9-10 сентября в Москве я участвовал в ежегодном бизнес-форум российского ритейла. В этом году он имел четкое название «Тысяча первых». То есть собрались лучшие представители ритейла работающие на рынке России. Это не только отечественные компании, но и ряд крупных международных игроков.
Из участников можно отметить безусловных лидеров рынка – «X5 Retail Group». Компания владеет «Пятерочкой», «Перекрестком», сейчас заканчивает переговоры о вхождении «Копейки». Питерская «Лента», московский «Мосмарт». Сеть аптек «36,6», IKEA, «Ашан», «Эльдорадо» и многие другие. В общем компании, которые реально влияют на рынок ритейла, на ценообразование, на конечного потребителя. Широко была представлена и власть – министерство промышленности и торговли России, Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-Промышленная Палата, другие ведомства и общественные организации.
Я поехал туда, чтобы получить представление о российском ритейле сегодня, и узнать как он будет чувствовать себя завтра. Форум проходил в достойном месте – отеле «Рэдиссон-Украина». Сначала было пленарное заседание, на котором и присутствовала та самая тысяча лучших ритейлеров. Затем проходила работа по секциям.
Что мне особенно запомнилось? Одним из острейших обсуждаемых вопросов был введение в действие федерального закона «О торговле». На форуме было четко обозначено - в ближайшее время закон серьезно повлияет на дальнейшее развитие ритейла. Мнение бизнеса на закон уже сформулировано – есть понимание этого закона, но не прописана регуляция. Нет пока еще прецедентов применения закона, нет практики. И отечественный ритейл находится в ожидании, как УФАС будет влиять на рынок с помощью этого инструмента.
Крайне интересной оказалась тема новейших технологий при строительстве запуске и эксплуатации торговых комплексов и магазинов. Нам было предложено в большей степени уходить в «зеленые технологии».
Современный ритейл ищет все пути на снижение издержек. И «зеленые технологии» являются одними из приоритетных в этом направлении. Например, сегодня на Западе кровлю стараются делать сразу с учетом размещения на ней солнечных батарей.
Прогресс идет вперед, в том числе и у производителей солнечных батарей. Совсем недавно их размещение было невыгодно. Мы считали у себя экономику. Когда солнечные батареи окупаются через 10 лет, то проект автоматически становится нерентабельным. Но сегодня, когда мы уходим в пять и менее лет окупаемости, это становится интересно. Тем более, что пару раз в год у нас повышаются расходы на электроэнергию. Также мы видели примеры использования ветряных электростанций, аккумулирующих энергию.
Одним из очень интересных ноу-хау было о воде, которую много используют в бизнес-процессах. При росте затрат на воду, прозвучало предложение об использовании ритейлом дождевой воды. Есть рекомендации о ее сборе и использовании. Технологии очищения и использования дождевой воды в технических целях уже имеются. Инициаторы проекта указывают на значительную экономию для ритейла.
Прозвучали и другие интересные мысли о дальнейшей судьбе ритейла в России. Есть предложения об объединении сетей в некие Союзы, например закупочные. Они могли бы выставлять свои предложения производителям, добиваясь снижения цен в прайс-листах. Но это больше касается запада России, где оптимальным транспортным плечом для логистики считается не более 500 километров. Тем не менее, предложения такие есть, и мы будем их рассматривать.
Конечно, много разговоров было о слияниях и поглощениях. Кризис серьезно изменил рынок. Сильные, компании (в масштабах страны) стали сильнее, слабые – слабее, а некоторые исчезли с рынка. Но до сих пор большие игроки рассматривают процесс вхождения в другие регионы на уровне городов «миллионников». Или их интересуют города, как минимум не менее 700 тысяч населения. Улан-Удэ, как мы знаем, в пределах 500 тысяч человек. Поэтому в ближайшие годы, операторы крупного масштаба к нам заходить не будут. В этом есть положительный момент. Мы можем развиваться, и существующая конкуренция на рынке не настолько обострена, чтобы делать трагедию. У Бурятии есть возможность развивать собственные региональные торговые сети.
Также была хорошая секция о социальной ответственности бизнеса. Об этом нельзя не сказать. К вопросу можно относиться по разному, но на форуме однозначно говорилось – бизнес, власть и общество неразделимы. Подчеркивается, что работая в активном бизнесе нельзя не быть социально ориентированным. Иначе бизнес может оказаться на обочине. Об этом говорилось прямо и открыто.
Естественно на форуме «Тысяча первых» было много дискуссий о состоянии ритейла в связи с экономическим кризисом и его фазах, о ценах на продукты, о запасах продовольствия в связи с засухами и пожарами. Но об этом уже в следующем посте.