Организация инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» продолжает бороться с ветряными мельницами системы образования, не желающей меняться и принимать в обычные школы (детские сады) детей с инвалидностью. Ситуация интересная: вроде бы все «игроки» образовательного поля за инклюзию, но в то же время нет никаких правовых актов российского уровня, разъясняющих регионам, как и что делать. Нет системы подготовки специалистов. А имеющиеся «олигофренопедагоги» и «дефектологи» заточены под работу в «специально созданных для детей-инвалидов учреждениях»
У нас в Бурятии есть «дон кихоты» этой гуманной системы образования: наша организация, некоторые чиновники системы образования, директора и коллективы школ, на бесплатной основе применяющие инклюзивные подходы, ну и конечно, родители детей-инвалидов, рискнувшие определить чадо в обычную школу.
«Общество без барьеров» делает все, что в силах общественников. 21 марта колясочники «высадили» инклюзивный десант в школу № 13, коллектив которой согласился на эксперимент. Ограниченный контингент людей с неограниченными возможностями показал детям фильмы о людях с инвалидностью, провел уроки доброты, обследовал школу на архитектурную доступность. Был составлен план дальнейшей совместной работы. Так, предстоит строительство пандуса к зданию школы и переоборудование туалетной кабины на первом этаже для доступа маломобильных учеников. Нужно искать спонсоров, денег на это нигде не предусмотрено. Уже первого сентября 2011 года в школе появится ученик, нуждающийся в безбарьерной среде. В июне администрация школы планирует пригласить детей-инвалидов и их родителей на летнюю оздоровительную площадку. Ведь здание школы расположено на опушке леса.
Обнадеживает намерение Уполномоченного по правам ребенка Вежевич Т.Е. организовать специальный круглый стол по поиску решения проблем инклюзивного образования в Республике. Мероприятие состоится в апреле.
Министерство образования и науки Республики Бурятия обещало разработать повышенный коэффициент подушевой оплаты за обучение детей-инвалидов в обычных школах. Пока вопрос не решен. И все же самый главный барьер – не финансовый. Барьер – у нас в голове.