По следам новости – «В Улан-Удэ на остановке убили 17-летнего подростка»
Время от времени привожу студентам пример, как надо бороться за жизнь. Когда разбираем квалификацию ст. 105 ч. 2 п. «б» (Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом выполнением общественного долга) УК РФ.
Единственный случай помню из 90-х, когда парня, пусть его имя будет Андрей, который не побоялся дать обличающие показания в отношении бандитов, пытались убить. Это было зимой. Сначала его избили два-три человека. Затем один из них пытался нанести удар Андрею в шею, он схватил лезвие ртом, сильно порезавшись. Они закинули его в багажник «Жигулей». Андрей, истекая кровью, продолжил борьбу за свою жизнь. Он изнутри открыл замок багажник и вылетел на ходу на проезжую часть на Верхней Берёзовке (тогда увозили туда на разборки, в том числе убийства. Ныне там коттеджи).
Спасло то, что тогда машин было мало, и он не попал под колёса. Время к тому же было ночное и зимнее. И третий раз его спасло Чудо в виде одинокой машины, которая ехала с Баргузинско-Курумканского направления (точно не помню), водитель и пассажиры не побоялись остановиться и подобрать порезанного, избитого мужчину, раздетого и связанного.
И снова некоторые студенты и взрослые будут говорить об эффекте свидетеля, эффект постороннего, синдром Дженовезе — психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим. Установлено, что вероятность того, что кто-нибудь из свидетелей начнёт помогать пострадавшим, тем меньше, чем больше людей станут просто стоять и смотреть. Другими словами, каждый из очевидцев считает, что помочь пострадавшим должен не он, а кто-то другой. Наоборот, единственный очевидец понимает, что кроме него помочь пострадавшим больше некому, и действует гораздо решительнее (Википедия).
Мне кажется, что это оправдание трусости. Всегда говорила, зачем нам столько борцов-боксёров-... если заступиться некому. На мой взгляд, убеждена в этом с детства, что речь идёт о трусости или равнодушии, о котором писало немало талантливых людей.
«Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Это автоэпиграф к неоконченному антифашистскому роману Бруно Ясенского «Заговор равнодушных», над которым писатель работал в 1935-37 годах, живя в Советском Союзе.
Роберт Рождественский тоже очень жёстко писал о равнодушных:
«... если завтра
погибнет
мир,
он погибнет
только по вашей вине,
равнодушные!
И за то, что вы равнодушны
к стонам чужим и словам,
я желаю яростно,
желаю истово и навязчиво,
чтобы сделалось
лично вам,
персонально вам
сегодня же
больно
по-настоящему!»