Отрытое письмо Полосину Андрею Владимировичу

Сегодня мы узнали, что Андрей Владимирович Полосин желает встретиться со всеми представителями общественных организаций социальной направленности. Это очень хорошая новость. В преддверии эпохального совещания, разрешите рассказать о достижениях нашей организации и проблемах, с которыми мы сталкиваемся.

До 6 марта 2009 года наш фонд назывался «Региональный общественный фонд строительства жилого комплекса инвалидов-колясочников и создания безбарьерной среды в Республике Бурятия». Такое название было в 1999 году дано фонду при регистрации в связи с тем, что строительство комплекса, ведущееся с 1995 года, было заморожено. И пусть не удалось найти деньги на окончание строительства за рубежом, все же фонд смог пролоббировать продолжение стройки в Бурятии и в Правительстве России. Мы постоянно писали письма, отслеживали попадание объекта во все бюджеты. По нашему предложению комплекс начали сдавать по частям. 8 мая 2009 года был сдан в эксплуатацию третий жилой блок дома, теперь здесь живут 83 семьи инвалидов-колясочников. В связи с выполнением миссии, название организации поменяли на фонд «Общество без барьеров», расширив его смысловое значение. Сдачу в эксплуатацию комплекса колясочников мы считаем одним из самых больших достижений. К слову, здесь теперь располагается офис нашей организации, мы имеем полную доступность (лифт, широкие двери, поручни), все условия для работы!

Начиная с 1999 года, формирование безбарьерной среды было приоритетом организации. В 2001 году представитель фонда вошел в Улан-Удэнскую комиссию по согласованию проектов, где отслеживал соблюдение норм безбарьерной среды. В 2003 году председателя фонда Горбатых Г.А, включили в республиканскую комиссию по приемке объектов площадью свыше 1500 кв. м., а также в градостроительный совет г.Улан-Удэ. В 2007 году Красиков Н.М. вошел в комиссию по переводу объектов из жилого в нежилое. Благодаря каждодневной работе с проектами, выездам на места строительства для консультирования, постоянным письмам и обращениям год за годом формировалась безбарьерная среда в Улан-Удэ. На сегодня в городе свыше 750 доступных объектов социальной инфраструктуры, не беря в расчет количество доступных тротуаров, переходов. Для города с 350-тысячным населением это очень много (сравнивая с другими подобными городами в России). Доступны даже такие объекты, как Народный Хурал РБ, здание правительства, налоговой инспекции, пенсионного фонда, поликлиники, администрации районов, гостиницы, не говоря уже о многочисленных торговых центрах и магазинах. В 2009 году представитель Фонда вошел в состав Административной комиссии по формированию доступной среды при Министерстве социальной защиты РБ. Министерство не согласовывает проекты зданий свыше 1500 кв.м. без нашего участия. Таким образом, доступность в Бурятии создается пошагово, постепенно, путем тесного сотрудничества НКО с государственными органами.

Начиная с 2003 года, фондом было реализовано свыше 9 проектов в области продвижения инклюзивного образования для детей-инвалидов. В основном, упор делался на работу с общественным мнением. Среди прочего проведено 3 республиканских форума, 5 республиканских кинофестивалей «Кино без барьеров», снято 9 социальных роликов, выпущено свыше 15 бюллетеней и методических пособий. В Улан-Удэ созданы две экспериментальные площадки инклюзивного образования на базе школ №4 и №65. Проводились многочисленные мероприятия для людей с инвалидностью, в особенности для инвалидов-колясочников. Применялись такие формы работы, как сборы по обучению пользованию активными колясками, слеты молодых инвалидов, культурно-спортивные фестивали, спартакиады. В 2001 году фондом был проведен первый в России конкурс красоты девушек-колясочниц. В 2009 году начата реализация проекта, поддержанного национальным благотворительным фондом РФ «Я работать бы пошел, пусть меня научат!», в рамках которого инвалиды-колясочники обучаются навыками изготовления изделий народно-прикладного творчества.

Сотрудники фонда придают большое значение соотнесению целей и задач фонда с общемировыми тенденциями в своей сфере. Так, Будаева Э.Х. и Горбатых Г.А. выиграли двухгодичные гранты на обучение в магистратурах Америки и Канады по специальности «Public Administration». Вернувшись на работу в свою организацию со знанием языков, новым видением мира, начали активно участвовать в международных конференциях, семинарах.

Руководители нашей организации входят во все совещательные органы: Совет по делам инвалидов при Правительстве РБ, Комиссию по правам человека РБ, Совет общественных организаций при Министерстве социальной защиты РБ, Общественный Совет при избирательной комиссии РБ, Общественный совет при Министерстве Юстиции РБ. Во всех этих органах представители фонда действуют по принципу «Ничего для нас без нашего участия», успешно добиваются изменения социальной политики в отношении инвалидов.

Теперь о наших проблемах. Организация располагается в экономически депрессивном регионе России. Практически отсутствует финансовая помощь от местных властей. В других регионах существуют программы по финансированию особо значимых социальных мероприятий и проектов общественных организаций. А у нас наличествует финансовая зависимость существования организации от выигранных грантов. Спонсорская помощь незначительна. А ведь гранты – это лотерея. Даже если нам удается выигрывать в эту лотерею десять лет подряд каждый год, это все же не снимает чувство нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне. Каждый сотрудник принимается на работу на период гранта. В грантах не предусмотрены такие понятия, как «отпускные», поэтому в фонде нет официальных оплачиваемых отпусков. Выручает то, что сотрудники фонда получают пенсии по инвалидности первой группы и этим отчасти социально защищены. Но самым лучшим путем выхода из ситуации было бы обретение фондом «эндаумента» согласно закону о целевом капитале НКО, причем он должен быть не менее 3 млн. рублей. Для нас это – заоблачная, нереальная сумма.  

Очень мешает продолжающееся непонимание самой сути нашей работы, её целей и задач. Среди доноров по-прежнему преобладает настрой оказать инвалидам «адресную помощь», раздать по килограмму муки, по инвалидной коляске. Вместо того, чтобы чему-то научить людей, поддержать целевые программы, общественные организации, являющиеся ресурсными центрами для людей с инвалидностью. Капля камень точит, постепенно люди поймут, что нужны системные изменения, а не элементарная, бессистемная раздача помощи, культивирующая иждивенцев. Мешает также подозрительное отношение властей и общественности к грантам, имеющим иностранное происхождение. Нас открыто упрекают в отсутствии патриотизма. А что ж, если такие патриоты, не помогаете сами, не учреждаете местные конкурсы грантов?

Неясен статус наших специалистов, вообще нет такой профессии «работник общественной организации». А ведь мы давно не волонтеры, работаем десятки лет и считаем себя профессионалами. А когда речь идет об оформлении наград или грамот, неясно бывает даже, к какому ведомству нас причислить. Да и никто не рвется нас особо награждать, несмотря на то, что мы, инвалиды первой группы, работаем, привлекаем в республику деньги, платим налоги и осуществляем важные социальные программы.

Мы намерены чаще проводить публичные акции, выходить «в люди», показывать свою работу на деле. То, что большинство сотрудников – инвалиды-колясочники, затрудняет работу. Целая проблема – доставить на работу несколько колясочников, разгрузить их коляски. В течение дня, бывает, это нужно сделать несколько раз. В организации нет доступного транспорта, микроавтобуса с подъемником. А зимой к этим трудностям добавляется резко-континентальный климат Бурятии, когда в январе бывают морозы до минус сорока и сталь колясок просто трескается на холоде. В идеале, организации помог бы микроавтобус с подъемником, но нет средств на его покупку, а самое главное, содержание. Конечно, есть социальное такси. Но это дороговатая вещь! Мне, например, чтобы съездить на диализ и обратно, надо заплатить 100 рублей. Но жаловаться на жизнь мы не привыкли.

Наши предложения:

- Создать в Республике полноценный фонд местного сообщества, который бы аккумулировал средства и администрировал бы конкурсы грантов социальной тематики.

- Принять Закон о государственном заказе для НКО.

- Проработать вопрос о выделении целевого капитала для одной НКО каждый год из республиканского бюджета (на конкурсной основе).

Работники регионального общественного фонда «Общество без барьеров».


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^