Проект «Эржена & Искусство» был запущен мной и двумя моими подругами в 2017 году, хотя мысль создать сообщество и сливать туда всё, что можно, появилась гораздо раньше. Например, фотография с первого поста была сделана за год до создания паблика.
Я, выступающая в качестве духовного лица, Настя, ставшая идейным вдохновителем проекта и Лиза, отвечающая за разум - сидели в кофейне в центре Иркутска по три часа и говорили о ерунде. Было бы странно, если бы в один момент в наши головы не пришла идея делать какой-то контент.
Мы довольно много шутили об искусстве, а я в те дни фанатела по Жан-Мишелю Баския. Мы представляли, как было бы весело сделать пародию на Терехову, моющую волосы в тазу в «Зеркале» Тарковского. Этот пост мы так и не сделали, зато все-таки открыли проект.
В паблике «Эржена & Искусство» мы выкладываем снимок картины или скульптуры, скрин из фильма, фотографию героя либо известного человека, а рядом – мою фотографию, смутно или прямо напоминающую и/или пародирующую что-то, что мы привыкли называть искусством.
В этом блоге я хочу рассказать подробнее о выбранных для пародии картинах и фильмах, и о том, как мы, собственно, делали контент, который смешит трёхсот с чем-то человек.
Первая публикация – картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» и фотография, на которой изображена я, в мамином шарфе, завязанном на манер тюрбана (совсем не так, как на героине Вермеера).
Я не считаю это копированием – этим занимаются в паблике «Сошедшие с холста». Это скорее вольная и дурацкая интерпретация, сделанная в перерыве между лекциями в университете.
В общем, теперь о «Девушке…» Яна Вермеера. Известно, что работа написана примерно в 1665 году и является одной из 34 сохранившихся полотен художника. Работа хранится в музее Маурицхейс в Гааге. Картину считают загадочной и ставят в один ряд с «Джокондой» Леонардо да Винчи.
Загадочная она потому что неизвестно, кто изображён на портрете, а точнее на «трони» - разновидности портрета, фишка которой писать человека в необычной позе, одежде, с непривычным выражением лица. Так вот, предположений о том, кто эта девушка, очень много - некоторые считают, что это дочь мастера, жена или любовница. Самая популярная версия легла в основу одноимённого фильма Питера Уэббера. По этой версии, на портрете изображена служанка Вермеера, которую в киноленте сыграла Скарлетт Йоханссон.
А ещё (!) сама жемчужная серёжка выглядит подозрительной – разные эксперты говорят, что такой крупной жемчужины не существует в природе, и она, видимо, сделана из другого материала. Или Вермеер её выдумал, боже.
В 2018 году музей Маурицхейс запустил проект «Девушка в центре внимания». На протяжении двух недель учёные, реставраторы и другие знающие люди исследовали полотно Вермеера. Выяснилось, что фон изначально был не чёрным, а темно-зелёным. Глазурь из смеси натуральных красителей просто выцвела на солнце.
И опять про серёжку - помимо того, что она не жемчужная, учёные выяснили, что она, может быть, и не серёжка вовсе. Дело в том, что на картине не видно петли или подвески, соединяющей «жемчужину» с ухом девушки.
Картина (хоть бы не звучало пошло) пленяет как раз таки потому, что она «в стиле» трони. Девушка запечатлена в мгновении, она оборачивается на секунду, чтобы взглянуть на мастера. В глазах будто почти расфокус, и рот приоткрыт не вяло, а так, что видно – на один момент. И этот тюрбан… я сначала думала, мол, ну это точно для «ескусства», потом я прочитала, что тогда так было в тренде – экзотическое убранство. Но всё равно непривычно. И ещё, конечно же, круто выглядит контраст бледной кожи и синего цвета с почерневшим фоном.
Я на фотографии совсем другая, у меня взгляд в никуда и восторженный, а поза поставленная. Правда рот тоже приоткрыт, но вяло, а не загадочно. В любом случае, это весело, и цвета красивые, особенно фон (это у нас стены так красиво были покрашены в аудитории, где нам читали про советских журналистов и древнегреческую трагедию).