Железные дороги, вырубки, Байкал. Давайте разберёмся


Уже которую неделю не утихает шум вокруг закона, разрешающего рубку леса на Байкале для расширения железнодорожных магистралей. И жадные до славы блогеры, и всевозможные профессиональные «протестуны» с упоением педалируют эту тему. Но попробуем разобраться трезво

Итак, закон, подписанный Путиным 31 июля, даёт возможность до 25 года для работ по модернизации Транссиба и БАМа осуществлять перевод прилегающих земель лесного фонда в землю иных категорий, что разрешает на них сплошные рубки леса. Подготовка соответствующих проектов освобождается от экологической экспертизы. Это касается всей протяжённости БАМа и Транссиба, а не только байкальской природоохранной территории. Что касается её, правительство готовит перечень объектов инфраструктуры, под строительство которых на Байкале можно будет вырубать лес. Но туда нельзя будет включать объекты, не связанные с обеспечением работы железнодорожных магистралей, объекты для постоянного или временного проживания людей, объекты рекреационной деятельности и другое.

Новый закон связан, в первую очередь, с работами по расширению БАМа, начатыми ещё в 2019 году. Эта магистраль, созданная в расчёте на освоение северных месторождений ископаемых, долгое время была убыточной, но последние годы используется всё активнее, и сейчас работает на пределе возможностей. Строительство второй колеи, которое планируют завершить к 2025 году, позволит резко повысить объём и скорость грузоперевозок. А также создаст дополнительные рабочие места, в том числе и в Бурятии.

При этом БАМ затрагивает природоохранную зону Байкала лишь по самому краю северной оконечности. И проходит больше по скальным территориям. Также новые пути будут сооружать вдоль существующей насыпи, близ которой лес и так расчищен. Поэтому опасения тотальных сплошных рубок преувеличены.

Кроме того, ещё в 2006 году разработан проект «ветки» от БАМа к Транссибу через северные районы Бурятии до Забайкальского края. Она должна пролегать от Нового Уояна через Хиагду и посёлок Озёрный в Еравнинском районе до Могзона. Таким образом, в отдалённые северные районы Бурятии можно будет добираться по железной дороге. Именно про этот проект говорил глава республики Алексей Цыденов ещё в 2017 году. Для инфраструктуры Бурятии эта линия была бы очень полезной. Но при её строительстве неизбежно придётся рубить лес.

Можно добавить, идея БАМа возникла ещё до революции. Значение магистрали, помимо доступа к северным территориям – удалённость от границы с Китаем, а значит, меньшая уязвимость в случае войны, в отличии от Транссиба. Который тоже нужно развивать, и который связывает Сибирь и Дальний Восток с остальной страной.

В общем, никто, наверное, не будет спорить, что развитие железнодорожного сообщения – дело нужное. Кроме того, по словам члена общественной палаты РБ эколога Евгений Кислова, запрет на перевод лесных земель в нелесные не позволяет делать противопожарные разрывы у населенных пунктов и завершить оформления пустыря под новое кладбище в селе Клюевка. Есть, конечно, некоторый риск превышения объёмов рубок при инженерных работах на Транссибе, который проходит через лесные массивы юга Бурятии. По мнению эколога, в закон во избежание возможных эксцессов следует внести исключение для центральной экологической зоны Байкала.

Начальник штаба «Добровольческого корпуса Байкала» Солбон Санжиев предложил ряд поправок в проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», касающихся рубок леса.

«Поддерживаю такой подход. Когда не только критика, но и конструктивные предложения. Предлагаемая редакция пунктов постановления вполне рабочая. У нас правда 10 населенных пунктов в ЦЭЗе не имеют оформленных границ по разным причинам. Проработаем с Минприроды России предложенные редакции пунктов 643-го постановления», - лично прокомментировал эти поправки глава Бурятии Алексей Цыденов.

Глава республики заявлял, что не допустит злоупотреблений при строительных работах у железнодорожных магистралей. Аналогичные обещания давало руководство ВСЖД. Опять же, работы будут вестись в основном вдоль существующих путей, возле которых пространство и так расчищено. Поэтому угроза сплошных рубок в природоохранной зоне Байкала едва ли так страшна, как «малюют» заинтересованные лица. Добавим, в стране сейчас не очень стабильная обстановка, высок уровень протестных настроений. В таких условиях властям ну самое время допускать какой-то вред экосистеме Байкала.

Добавим, уже сейчас леса Бурятии понесли (и несут) гораздо больший ущерб от пожаров, от деятельности «чёрных лесорубов» (да и легальных лесопромышленников). Рубки при инженерных работах при самом пессимистичном раскладе не сравнятся. И в целом, варварское отношение населения республики к уникальной природе края делает шумиху вокруг предполагаемых рубок несколько странной.

«Вы ещё возмущаетесь разрешением вырубать лес вокруг Байкала для нужд РЖД? А сами- то задницу вытирать не научились. Я принципиально не буду протестовать против этого закона, ибо люди гадят намного больше и сильнее, везде свалки, все загажено вокруг Байкала, так может лучше пускай вырубают, может РЖД свалки уберут? Пока быдло моет свои внедорожники, поганые головы и устраивает пенные вечеринки на озере Байкал, пока туристы оставляют кучи мусора после себя – подобные протесты просто смешны и убоги, они всего лишь - зарабатывание политических очков, и манипуляция сознанием бедолаг, типа меня, не более того», - пишет лидер бурятского «Яблока», известный оппозиционер Наталья Семёнова.

К сожалению, экологические проблемы Байкала давно стали предметом политической пропаганды и недобросовестного самопиара. Политики всех мастей, «набирающие очки» перед выборами, ландскнехты-«общественники», тщеславные экзальтированные маргиналы, падкие до хайпа блогеры – никто не упускает шанс пропиариться на теме Байкала (а то и подзаработать). Но лучше не поддаваться нагнетаемой ими панике, и разобраться спокойно, без надрывного пафоса.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^