Лечить нельзя платить. Где ставим запятую?

Вопрос этой самой запятой, пожалуй, самый обсуждаемый в медицинском сообществе и не только. На почту Минздрава, на наш сайт приходит масса вопросов и от рядовых граждан, и от медиков относительно платных медицинских услуг. Почему в ряде случаев пациент платит? За что он платит и кому? Кто определяет цены? Что законно, а что нет?

Сразу определимся с главным. Действующее законодательство разрешает медицинским учреждениям оказывать платные медицинские услуги при условии первоочередного выполнения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Принятый в конце 2011 года ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» отдельной статьей №78 (глава 10) оговаривает правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам. Казалось бы, оговорено все – от понятий, условий и исполнителей до порядка предоставления, ответственности и контроля.

Но на деле возникают не только вопросы, а разгоряченные споры, конфликты и обращения в прокуратуру, рожденные недопониманием и слабой информированностью наших пациентов и их родственников. Хотелось бы, чтобы в этом щепетильном вопросе не было полутонов и подводных камней, нужно, чтобы все обрело четкие краски и ясные очертания. Причем нужно это обеим сторонам – и медикам, и их пациентам.

Итак, первое. В соответствии с Программой государственных гарантий (ПГГ) всем гражданам РФ гарантирован определенный объем бесплатной медицинской помощи. В Программе четко определен порядок и стандарты оказания медицинской помощи, перечень лечебно-диагностических процедур и лекарственных средств, предоставляемых пациенту бесплатно.

Второе. Бесплатная медицинская помощь гарантирована ст.41 Конституции РФ, закрепляющей право каждого гражданина на ее получение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Но фраза «бесплатная медицинская помощь» не означает, что за нее никто не платит. Та же статья Конституции разъясняет, что это происходит «…за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений».

С экранов телевизоров, в печати, не говоря уже об Интернете, слышится много рассуждений людей, берущих на себя роль «экспертов» в области здравоохранения. Они много и пространно рассуждают о недостаточном перечне бесплатных медицинских услуг, неполном списке бесплатных лекарств, о финансовом дефиците программы госгарантий и даже сравнивают нас с экономически благополучными странами. А смысл? Ведь все вышеперечисленное должно быть, прежде всего, РЕАЛЬНО ВЫПОЛНИМЫМ и АДЕКВАТНЫМ той социально-экономической ситуации, в которой мы живем - здесь и сейчас.

Они рассуждают, словно не понимая, что на другой чаше весов – вопросы доступности, очередей, времени ожидания диагностических исследований или госпитализации. Подобные рассуждения ничего не разъясняют обычному гражданину, а только запутывают и отравляют его злобой и раздражением против всей отечественной медицины.

Точно такое же «правило весов» работает и в отношении платных медицинских услуг. Как только мы попытаемся «убрать с весов» декларированные законом платные услуги, так сразу же «потянут вниз» проблемы с очередями, временем ожидания и «неформальными платежами» мимо кассы.

Таким образом, платная медицина не только имеет право на существование, но и в ряде случаев просто необходима. Какой же такой «ряд случаев» дает право на жизнь платной медицине?

Во-первых, это дефицит врачебных кадров. Мы никогда не делали из этого секрета: в Бурятии средняя укомплектованность лечебно-профилактических учреждений врачами составляет 56,7%, а по ряду узких специалистов и того меньше. Соответственно, нагрузка на каждого отдельного врача возрастает в разы. Выход? Оказывать медицинские услуги за счет увеличения продолжительности рабочего дня. Но эту продолжительность нужно оплачивать, что в ряде случаев и делает пациент за счет своих личных средств.

Во-вторых, время ожидания. В соответствии с Программой госгарантий допускается ожидание планового приема врача и лабораторных исследований до 14 дней, а плановой госпитализации до 20 дней. Если же пациент хочет исключить этот период ожидания, он вправе получить нужную помощь на платной основе. А медучреждение вправе ее оказать. Я подчеркиваю слова «ХОЧЕТ» и «ВПРАВЕ».

Далее. Загруженность медицинского оборудования. Возьмем самый яркий пример – компьютерная томография. По нормативам каждое исследование занимает 1 час. Продолжительность работы рентгенолога за аппаратом составляет 5 часов (остальное время на анализ и описание снимков). Значит, в день это исследование могут получить не более 5 пациентов, причем сюда войдут и тяжелые (первоочередные) и стационарные больные. Выход – внерабочее время врача за дополнительную плату.
И так далее. Почему я все это так подробно объясняю. Потому что пациенты или их родственники часто путают понятия «платные услуги» и «поборы». Путают, возможно, не улавливая их главного отличительного признака – законных оснований. Кстати, и эти два, так внешне похожих, но на деле диаметрально противоположных понятия тоже находятся на разных чашах весов. Как только мы упраздним платные услуги, так сразу в разы возрастут «неформальные платежи». Это не значит, что я так плохо думаю о врачах. Просто я реалист и знаю, что чаще всего инициаторами подобных платежей мимо кассы выступают сами пациенты. Что также не дает мне оснований думать плохо о пациентах. Причина всегда в системе, оставляющей лазейки для подобных фактов, а то и прямо подталкивающей под локоток обе стороны процесса.

Декларированные законом платные медицинские услуги как раз закрывают эти лазейки, и в то же время не лишают возможности получить, к примеру, более комфортное пребывание в стационаре тех пациентов, которые могут себе это позволить.

Надеюсь, я убедил, что платные медицинские услуги являются правомерным дополнением к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи и на данном историческом этапе они помогают решать многие проблемы здравоохранения.

От медицинских организаций требуется лишь четкое информирование пациента о порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг: от режима работы специалистов до прейскуранта утвержденных цен и т.д.

Кроме того (и это чрезвычайно важно!) пациент должен быть проинформирован о возможности получения данного вида медицинской помощи бесплатно в рамках программы госгарантий. Информация каждого медицинского учреждения должна быть представлена в доступной пониманию форме на информационных стендах, экранах, роллерах и на сайте учреждения в сети Интернет.

Только таким образом платные медицинские услуги могут и должны предоставляться пациенту, при условии соблюдения самого главного принципа – ДОБРОВОЛЬНОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ (согласия или желания) самого пациента.

И еще одна ремарка. Законным представителем интересов пациента является медицинская страховая компания, и в спорных случаях она выступает в роли его адвоката. Поэтому, при возникновении подобных ситуаций пациент может обращаться как к нам, так и напрямую в страховую компанию.
Жду ваших комментариев, вопросов, предложений по теме.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^