50% старшеклассников не знают, кем хотят стать

Позвольте представиться, Людмила Дугарова, Центр профессионального ориентирования "Мастер". С этой записи я начинаю цикл статей, которые помогут молодым людям найти себя в жизни  

В новых стандартах образования говорится о том, что уже с первого класса общеобразовательной школы родители сами могут выбирать предметы для своего малыша. Принцип новых стандартов - "на каждого ребенка теперь будет составляться индивидуальная программа обучения, согласно его способностям". По этому поводу у меня возникли вопросы. А судьи кто? Кто возьмет на себя смелость определять способности первоклашки?

На днях проводили классный час по профориентации для 11 класса одной из лучших школ города. 50% выпускников – ни каким образом не ориентированы в многообразии мира профессий и никак не мотивированы в личном выборе будущей специальности. Ни родителями, ни школой, ни друзьями, ни самостоятельно. То есть даже ребята старшего возраста не знают, к чему им стремится. Что уж говорить о первоклашках...

А, ведь, выбор профессии есть одно из самых важных решений в жизни, чаще всего – это выбор жизненного пути. Хотя, сегодня это уже не совсем так, понятия "сословие" многие даже не знают, поменять профессию при желании можно в любом возрасте. Вопрос в другом: на пороге выпускных экзаменов старшеклассники не знают, какие профессии им нравятся, какие профессии лучше для их способностей, навыков и умений. Какую карьеру они хотят построить в своей жизни: вертикальную до директора, или для их психологического типа будет предпочтительнее горизонтальная до профессионала высшего разряда.

Если набрать в поисковике "история профориентации", можно найти массу интересных практических решений. Вот, например. В Европе курс Career Development - «развитие карьеры» - включен в систему образования. Охватывает всех детей с 5 до 14 лет, направлен на самопознание, знакомство с профессиями и планирование карьеры. Конгресс США еще в 1994 году принял Акт, который назвали "School-to-Work" - «Школа — работе». В соответствии с этим документом главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры.

А в Российской Федерации с 2011 года вводятся новые стандарты образования, разделенные на три уровня. Один из которых, профильный, связан с будущей профессией. Но я не нашла каким образом школьник сначала будет выбирать свою будущую профессию, а затем выбирать профильные предметы. Попробую хотя бы отчасти исправить ситуацию.   

Примерный цикл статей, которые я планирую публиковать в моем блоге:

- самоопределение: я б в профессию пошел, пусть меня научат.

- профориентация: что это и для чего. - профориентация, как она у нас есть (наши цифры).

- психолог: друг или враг.

- профессиональная зрелость: компоненты (5-6 статей отдельно по каждому компоненту, пример – выбор профессии: отцы и дети).

- карьерный рост для тех, кто не хочет быть начальником.


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^