Недавно прошли очередные защиты выпускных работ (дипломов бакалавров и магистерских диссертаций). Было снова тяжело, поскольку в общей сложности под моим руководством писали снова больше 15 человек, считая с начала года, очников и заочников. Защиты у нас проходят раз пять в году, нынче были в марте-апреле и июне.
Повторюсь, что нравятся далеко не все выпускники, и даже не все те, кто писал у меня выпускные работы. Но часть студентов становится родными, именно из-за них и не жаль времени, потраченного на изготовление бесконечных выпускных работ (22 года!). Это и статистики надо море перелопатить, и судебную практику, проанализировать позиции разных умных людей по выбранной теме. В последние годы часть ребят даже переводят статьи с английского, монгольского и китайского языков. Также проводят собственные исследования и даже эксперименты. С такими конечно, интереснее работать. Помогаю им с удовольствием, поскольку параллельно готовлю их к практической деятельности.
Предлагаемая тема о мошенничестве в Интернете суперактуальна и для Бурятии, и для России, и для всего мира.
Ситуация, связанная с проявлением практик интернет-мошенничества на территории России, может быть охарактеризована как сложная и обладающая неутешительной динамикой. Необходимо учитывать также, что статистика отражает только зафиксированные факты интернет-мошенничества (на самом деле их гораздо больше). Во-первых, люди, пострадавшие от кибермошенничества, зачастую не обращаются в полицию, так как принимают вину на себя. Во-вторых, учитывая медианный ущерб от удаленного типа мошенничества, который, по данным за 2021 год, составил 5 тыс. рублей, пострадавшие могут не считать потерянные средства достаточно значительными для контакта с полицией. В-третьих, недостаточный уровень доверия населения к деятельности правоохранительных органов
Существует множество способов мошенничества в Интернете. Наиболее распространёнными являются такие мошеннические практики, как фишинг (хищение личных данных), онлайн-продажи товаров и услуг, мошенничество в сфере интернет-банкинга. Следует отметить и букмекерские сайты, онлайн-казино, которые также работают по фишинговой схеме.
Мошеннические схемы в Интернете находятся в процессе постоянной трансформации. Особенно это становится заметным в периоды сложных социально-экономических периодов. Так, в период мировой пандемии, появились такие новые формы мошенничества как ложные рассылки о необходимости оплаты штрафа за несоблюдение самоизоляции, комиссии за получение государственных выплат, фиктивные предложения о различных товарах («чудо-таблетках» от Covid-19, очистители воздуха).
Наиболее вовлечёнными в использование Интернета и практики интернет-коммуникаций являются представители молодого поколения. В связи с чем в период с мая по июнь 2022 года проведён анкетный онлайн-опрос среди молодёжи, проживающей на территории г. Улан-Удэ. Сервис Google forms использован в качестве платформы для проведения онлайн-опроса, а полученные данные проанализированы при помощи лицензионной версии программы IBM SPSS Statistics.
В онлайн-анкетировании приняло участие 155 человек. Возраст респондентов от 18 до 30 лет, которых можно поделить на три возрастные подгруппы: младшая - 18-22 (41%), средняя - 23-26 (31%) и старшая - 27-30 (28%). Первая возрастная группа представляет собой учащуюся молодёжь, вторая - выпускников учебных заведений, находящейся в стадии активной профессиональной адаптации в профессиональной структуре, третья группа - работающая молодежь, которая в массе своей уже определилась со своей профессиональной траекторией развития.
Большинство респондентов ответили, что проводят в сети Интернет «от 4 до 6 часов» в день. Для понимания того, на каких онлайн-площадках молодые люди могут встретиться с практиками проявления или рекламы мошенничества им предложено перечислить те интернет-ресурсы, которые они посещают наиболее часто. В лидерах данного перечня оказались социальные сети (85%). После них респонденты отмечали поисковые системы (69%), сайты банков (интернет-банкинг) (43%), электронную почту (42%), новостные ленты (41%) и видеохостинги (38%).
Отмечено, что женщины чаще чем мужчины используют виртуальные социальные сети, при этом мужчины чаще пользуются сайтами знакомств. Кроме этого, представители молодёжи женского пола чаще участвуют в электронной коммерции (совершают онлайн-покупки).
Важным показателем информационной безопасности индивида является его компетентность при использовании Интернета. По результатам опроса 71% респондентов оценили себя как уверенного пользователя, 23% охарактеризовали себя как продвинутого пользователя и 6% - как эксперта.
Согласно результатам опроса 92% респондентов отметили, что они замечали проявления мошенничества в Интернете. Наиболее часто мошеннические действия отмечены в социальных сетях (73%), на электронной почте (40%) и в мессенджерах (39%).
Можно предположить, что частое столкновение с мошенническими действиями в социальных сетях и сервисах электронной переписки связано с использованием преступниками технологий социальной инженерии, которая основана на психоэмоциональном воздействии на объект мошеннического действия. Меньше всего мошенничество замечено на площадках электронной торговли, в интернет-магазинах (26%) и иных виртуальных ресурсах.
Наиболее распространённым и известным среди представителей молодежи видом интернет-мошенничества отмечены фейковые просьбы о помощи, направленные на сбор средств. Важно понимать, что указанный вид мошенничества является ярким примером использования технологий социальной инженерии. Мошеннические действия направлены на убеждение жертвы через использование чувства сопереживания событию, беде другого человека или группы лиц с целью получения денежных средств для помощи.
Из результатов исследования следует, что более половины респондентов не знают о таких видах мошенничества, как онлайн-опросы за вознаграждение, поддельные Интернет-магазины, мошенничество с использованием Интернет-банкинга. Этот факт может свидетельствовать о необходимости увеличения информированности современной молодежи о перечисленных видах действия, так как финансовые угрозы могут быть достаточно значимыми.
Доля пострадавших среди опрошенных равняется 26%; еще 59% ответили, что сталкивались с мошенничеством, но вовремя осознали, что находятся под угрозой и смогли ее избежать. Только 15% респондентов никогда не встречались лично с интернет-мошенничеством. Таким образом, 85% представителей современной городской молодежи так или иначе попадались под воздействие мошенников в сети Интернет, что подтверждает актуальность изучаемого тематического поля.
Результаты исследования свидетельствуют о заметной эскалации практик мошенничества в Интернете. Современное российское общество плотно интегрировано в мировое интернет-пространство, занимая 6 место по количеству интернет-пользователей (109 млн. человек). Таким образом, для сохранения общественной безопасности особое внимание должно уделяться как научному изучению, так и практической работе в области пресечения практик интернет-мошенничества.
Далеко не все имеющиеся практики мошенничества в сети Интернет хорошо знакомы современной молодёжи. Менее половины из них знают о возможных противозаконных действиях со стороны третьих лиц в области интернет-банкинга. Это свидетельствует о необходимости развития социальных проектов в области просветительских курсов по цифровой и финансовой грамотности для молодого поколения. Следует продолжить обучение со стороны образовательных учреждений и банков для уменьшения числа жертв.
Среди перспектив для исследования мошенничества в Интернете выделим следующие направления: Во-первых, в связи с интеграцией Интернета в повседневную жизнедеятельность людей, проведение сравнительного анализа по различным возрастным группам населения. Во-вторых, определение и систематизация факторов виктимизации пользователей сети Интернет в процессе постоянного распространения практик интернет-мошенничества. В-третьих, важным с точки зрения практического применения результатов станет углубленное изучение существующих и потенциальных возможностей превентивных методов общественного мониторинга появления новых форм в виртуальном пространстве.