Здравствуйте, продолжаем наш разговор о том, каким образом нашим детям все-таки выбрать профессию и как мы можем им помочь в этом. Начнем с того, чем мы уже располагаем
Первое представление о профессиях закладываем мы сами, родители. Каждый день наши дети видят нас, слышат наши разговоры о работе, о зарплате. Таким образом, изо дня в день у наших детей складываются свои представления о профессии мамы и папы, тети или дяди, ближайших родственников и друзей семьи. Но эта оценка эмоциональна, она окрашена как личными эмоциями самого ребенка, так и эмоциями родителей. Вспоминается история из интернета про мальчика, который копил деньги, чтобы "купить" папино время на один вечер. Вспомните, часто ли вы говорите о том, как вы устали, что каждая копейка достается с трудом, какой хороший/плохой у вас начальник или еще что-то еще, что чаще всего мы говорим о своей работе. Вот спросите у своих детей, какой они видят вашу профессию, какое у них представление о том, из чего состоит ваша работа, хотели бы они работать в ней? Когда моему сыну было лет 13, он сказал, что ему больше всего нравится в маминой работе "ставить печать и получать денежки".
Следующий фактор, часто влияющий на предпочтения детей, а порой и самих родителей, это различные фильмы. Сначала написала что книги, но читают сейчас школьники достаточно мало (даже мизерно). Хотя есть замечательные примеры, кто читал книгу нашего бурятского мастера Владимира Митыпова "Геологическая поэма", те меня поймут. Так вот, профессии киногероев, на которые очень часто ориентируются молодые люди, в кино чаще всего показываются только с одной, наиболее эффектной стороны. И почти никогда путь к этой "великолепной" вершине. Может только в ранних фильмах с Брюсом Ли, и то там показан путь физической подготовки, и практически нет главной, духовной, составляющей мастерства.
Что еще? Работа школы: приглашение на классный час ветеранов труда и передовиков производства, экскурсии на предприятия. Раньше в прекрасном (в силу нашего тогда возраста) советском детстве было УПК - учебно-производственные комплексы, где все мы получали основы некоторых профессий, в основном на предприятиях-шефах школ. Сейчас в школы на классные часы и на родительские собрания приходят в основном представители учебных заведений, рассказывают о том какие прекрасные у них учебные классы, преподаватели, общественная и научная работа. Это очень хорошо для тех школьников и родителей, кто уже определился с выбором профессии. И снова нет ответа, а какую профессию выбрать лично мне.
Сейчас существует интернет. Можно найти любую информацию о любой профессии. Содержание профессии, чем конкретно занимается специалист, в чем плюсы и минусы, какую заработную плату платят. Можно найти бесплатные он-лайн тесты на профессиональную пригодность. Остается открытым вопрос, каким образом практически воплотить этот выбор в своей, отдельно взятой, жизни.
Вот почти все основные пути получения информации о мире профессий для наших детей. И всё-таки как выбрать профессию? Для этого существует профориентация – система поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся. Об этом мы говорим в следующей статье.
Самоопределение (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Энциклопедия социологии.
До встречи!