24.12.2014
Девальвация рубля, скачки на валютном рынке вызвали небывалый ажиотаж у населения. Многие принялись скупать как товары первой необходимости, так и бытовую технику и даже предметы роскоши. Вот с таким всплеском потребительской активности подвело свои итоги Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия. Каким был этот год? Каковы перспективы развития сферы торговли? Будет ли повышение цен? Об этом и многом другом мы поговорили с заместителем министра промышленности и торговли Бурятии Алексеем Антоновичем Оловянниковым
– Алексей Антонович, что сегодня представляет собой торговая сеть Бурятии?
– Если оперировать цифрами, то на сегодня в республике насчитывается 6189 предприятий розничной торговли, в том числе 78 торговых центров, 31 торговый комплекс, 7 розничных рынков, 1032 объекта мелкорозничной сети и 5041 магазинов. Услуги общественного питания оказывают 1127 предприятий. Свою деятельность осуществляет 3280 объектов бытового обслуживания населения. Всего же в отрасли занято почти 65000 человек.
– Назовите, пожалуйста, ключевые итоги этого года?
– В 2014 году появилось 82 торговых объекта, 10 предприятий общественного питания и 17 средств размещения, из них 3 магазина «Титан», 5 магазинов «Абсолют», 2 ТЦ в Кижингинском и Тарбагатайском районах и 1 ТЦ в Кабанском районе. В самом Улан-Удэ открыт дилерский центр Фольцваген. А до конца года откроются еще 3 супермаркета.
Особо хочу отметить, что в уходящем году были открыты крупные продуктовые супермаркеты в Бургузинском, Мухоршибирском, Закаменском, Джидинском, Заиграевском районах, что позволило обеспечить разнообразными товарами жителей сел и поселков и существенно снизить нагрузку на городскую инфраструктуру.
Объем финансовых вложений в сферу торговли, общественного питания и бытовых услуг составил 1315,5 млрд. рублей.
– Чем этот год запомнился особенно?
– Думаю, и со мной многие согласятся, что наиболее интересным и масштабным проектом стала акция «Сделано в Бурятии», организованная совместно с Информационным комитетом Администрации главы РБ. В рамках акции мы провели дни открытых дверей на предприятиях промышленности и торговли, разработали и презентовали знак и варианты оформления для товаров местных производителей. Специальные наклейки уже появились на товарах, в основном это хлеб, мясные и молочные продукты. К эксперименту уже подключились крупные торговые сети, а некоторые производители уже внедрили знак «Сделано на Бурятии» в свою фирменную упаковку.
– Какие еще интересные тенденции развития сферы торговли этого года Вы можете отметить?
– Сегодня активно развивается интернет-торговля. Раньше схема виртуального оформления покупок была в диковинку. Зато теперь люди активно ею пользуются, оценив удобство таких услуг. На данном рынке заметно активизировались местные компании: «Барис», «Уют», «За рулем», «Вегос М» и другие.
Хочу отметить хороший пример реализации социальной политики в сфере торговли, который выражается в создании сети социальных магазинов. По состоянию на 1 октября 2014 года в республике функционирует 81 социальный магазин.
Также в рамках празднования Дня Российского Предпринимательства был проведен второй ежегодный Республиканский «Рестотур-2014» по популярным заведениям общественного питания в Улан-Удэ.
– Пожалуй, самый актуальный вопрос. Как будет развиваться торговля в условиях кризиса?
– В следующем году, как и в этом, думаю, торговле предстоит пройти серьезные испытания. 2014 год показал, что отрасль готова работать в новых экономических реалиях. Полки в магазинах не пустовали. Стоит отметить, что наши торговые сети ведут очень взвешенную и продуманную политику в области цен и товарных запасов. И сегодня между нами существует достаточно высокий уровень взаимодействия, который позволяет не допустить резких скачков цен и ажиотажного спроса.
– Но цены все же поднялись, и камни полетели на торговлю. Что случилось на самом деле?
– Рост цен, который мы наблюдаем, неизбежен. Есть ряд причин. Конечно, это девальвация. К тому же на фоне роста цен на продукты питания, связанного с существенным повышением курса доллара и евро, дефицитом некоторых товаров, которые пришлось компенсировать поставками из Южной Америки, Белоруссии и других стран, поставщики и логисты увеличили цены на свои услуги, поскольку рынок лишился конкуренции из стран Евросоюза.
Торговля на сегодняшний день может регулировать и формировать цены только надбавками. Поверьте, конкуренция в этой сфере такова, что сделать надбавку на продукты питания в 70-100% невозможно. Люди, сориентировавшись, купят ту продукцию, которая ниже по стоимости.
– А как же быть с ажиотажем, тиражированным в СМИ?
– Мы уже обратились в правоохранительные органы Бурятии с просьбой разобраться в этой ситуации. Улан-удэнцы поддались массовой панике и сметали продукты с прилавков в крупных торговых сетях. Поводом для повышенного спроса стала информация о резком повышении цен. Распространителей подобной информации необходимо привлечь к ответственности.
– Минпромторгу пришлось принять на себя последствия удара возросших цен, воевать с ажиотажным спросом. Что предпринимается для оптимизации ситуации?
– Рентабельность в сфере торговли на данный момент не такая большая – 7-12%. Уровень заработной платы у продавцов невысокий. Кадров не хватает. И говорить о том, что торговля начала заниматься какими-то спекуляциями, нет оснований. Не потому, что я сходил и проверил каждый магазин. Ситуация экономически такая, что не могут магазины позволить себе этого, да и сказывается достаточно высокий уровень конкуренции.
Однако в то же время мы не выпускаем ситуацию из-под контроля. На сегодня организован ежедневный оперативный мониторинг и контроль состояния цен на продовольствие, результаты которого отправляются в Министерство промышленности торговли РФ и в Центр специальной связи и информации в Республике Бурятия. В Минпромторге РБ открыт телефон «горячей линии» 44-40-48, по которому можно сообщить о присутствии в магазинах основных продуктов питания, а также о ценах на них.
– А что с остатками товаров на полках, ведь в основном жители предпочитают делать покупки в последние дни перед новогодними праздниками?
– Товарные запасы в крупных розничных сетях соответствуют сезонным колебаниям, потреблению, а также условиям транспортировки и срокам хранения. Запасы позволяют обеспечить бесперебойную работу магазинов с учетом ближайших поставок. Что касается промышленных товаров, то руководители компаний, работающих в Бурятии, переживают не первый кризис и хорошо понимают, что во время падения курса рубля лучше иметь товарные остатки, чем деньги на счетах. Насколько мне известно, в сетях есть запасы по отделочным и стройматериалам, бытовой химии, и т.д.
– Насколько престижно сейчас, на Ваш взгляд, работать в торговле?
– Уровень заработной платы – это то мерило, оглядываясь на которое, общество с уважением относится к той или иной профессии. Понятно, что заработная плата в отрасли несколько ниже средней по республике. Но сегодня большинство торговых предприятий использует самое современное оборудование и является еще и производителем продуктов питания. В таких компаниях и уровень зарплаты высокий, и работать там престижно. Конечно, существует кадровая проблема, так как продавец всегда находится рядом с деньгами. Поэтому профессия, по-своему, сложная.
– К полномочиям Минпромторга относится и осуществление лицензионного контроля над розничной продажей алкогольной продукции. Как обстоят дела в этой области?
– На сегодняшний день в Бурятии действует 1245 лицензий, выданных на розничную продажу алкогольной продукции. Количество торговых объектов составляет 2336. Мы постоянно проводим плановые и внеплановые проверки. Так, за 11 месяцев 2014 года проведено 115 плановых проверок, в ходе которых выявлено 91 нарушение лицензионных требований, и 68 внеплановых, которые выявили нарушения в 60-ти (88%) проверенных организациях.
Совместно с сотрудниками МВД, Управления Роспотребнадзора, Администрации города Улан-Удэ Минпромторгом проводятся контрольные мероприятия по выявлению нарушений требований законодательства о дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции.
Всего за 2014 год специалистами Минпромторга выписано 233 предписаний об устранении нарушений законодательства, приостановлено действие 87 лицензий, 23 лицензии аннулировано по решению суда.
– Какие основные задачи стоит перед комитетом в наступающем году?
– Во-первых, сохранить уже существующую инфраструктуру торговли, общественного питания и бытовых услуг. Во-вторых, продолжить её развитие и создание комфортной среды в данной сфере.
В Бурятии должно появиться больше новых форматов торговли, обеспечивающих потребности всех категорий граждан. В этой области планируется продолжить работу по открытию новых типов магазинов с современными торговыми технологиями, магазинов «шаговой доступности», упорядочению размещения нестационарной торговой сети, созданию дополнительных социальных магазинов, замене существующих киосков на объекты, отвечающие требованиям современной архитектуры, организации фирменной торговли.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.