Для участия в проверке привлечены специалисты Управления Роспотребнадзора по РБ, Госстройнадзора РБ, Управления ветеринарии РБ, Управления Росприроднадзора по РБ, Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия.
Проверкой установлено, что в период с 26 декабря 2013 года по 14 января 2014 года в результате аварийной остановки крематора, предназначенного для сжигания трупов свиней, произошло их накопление до 704 голов. Указанные показатели не превышают нормативы, установленные постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 560 «О нормах расходов в виде потерь от падежа животных».
Проверкой эксплуатации свинокомплекса установлено следующее. Стоимость проекта свинокомплекса составляет более 3 миллиардов рублей, из которых 80% составляют кредитные средства. Для обеспечения оплаты кредитов свинокомплекса Республикой Бурятия предоставлены государственные гарантии с пределом ответственности 623 703 300 рублей на основании договора от 18 апреля 2011 года.
При оплате кредитов предприятию государством возмещаются 2/3 от общей суммы оплаченных процентов, уже выплачено свыше 280 миллионов рублей. С начала реализации проекта государством оказана поддержка предприятию на сумму свыше 250 миллионов рублей. Кромке того, предприятию возмещена часть затрат на разведение и приобретение свиней в Дании свыше 28 миллионов рублей, и часть затрат на приобретение и монтаж высокотехнологического оборудования и специализированного транспорта – свыше 29 миллионов рублей. От возмещения НДС за 2013 год получено 123 359 500 рублей.
Установлено, что общее поголовье свиней на 01 января 2014 года составляло 72 253 головы. По официальной информации предприятия от реализации продукции выручка с августа по декабрь 2013 года составила 286 523 700 рублей.
Эксплуатация свиноводческого комплекса фактически осуществляется с июля 2012 года, до настоящего времени разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено.
Статья 55.24 Градостроительного кодекса РФ запрещает эксплуатацию построенного, реконструированного здания, сооружения до получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию позволяет предприятию не соблюдать в полном объёме требования экологического, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, избегая проверок контролирующих органов.
Фактически предприятие осуществляет деятельность по содержанию свиней и реализацию продукции без документов, подтверждающих соответствие строений строительным нормам, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и ветеринарную безопасность, в том числе, для работающих граждан.
По результатам проверки будет дана оценка действиям контролирующих органов республики в части принятия мер по недопущению и устранению нарушений законодательства в деятельности предприятия.
Установлено, что Республиканской службе строительного надзора РБ заведомо было известно об осуществлении производственной деятельности крупного животноводческого комплекса при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию. Предприятие и 10 его подрядчиков в период с 2001 по 2013 были привлечены службой к административной ответственности.
Несмотря на данный факт, каких-либо действенных мер, направленных на пресечение нарушений градостроительного законодательства, в области охраны окружающей среды службой не принято.
Исполнение полномочий Управлением ветеринарии республики не соответствует требованиям федерального законодательства. Управлением не приняты меры по даче заключения о соответствии размещения животноводческого комплекса действующим ветеринарным нормам и правилам, не организован надлежащим образом государственный ветеринарный надзор, объекты предприятия не внесены в реестры объектов по содержанию и убою животных, объектов по производству, переработке, хранению и реализации продукции животного происхождения, объектов по утилизации биологических отходов.
По выявленному факту в отношении предприятия Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором возбуждено административное производство по ч.5 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. В Арбитражный суд Республики Бурятия направлено заявление о привлечении юридического лица к ответственности, которое находится на рассмотрении.
В Заиграевский районный суд направлено исковое заявление с требованиями: признать действия ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» по несоблюдению градостроительного и природоохранного законодательств незаконными и понудить устранить выявленные нарушения закона.