10.05.2011
Бывший начальник отдела культуры Закаменского района, а ныне новый директор театра бурятской драмы, учитель труда по образованию Доржи Балданов дал свое первое интервью в новом статусе
- Как вы оцениваете состояние театра?
- Тут вопросов много как в хозяйственном плане, так и административном. Уровень театра, заданный Сультимовым, надо продолжить. Это и связи с регионами, гастроли в Монголию, Агинский округ. Буду развивать эти наработки. Мы сейчас находимся в режиме автономного учреждения, и, думаю, это даст больше возможностей для привлечения средств, зрителей. В рамках ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» законодательство меняется. И мы сейчас работаем по-новому.
Думаю, что театр должен стать ближе к сельскому зрителю. В этом плане надо кардинально поменять административную работу. Народные театры, я думаю, должны выступать на нашей сцене, театр должен дойти до каждого села. Это наша первостепенная задача. И надо, конечно, решать вопрос с организацией гастролей. Еще одна проблема – это отсутствие молодых драматургов.
- А вот система, когда надо зарабатывать самим, не скажется на качестве постановок? Например, Верку Сердючку пустить?
- Нет, не думаю. Я считаю, что бурятский театр будет выполнять свою ключевую задачу: сохранение, развитие языка, традиций и обычаев. Такие спектакли, как «Чингисхан», «Максар», «Улейские девушки», должны быть. Они могут быть рентабельны. Сейчас основной вопрос заключается в грамотном построении привлечения зрителя. Сегодня, я считаю, не налажены связи с туроператорами, с сельскими районами. Надо работать в этом направлении.
Понимаете, мы продаем товар, должна быть хорошая реклама. Вот мы заходим в магазин, нам предлагают один и тот же продукт, но разный по цене и качеству. Точно так же наши постановки должны быть разноплановыми. И кассовые, которые малозатратные, и такие, которые будут развивать, как я уже говорил, язык и традиции.
Через культуру же вообще можно менять социально-экономическое положение. Задачи перед театром поставлены большие. Это проект по сохранению и развитию малых сел. Это первостепенная задача.
- Вот, например, я – режиссер народного театра, хочу выступить со своим коллективом на вашей площадке. Каков механизм? Это будет аренда зала или… ?
- Будет контрактно-договорная гарантийная оплата, то есть будут созданы все условия, район по своей ценовой политике продает билеты. Так будут реализованы индикативные показатели. Это объем платных услуг на платных мероприятиях и удельный вес населения. И когда все условия районами будут соблюдены, тогда они (народные коллективы. – Авт.) получат возможность выступить на главной сцене республики. У нас хорошие народные коллективы в Закаменском, Кижингинском, Окинском, Кабанском, Курумканском и других районах. Почему бы и нет! Они должны показывать свои спектакли для жителей нашей столицы.
- Коллектив театра будет выезжать со спектаклями в районы. А как часто?
- Планируется, что раз в месяц.
- А на этих гастролях, помимо репертуарных постановок, могут быть театрализованные представления к праздникам, например, к восьмому марта или Новому году?
- Да, вполне.
- Не боитесь, что все это превратится в халтуру? Выезжать каждый месяц, не скажется ли это на творческом начале?
- Нет, не думаю, мы будем придерживаться нашей генеральной линии, а именно – сохранение языка и традиций. Конечно, такие частые гастроли – это большой стресс, тут уж никакая жена не выдержит (смеется). Но мы работаем в этом направлении. Например, будет разработан райдер, где будут расписаны все условия.
- Но не все же спектакли можно будет показывать в сельских ДК? Все-таки свет, сцена…
- Да, конечно, поэтому будут разные постановки для районов.
- То есть, например, в Еравнинском районе будет один спектакль, а в Тарбагатайском другой?
- Да, но мы проведем отбор постановок. Вот, допустим, «Новую жену», я считаю, возить не надо. Потому что в деревнях эту картину наблюдают каждый день, им это будет неприятно. (Галдан, единственный непьющий в деревне, решает построить юрту, чтобы там уединиться от ленивой и деспотичной жены. А если мужик строит юрту, значит, хочет завести новую жену. И начинается конкурс среди деревенских одиноких женщин. Таков сюжет спектакля. – Авт.). Городской житель и сельский эту ситуацию воспринимают по-разному.
- Каким зритель увидит обновленный театр?
- В декабре мы планируем сдать театр. Будет новый свет, театр станет светлее, будут новые кресла, занавес. Девятого июля состоится премьера спектакля «Стреноженный век» по пьесе Геннадия Башкуева.
- Как будет решаться проблема привлечения молодых драматургов?
- Скорее всего, через гранты, конкурсы.
- Что скажете по поводу конфликта труппы с художественным руководителем Сергеем Бальжановым?
- Честно скажу, я еще не разбирался в этой ситуации.
- А кто будет главным в театре? Директор или художественный руководитель?
- Конечно директор. Он имеет право подписи, это по уставу так. Худрук полностью отвечает за творческую часть, репертуар, роли, планирование.
- Будете вмешиваться в творческую часть? Вот, например, не нравится вам какая-нибудь пьеса. Вы скажете, это нежелательно…
- Конечно, но все будет решаться на худсовете. Сейчас готовится мониторинг по репертуару за три года. Какие кассовые спектакли, какие нет, сколько было потрачено, и какие окупились. Но гоняться за эстрадой мы не будем.
«Новая Бурятия»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Экономика, 22.11.2024
По данным центрального банка Российской Федерации на начало ноября жители Бурятии внесли на счета по договорам Программы долгосрочных сбережений (ПДС) 217 млн рублей
Моя Бурятия, 22.11.2024
Его установили на пересечении проспекта Автомобилистов и улицы Николая Петрова. «Байкал-Daily» представляет фоторепортаж
Общество, 22.11.2024
Он предсказывает, что всё чаще будут проявляться всевозможные инфекции от микроорганизмов, насекомых