26.10.2011
25-го октября исполнилось ровно два месяца, с того дня как в Улан-Удэ прибыл приглашённый на должность нового художественного руководителя Государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова Азат Максутов
Азат Максутов – молодой дирижёр, окончивший Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского в Екатеринбурге. После аспирантуры при Уральской консерватории, Азат в качестве стипендиата фонда Немецкой службы академического обмена (DAAD) уехал стажироваться в Высшую школу музыки имени Листа в городе Веймар. Затем три года учился в аспирантуре в этой же Высшей школе. После учёбы его пригласили работать ассистентом дирижёра в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, а затем - дирижёром в Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки, где он проработал полтора сезона.
В июле 2011 года министерство культуры Бурятии предложило ему стать новым художественным руководителем театра оперы и балета.
- Когда вы пришли в театр, в каком он был, на ваш взгляд, состоянии?
Театр я принял в неудовлетворительном состоянии, в критическом. На тот момент, когда я давал свои первые интервью, я не был знаком с ситуацией, насколько серьёзно обстоят дела, насколько всё проблематично. Когда меня знакомили с театром, мне показывали парадную сторону - красивое новое здание, озвучили факт поддержки театра министерством культуры, то, что есть контракт с успешным канадским хореографом Петером Куансом.
Когда я начал работать, то понял, что у нас нет ни одного цеха в театре, где было бы всё в порядке. Если судить глобально, у большинства людей, которые работают в театре, есть твёрдая уверенность в правильности своих суждений и действий. Но на практике видно обратное - они уже давно забыли то, как должен функционировать театр.
Для примера я могу сказать: у нас, как выяснилось, организацией выездных концертов, мероприятий и спектаклей, занимались распространители билетов - ни дирекция, ни заместитель директора, ни я, как художественный руководитель не знали этого абсурдного факта. Вызываю труппу солистов, а мне говорят, что они на гастролях, у них выездной концерт. И этим занимаются распространители билетов.
Человек из оперно-режиссёрского управления, который должен выполнять поручения дирижёра и режиссёра, берёт на себя функции руководителя и принимает самостоятельные решения, делая совершенно всё наоборот и при этом, не признавая своих ошибок. Хотя в целом люди в театре мне нравятся своей неподдельностью и искренностью, даже если они при этом заблуждаются и ошибаются.
- Что вы знаете о предыдущем художественном руководителе, Антоне Лубченко? По-вашему, как он повлиял на развитие театра?
- С Антоном Лубченко я не был знаком, один раз встречал его на гастролях в Москве и знаю, что он талантливый композитор. Но то, что он заявляет о себе как о дирижёре, это звучит довольно сомнительно. Насколько мне известно, у него нет специального дирижёрского образования.
Для недовольства работой Лубченко были все основания. Он создал такую репутацию театру, что для меня сейчас является проблемой приглашать сюда хороших специалистов. Я практически каждый день обзваниваю певцов, музыкантов, художников и режиссёров. Профессионалы, которых я уважаю и с кем хотел бы эффективно работать вместе, получая информацию в интернете о нашем театре, говорят: «Ой, извините, нам и здесь хорошо!». Поэтому я не могу окончательно сформировать оркестр, полностью набрать хорошую команду профессионалов, которые необходимы на сегодняшний день театру.
Люди сначала соглашаются работать в академическом театре оперы и балета – это понятно, это престиж. Среди музыкальных театров он имеет самый высокий статус. Опера – это самый сложный синтетический театральный жанр, где слиты воедино музыка, пение, слово, пластика, хореография, драма, художественное оформление.
Репутация театра, заработанная в прошлом сезоне, для меня является непростой ношей. Но в настоящий момент ситуация выправляется, у нас хорошо прошло открытие театрального сезона спектаклем «Кармен». Также успешно прошли выступления балета и солистов оперы в Москве в рамках дней Бурятии в столице. Балет «Лебединое озеро» впервые за три года исполнялся не под фонограмму, а под оркестр.
- В театре оперы и балета существует проблема низкой заработной платы, будете ли вы принимать меры по её повышению?
- В повышении заработной платы заинтересованы не только сотрудники театра, но и руководство. С первого ноября мы планируем изменение системы, по которой рассчитывается заработная плата. Я обещаю, она будет распределяться по принципу справедливости. Те, кто работают и приносят в театр доход, привлекают в театр зрителей, должны получать больше.
Сегодня по распределению заработной платы в театре существуют проблемы. У нас незаслуженно хорошо зарабатывает оркестр, они настолько не играют, и есть ведущие солисты оперы и балета, которые получают восемь-десять тысяч в месяц – это несправедливая ситуация и она меня не устраивает. Также мы планируем переходить в режим автономного учреждения, нам это необходимо.
- А вы не опасаетесь, что театр может не выжить на самоокупаемости?
- По моим убеждениям, практика, когда государство полностью поддерживает культурные учреждения, с одной стороны облегчает работу театра, а с другой стороны – такая система порочна, потому что у театров должна быть конкуренция, борьба за зрителя. Конкуренция и финансовая заинтересованность идут рука об руку: хотите хорошую зарплату - ставьте лучше спектакли. Если деньги будут вложены в правильное дело, если все службы, которые отвечают за конечный продукт, будут работать слаженно и эффективно, то тогда будет успех.
Когда государство дотирует, содержит любое учреждение культуры, зачастую теряются стимулы работать на полную катушку - зарплата и так будет выплачена, ну и что, что провалили спектакль! А если это будет бить по кошельку, будет ответственность за свою работу. Дотации уничтожили конкуренцию, когда только лучшие из лучших могли бы работать в театре. Нам нужно создавать хороший продукт, который будет востребован публикой. Ведь основная задача театра состоит в том, чтобы удовлетворять культурную потребность граждан.
На сегодняшний момент с полной поддержкой государства наш театр оказался на грани кризиса.
- Чем сегодня занимается художественный руководитель театра и его главный дирижёр?
Я приехал в Улан-Удэ 25-го августа, был утверждён пятого сентября, - с тех пор работаю без выходных с утра до вечера. Провожу репетиции с оркестром, солистами оперы, хором, когда в программе заявлены балетные спектакли, также работаю с балетом. В работу входит обсуждение с режиссёрами, балетмейстерами концепции развития театра, что мы имеем сегодня, и к чему будем двигаться завтра, составление репертуара на месяцы вперёд, контроль за состоянием творческих цехов.
Состав солистов оперы требует обновления, омоложения труппы, в балете нужен хороший балетмейстер, идейный лидер. Сейчас есть одна кандидатура, он иностранец, но пусть пока сохранится интрига, по поводу кто это.
- Для вас работа в бурятском академическом театре - трамплин для карьеры или что-то иное?
Те профессиональные знания, которые я получил в Германии, к сожалению, не находят полной реализации. Я и в Челябинске не использовал весь свой потенциал, здесь же проблем гораздо больше. Поэтому планируемый проект Вагнера «Летучий голландец», для меня, как музыканта и дирижёра, это интересно, ведь я этому учился, я знаю эту специфику.
А занимаясь административной работой, объясняя зачастую наипростейшие вещи, я отнимаю у себя много времени и сил, которые могли быть использованы на творчество. Но, в тоже время я благодарен министерству культуры, дирекции театра, что выбрали именно мою кандидатуру, я здесь получаю огромнейший опыт как руководитель. Я надеюсь, что под моим руководством театр достигнет высокого качественного уровня. Я был бы счастлив, если моё имя будет связано с «ренессансом» театра.
- Какие новые постановки в этом году ждут зрителей?
Мы ставим «Щелкунчика», приглашённый из Германии художник Катя Триоль работает над декорациями и костюмами для спектакля. Также к новому году планируем поставить вечер - концерт оперетты. Над названием пока думаем. Это будут шлягеры из классической европейской оперетты, объединённые одной концепцией. Режиссёр-постановщик - Елена Артюхина из Санкт-Петербурга. 30-го октября можно будет увидеть её работу - возобновлённый спектакль «Травиата».
В следующем году в середине октября зрителей ждёт постановка немецкого режиссёра Ханса-Йоахима Фрайя - романтическая опера Рихарда Вагнера «Летучий голландец».
- Спасибо, всего доброго и успехов вам!
- Вам спасибо!
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Экономика, 22.11.2024
По данным центрального банка Российской Федерации на начало ноября жители Бурятии внесли на счета по договорам Программы долгосрочных сбережений (ПДС) 217 млн рублей
Моя Бурятия, 22.11.2024
Его установили на пересечении проспекта Автомобилистов и улицы Николая Петрова. «Байкал-Daily» представляет фоторепортаж
Общество, 22.11.2024
Он предсказывает, что всё чаще будут проявляться всевозможные инфекции от микроорганизмов, насекомых