О Калашникове и Чингисхане

Мне много говорили о книге Исая Калашникова «Жестокий век». В общих чертах , что это эпический роман, требующий времени и внимания. Давно присматривался, но в рабочей суете, при недостатке времени, никак не удавалось на нем остановиться. В мае выдался на пару недель отпуск. Честно говоря, с некоторым волнением брал в руки том в 975 страниц в подарочном издании. Взял и погрузился с головою, прочитал на одном дыхании. Вынырнул с массой впечатлений и чувств. Поделюсь некоторыми.

Это книга дает полное понимание, почему Чингисхана называют человеком тысячелетия. Есть у него такой статус. О Чингисхане много говорят, но только из этой книги для меня лично, стала понятна его значимость, его мощь и вклад в развитие человечества. Не зря его победы и достижения приводят в восторг миллионы людей. Человек, пройдя испытания тяжелого детства и юношества, сумел добиться такой монументальной власти и беспримерных завоеваний. Это книга, прежде всего, о сильном человеке, а такие примеры всегда вызывают у читателей интерес.

Давайте вспомним. Чингисхан объединил вокруг себя некогда разрозненные, воевавшие между собой, монгольские племена. Далее был Китай, Средняя Азия, дошел до Киевской Руси. Но кроме военных подвигов было еще и государственное устройство – на всей империи действовал свод законов Чингисхана, причем, жестко и неукоснительно соблюдающийся. А его, некогда, одинокие кочевные юрты превращались в города с инфраструктурой.

Два года назад я побывал в ХарХорине, в 400 километрах от Улан-Батора. Это древняя столица Монголии, образованная Чингисханом. Затем там правили его сыновья. Это была настоящая столица мощного государства. С развитой торговлей, с визитами правителей других государств и другими атрибутами мегаполиса. Даже с Древней Руси приезжали послы для согласования, как бы сейчас сказали, кадровых назначений. Караванные торговые пути из Европу в Азию, тоже во многом заслуга Чингисхана.

И немаловажный фактор присутствия в государстве Чингисхана межконфессиональных отношений. Все присутствовавшие на тот момент религии, каким-то образом, уживались, учитывая наличие разных народов и громадную территорию.

Безусловно, на протяжении всей книги у меня была внутренняя борьба. Насколько была оправдана жестокость Чингисхана? Где та грань между достижением цели и ценой (тысячи жизней) которую платил Чингисхан? Неповиновение – смерть. Отступление – смерть. Враги перебежчики – смерть. И так далее.

У меня есть мнение по этому поводу. Чингисхан - человек своего времени, своего народа. Так развивались исторические события, что именно в то время, именно ему предначертано достигнуть небывалых успехов, в том числе с помощью весьма жестоких вещей. В том и величие книги Исая Калашникова, что Чингисхан представлен со всем набором качеств, плохих и хороших. И жестокость, и любовь, и доверие, и преданность, и предательство. С первой до последней страницы книги вся жизнь Чингисхана проходит сквозь жестокую борьбу. Реально понимаешь и осознаешь название книги «Жестокий век».

Советую прочитать, благо летом есть на это время, впереди у многих отпуск.

И об Исае Калашникове. Когда я все прочитал и сопоставил, то меня поразило, как смог Исай Калистратович, будучи не монголом, а семейским, поднять такой пласт монгольской истории. А затем изложить красивейшим литературным русским языком.

Он писал роман 10 лет, то есть посвятил значительную часть жизни этой книги. Ездил в Москву. Сидел в библиотеках в архивах, изучал первоисточники. Великий труд, безусловно.

В связи вот с таким культурным потрясением, как чтение «Жестокого века», у меня появилось два новых литературных увлечения. Намереваюсь дальше изучать Чингисхана, и попытаюсь одолеть «Сокровенное сказание Монголов». С другой стороны продолжу читать Исая Калашникова. На очереди - «Разрыв-Трава».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^