Кто стоит в центре нового закона?

Проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», разработанный минздравсоцразвития, принят Государственной Думой в третьем чтении. В настоящее время документ находится на рассмотрении в Совете Федерации

Нашумевший законопроект вызвал бурное обсуждение не только на парламентских слушаниях, но и в обществе неспроста. Закон с объективно непростой судьбой, долженствующий стать базовым документом отрасли, устанавливает новые принципы охраны здоровья, взаимоотношений врачей и пациентов, конкретизирует права граждан и гарантии реализации этих прав в области охраны здоровья.

Ничуть не меньший шквал вопросов, мнений и сомнений вызвал законопроект и в медицинском сообществе. В связи с этим мы провели целую серию семинаров с руководителями учреждений по обсуждению основных положений законопроекта. Мне, как руководителю отрасли, важно узнать мнение людей, их настрой на работу, их готовность меняться в связи с нововведениями. Причём важно, разумеется, не только мнение врачей, но и населения, и пациентов.

Законопроект содержит много новаций, причём многие из них уже работают, но не урегулированы законодательно. Я приведу здесь наиболее принципиальные нововведения.

Новый федеральный закон вводит понятийный аппарат - впервые получают законодательное закрепление понятия «медицинская услуга», «профилактика», «диагностика», «лечение», «пациент».

Законопроект закрепляет права граждан на новые виды медицинских услуг. Так, впервые вводится понятие паллиативной помощи, направленной на облегчение страданий неизлечимо больных.

Статья 78 законопроекта посвящена оказанию платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Эта статья вызвала наиболее бурное обсуждение и обвинения в попытке окончательно узаконить коммерциализацию здравоохранения. Напротив, новый закон более чётко закрепляет за гражданами право на полностью бесплатное медицинское обслуживание в рамках программы государственных гарантий.

Новый законопроект вводит универсальные порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Стандарты станут обязательными для всех медицинских учреждений, порядки – только для участвующих в программе государственных гарантий. Уже подготовлены соответствующие документы по 60-ти основным направлениям медицинской помощи. Для чего? Во-первых, порядки и стандарты определяют гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, регламентируют этапность её оказания, необходимый уровень оснащения оказывающих её учреждений. Во-вторых, наличие порядков и стандартов лечения позволит жёстче контролировать государственные расходы на бесплатную медицину.

Много новаций касается репродуктивных технологий. Впервые декларировано право граждан на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов, использование донорских половых клеток с получением всей необходимой информации о доноре. Законопроект также предусматривает регулирование суррогатного материнства, допускает применение вспомогательных репродуктивных технологий для мужчин и женщин, не состоящих в браке, а также применение этих технологий одинокими женщинами. Для женщин, желающих сделать аборт, установлен период ожидания для обдумывания окончательного шага.

Изменения ждут и медицинских работников. Закон вводит новую систему аккредитации специалистов – получения индивидуальных допусков к опредёленным видам медицинской и фармацевтической деятельности. Аккредитованные по новым правилам работники будут нести личную ответственность за результаты своей работы. Сейчас же при наличии претензий пациентов к качеству медицинской помощи гражданскую ответственность перед ними несут медицинские учреждения.

В законопроекте приняты меры к урегулированию ещё одного острого, в том числе и для нашей республики, вопроса. Он касается взаимоотношений системы минздрава с независимыми профессиональными объединениями. Недовольный глас ассоциации частнопрактикующих врачей прорвался недавно на страницах «Информ Полиса». Так вот, новый закон даёт профобъединениям право на участие в разработке порядков и стандартов медпомощи, аттестации специалистов и заключении тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования, но при условии их аккредитации федеральным органом исполнительной власти.

Не так давно мы провели межрегиональный семинар по ряду новых законопроектов с участием руководителей здравоохранения Красноярского края, Иркутской области и Бурятии. Скажу прямо, медики отнеслись к грядущим новшествам достаточно ревниво – было выдвинуто немало критических замечаний к новому законопроекту. Но, подытоживая, признали законопроект «Основ…» несомненным шагом вперед, без которого тогда теряется смысл и пресловутого ФЗ-83 (о котором я уже писал в своём блоге), и закона «Об обязательном медицинском страховании», отдельные положения которого вводятся с первого января 2012 года.

Итак, я привёл здесь наиболее обсуждаемые и в СМИ, и в медицинском сообществе новации законопроекта, причём по ряду позиций мои комментарии либо принципиально отсутствовали, либо носили разъяснительный характер. Всё это для того, чтобы вы могли составить своё мнение в «чистом виде». Вот его-то я и надеюсь получить. Жду ваших комментариев на блоге.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^