относились к работе, к урокам, приходили всегда хорошо подготовленные. У Марселины Иннокентьевны был химический кружок, мы – ученики разных классов, там проводили дополнительно опыты. В результате я успешно выступил на районной олимпиаде по химии, и на республиканском этапе.
За добросовестную работу в школе Марселине Иннокентьевне было присвоено звание «Отличника народного просвещения».
После выхода на пенсию Родион Иосифович с Марселиной Иннокентьевной переехали в Иркутск. Там они и жили до самой смерти. Родиона Иосифовича не стало в 2001 году, Марселина Иннокентьевна пережила его на 3 года. 16 мая ей исполнилось бы 100 лет, ему в эти дни, 23 декабря – 101 год. Сейчас у них 7 внучек, 9 правнуков.
От себя добавлю, что Родион Иосифович и Марселина Иннокентьевна – мои бабушка и дедушка. Это были замечательные люди, о которых с теплотой вспоминают до сих пор не только дети и внуки, но и ученики.