В 2012 году отдел геодезии и картографии Управления Росреестра осуществил 19 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих геодезическую или картографическую деятельность, на соблюдение требований законодательства в области геодезии и картографии.
В результате из 19 проверенных 16 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводят геодезические работы с нарушениями законодательства и нормативных требований в области геодезии и картографии.
Проведенный анализ нарушений демонстрирует печальную картину. Самым распространенным нарушением является нарушение порядка использования материалов Федерального картографо-геодезического фонда. В основном это касается использования нелегальной картографической продукции (в виде скачанных с неофициальных сайтов ЦТП и ЦТК и скопированных номенклатурных листов и их фрагментов), а также данных о координатах геодезических пунктов из законченных отчетов. Печально то, что такими материалами пользуются серьезные организации, выполняющие работы, требующие высокой точности измерений, и при выполнении госконтрактов.
Необходимо отметить, что в организациях и у индивидуальных предпринимателей, выполняющих землеустроительные и кадастровые работы, отсутствует система внутреннего контроля при выполнении геодезических измерений и их обработки. Хотя такой порядок предусмотрен специально разработанной инструкцией, которая является обязательной для всех предприятий, организаций и учреждений, выполняющих геодезические, топографические и картографические работы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Кроме того, не сохраняются сами материалы, отражающие порядок замеров и расчетов.
Отсутствие системы внутреннего контроля приводит к нарушениям порядка подготовки, выполнения и обработки геодезических измерений, установленных соответствующими инструкциями, что, как следствие, отражается на подготовке документов при постановке на кадастровый учет. Так, например, допускается использование для геодезических измерений непроверенных приборов или приборов, срок поверки которых окончился, геодезические расчеты производятся с использованием нелицензионного программного обеспечения.
В двух случаях индивидуальные предприниматели даже не смогли точно сказать, какими приборами произведены замеры, так как результаты замеров и расчетов им предоставлялись другими лицами по устной договоренности. В межевых планах в этих случаях указаны приборы, свидетельства об их поверках, которые фактически так и не были предъявлены.
При надлежащем контроле готовности приборов и оборудования к работе такие нарушения исключаются.
Снятие законодательством требования к наличию лицензии для выполнения геодезических и картографических работ специального назначения, к которым относятся кадастровые работы, не означает, что их исполнение можно осуществлять без учета требований, установленных инструкциями, правилами, иными нормативными актами.
Основной проблемой реализации возложенной функции по надзору за соблюдением законодательства в области геодезии и картографии в приведенных случаях являются противоречия, связанные с изменением законодательства в области геодезии и картографии, отменой некоторых нормативных актов.
27 декабря 2012 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1435 принято «Положение о федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии», отменяющее существующее Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью.
Новое положение устанавливает осуществление государственного геодезического надзора при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Применять на практике данное положения предстоит уже с начала 2013 года.