У детей-инвалидов должен быть выбор

14 сентября 2010 года в малом зале Народного Хурала состоялось заседание комитета по социальной политике, рассмотревшего вопрос "О развитии инклюзивного образования в Республике Бурятия".

Обсуждение темы было инициировано инвалидами-колясочниками из нашего общественного объединения "Общество без барьеров". Наша организация с 2003 года продвигает в Республике Бурятия идеологию инклюзивного общества и соответственно, инклюзивного образования. Инклюзия – значит включение, когда все люди живут и учатся вместе, взаимодействуют в обществе, а не сегрегированы во всевозможных "специализированных" заведениях. Президент России в 2008 году подписал конвенцию ООН "О правах инвалидов", где инклюзивное образование провозглашается как приоритетная форма образования детей-инвалидов.

Весной 2010 года Мосгордума приняла законопроект, позволяющий маломобильным детям учиться в любом образовательном учреждении столицы. Закон предусматривает, что в каждом классе допускается не более трех учащихся с ограниченными возможностями, а в школе в целом доля таких учеников не может превышать 10%. Первого сентября в Москве свои двери открыли сразу девять школ-новостроек. Во всех создана безбарьерная среда для детей-инвалидов. Неважно, по какому проекту, типовому или индивидуальному, возведены новые объекты - все они оборудованы специальными приспособлениями, которые позволят маломобильным детям чувствовать себя комфортно в школьных коридорах и классах.

Школы адаптации, коррекционные школы и другие специальные заведения, безусловно, нужны. Но у детей-инвалидов и их родителей должен быть выбор. Согласно закону "Об образовании", если в учебное учреждение общего типа приходит мама с заявлением о приеме ребенка с ограниченными возможностями, то отказать ей не могут. Но родители таких детей, как правило, в школу и детсад не приходят – их там не ждут. Учебное заведение общего типа – детский сад, школа – не заинтересовано учить ребенка с особыми образовательными потребностями, потому что Минобразования платит за него, как за ребенка без инвалидности. Если ребенок-инвалид все-таки попадает в обычную школу, то надеяться на помощь или индивидуальный подход не приходится (если только учителя и администрация не пойдут навстречу).

В рамках грантовых проектов фонд "Общество без барьеров" в порядке эксперимента в течение трех лет совместно с администрациями школ, учителями и родителями создает условия для детей-инвалидов в двух школах Улан-Удэ - №№4 и 65, в настоящее время фокусируется на школе №47. Но мы, активисты с инвалидностью и энтузиасты-учителя, не можем изменить ситуацию в корне без финансовой, методической и организационной поддержки официальных органов образования.

К примеру, бывшие дети-надомники, в том числе колясочники, перешли из школы №60 в четвертую. Там за их обучение платили свыше 60 тыс. рублей, в четвертой – 12 тыс. рублей. Нам непонятна такая логика. И вообще, со временем нужно пересмотреть контингент учащихся школы № 60 в Улан-Удэ, коррекционных школ, надомников. В первую очередь, обратив внимание на детей без нарушений в интеллектуальной сфере. Насколько оправдано применение повышенных нормативов на обучение части детей с более легкими формами инвалидности в коррекционных школах и школе социальной адаптации №60? Если школа коррекционная, то каков процент "скорректированных" учащихся, переведенных в обычную школу? Насколько оправдано обучение на дому 1050 детей? Скольких детей можно пригласить в школу общего типа, создав минимальные условия, проявив желание помочь и добрую волю?

Не нужно забывать о том, что в каждом сельском районе просто нет возможности содержать сеть специальных школ и зачастую в селе одна-единственная школа. Вот эта школа де-факто на сегодня и принимает детей-инвалидов, не получая никакой поддержки для их обучения и воспитания.

Нужно разработать повышенные нормативы финансирования обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа. В Архангельской области такой закон принят и норматив равняется 30 000 рублей (на ребенка без инвалидности в обычной школе у них норматив 14000 рублей). Всего в школах общего типа Республики Бурятия, по данным Минобразования, учится 1527 детей с инвалидностью, 191 ребенок посещает детский сад.

Инвалидность у детей разная, есть ребята с соматическими заболеваниями, не нуждающиеся в каких-то особых условиях. В инклюзивном образовании пока могут участвовать дети не со всеми заболеваниями и повышенный норматив будет распространяться не на всех.

У нас есть психолого-медико-педагогическая комиссия, а также медико-социальная экспертиза, составляющая индивидуальную программу реабилитации. Специалисты могут обследовать ребенка и предложить оптимальную форму обучения с учетом психофизиологических возможностей ребенка и желания родителей, отразить это в индивидуальной программе реабилитации.


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^