13.08.2019


Ефрем Андреевич участвовал в боях на Халхин-Голе, позже оборонял Ленинград, был в плену

Истории жизни и подвига солдат Великой Отечественной о той страшной войне сегодня на вес золота – их с каждым днём становится всё меньше… Потому приходишь в благоговейный трепет - какой неимоверной силой и характером обладали эти люди. Редакция «Байкал-Daily» побеседовала с простым танкистом Ефремом Андреевичем Ковалёвым, который в мае 2019 года отметил столетний юбилей.




С техникой на «ты»

- Ефрем Андреевич, расскажите о вашей семье.

- Родился я в Бурят-Монголии, в деревне Большой Куналей Тарбагатайской волости Верхнеудинского округа Иркутской губернии. Время тогда было тяжёлое, полуголодное, и в живых, кроме меня, остался лишь один брат, а все мои братья и сёстры умерли во младенчестве.

Родители наши были из простых крестьян. Отец мой воевал в Первую мировую и Гражданскую, имел немало наград. Дядя по матери Афанасий Перфильевич был полным Георгиевским кавалером - имел четыре креста. Во времена коллективизации, как и все, наша семья, с надеждой на лучшую жизнь, вступила в колхоз.

Потому мы, дети, сызмальства познали, что такое тяжёлый крестьянский труд. Учиться мне и братишке было некогда, но желание, конечно, было огромное.

В начале 1930-х годов, когда в Улан-Удэ, бывшем Верхнеудинске, начали строить паровозо-вагонный завод, меня отправили в город. Пристроили меня, помню, к старушке, и ходил я на завод работать - выдёргивал и рубил из проволоки гвозди.

А тут начали набирать учеников в ФЗУ им. Постышева - готовить специалистов. Там я понемногу выучился писать-считать. После окончания училища присвоили мне четвёртый токарский разряд, и когда в 1934-м запустили завод, я туда устроился токарем. Но работа тогда была не то, что сейчас: всё кругом на автоматике - станки были простые. А в цехах не было вентиляции, помещения были наглухо закрыты. Особенно душно было там, где разбирали паровозы.

- А как вы попали на войну?

- Однажды приятель мой позвал в гараж и устроил смазчиком. Со временем меня старшие товарищи «натаскали», научили бережно обращаться с техникой, и стал я слесарем пятого разряда. В 1938 году окончил курсы шофёров, и сел за руль новенькой «полуторки».

А тут грянуло: началась война на Халхин-Голе! К тому времени я считался опытным шофёром, уже наработал стаж, хотя и был допризывником. Потому меня без лишних разговоров взяли на фронт: все автомобили состояли на учёте.

Как только военные действия на Востоке отгремели, я снова вернулся домой. К тому времени мой набор прошёл, и меня оставили в числе гражданских специалистов - «до особого распоряжения». Повестка пришла зимой 1939 года - явиться срочно в военкомат. Наутро наскоро распрощался с родителями, поцеловал мать-старушку, а брат привёз меня в военкомат. Нас, специалистов - шоферов да трактористов, человек 20, посадили в военный эшелон и через 15 суток привезли в Ленинград. Оттуда направили в город Пушкин, в Царское Село, аккурат около Екатерининского дворца.

Война…

Нас, новобранцев, зачислили в учебный батальон по ускоренной подготовке механиков-водителей танков 49-го танкового полка. Всё было строго, по уставу - армия есть армия. После прохождения «курса молодого бойца» перебросили в летний лагерь - в километре от Екатерининского дворца. До его ворот мы бегали во время зарядки. Но даже в непростых полевых условиях мы не унывали – молодые были, весёлые… (вздыхает)

- А вы помните, как услышали о начале войны?

- Помню, была суббота, некоторые получили увольнительные в город, кто на экскурсию в Ленинград собирался… Перед утром - тревога! Что такое? Война началась! Но - не верилось… С утра в воскресенье, вместо отдыха - «Экипажи, по машинам!».

И - поехали. К вечеру 22-го числа мы вышли на определённые командирами позиции - под селом Луга. Так я вступил в оборону Ленинграда.

Уже 5 сентября в стычке с немцами наш танк подбили, машина загорелась, но ребята, на счастье, успели выскочить. Рядом была воронка, заполненная водой, и мы туда ринулись тушить загоревшиеся костюмы. Но у меня немного обгорело лицо…

Чуть позже нам дали новую машину - танк БТ-5 - самые ходовые тогда. Но не слишком надёжные.

- Расскажите, как вы попали в плен?

- Да что тут рассказывать-то?! Заняли мы оборону, окопались и ждали нападения. Поступил приказ - вскоре наступление. С одной стороны позиций были непроходимые болота, и оттуда противника не ждали. Но фрицы навели переправы именно там и ударили нам аккурат в тыл. В этом-то бою наш танк и подбили - снаряд взорвался внутри машины… А горели наши танки, как свечки в церкви, ведь БТ-5 работал на авиационном керосине. Как чуть - и вспыхивали! Горели просто жутко! Очухался я уже у немцев, и не помню, как, что, где я….

Главное - выжить…

Как оказалось позже, осколком мне пробило голову, разворотило лицо, губы, повыбило зубы… Но фрицы с пленными не церемонились - обращались хуже, чем со скотом, убивали, не считая. Более-менее сильных угоняли на разминирование: в сопровождении автоматчика гнали на мины. Взрыв - значит, нашёл мину, уничтожил. Уводили двадцать, приводили десяток. Набрали уйму пленных, потому их и не считали.

Много позже я узнал: полк наш был полностью уничтожен уже к концу сентября 1941 года. Практически сразу пленных увезли в Литву, в тыл. Однажды крестьяне начали набирать батраков из пленных. В первую очередь, отбирали более-менее здоровых и выносливых. А я уж был тогда на грани смерти… Но помог мне земляк из Иркутска - записал в число тех, кто шёл в батраки. Иначе - лагерь смерти...

И тут меня и несколько товарищей внезапно забрали и повезли в Западную Германию, в город Эссен, на угольные шахты. Давали нам 500 грамм белого хлеба из древесных опилок, и полтора литра баланды - ложки муки, размешанной с водой. Представьте, каково это – работать на таком пайке, добывать уголь?! Шахта была глубиной 715 метров, и свыше метра слой породы. Приходилось долбить полулёжа… Люди умирали прямо там…

- Когда же пришло освобождение?

- Восьмого апреля 1945 года. Этот день я до самой смерти помнить буду, это мой второй день рождения. Нас освободили союзные войска. Лишь чудом узников не отправили в крематорий.

Вскоре нас, выживших, передали советским войскам, а те отправили, как было положено, в фильтрационный лагерь. Сито проверки было жёстким – при малейшем сомнении особисты без колебаний отправляли ребят в лагеря для «врагов народа» и предателей. Всякое бывало. Но мне, считай, повезло - выдали заключение «Имеет право продолжать службу».

По закону совести

Дослуживал я уже в должности шофера в Берлине, так как в плену смог сохранить водительские права. Демобилизовавшись в 1946 году, вернулся на родину и устроился водителем в обком партии Бурятии.

За эти годы довелось мне возить высоких чинов и десятки партийных начальников. Но, конечно, ярко запомнились лица гостей столицы республики. Был я водителем у министра обороны Китая Джудэ, лидера Монголии Цеденбала, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, известного космонавта Германа Титова.

- А как дальше жизнь ваша сложилась? Как сегодня живётся?

- Да как сказать? Вроде всё, как у всех – не лучше, но и не хуже. С супругой моей Анастасией Алексеевной, которая в то время работала диспетчером, познакомился я вскоре после демобилизации. Прошли всю жизнь рука об руку, вырастили сына и дочь, сегодня у нас четверо внуков и четверо правнуков.

Как говорится, живём – не тужим. Конечно, здоровье иной раз подводит, но мы не унываем. Вот, уже вековой юбилей справил, родные все за одним столом собрались. Знаете, родился я при Советской власти, по ней и живу. А что сегодня происходит, пусть останется на совести нынешних руководителей. Мы в своё время работали честно, не воровали, не отлынивали, делали всё, чтобы поднять нашу страну после войны. А сегодня жизнь шибко тяжёлая, и хвалить нечего и некого...


Справка:

Ковалёв Ефрем Андреевич родился 5 мая 1919 года. Награждён медалью «За победу над Германией». Кавалер ордена Монголии «За боевые заслуги», ордена Отечественной войны II степени.
 


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

По всей Бурятии продлили «дачные» маршруты
Общество, 23.04.2024
Жители республики смогут ездить на них до середины октября
Житель Братска чуть не погиб, уснув с непотушенной сигаретой
Мужчина проснулся от запаха дыма и сам потушил возгорание
В Бурятии горела «Тойота Королла»
Ущерб составил 250 тысяч рублей
В Улан-Удэ приступили к реконструкции стадиона «Забайкалец»
Общество, 23.04.2024
За полвека здесь ни разу не делали капремонт 
В Иркутской области наркосбытчица прятала героин в носке
Ещё одну партию наркотиков нашли под крышкой стиральной машины
Улан-Удэ готовится к реализации федерального проекта «Чистый воздух»
Общество, 23.04.2024
Частный сектор планируют перевести на электроотопление 
В столице Бурятии искали двух пропавших школьниц
Одна из них нашлась менее чем за час
В Бурятии трое маленьких детей погибли на пожаре из-за пьяной матери
Женщина спаслась сама, а про своих детей «забыла»
В Бурятии наконец-то прояснили судьбу сгоревшего ТЦ «Гвоздь»
Бизнес, 23.04.2024
Стало известно, как идёт восстановление уничтоженного огнём здания
В Улан-Удэ образовалась пробка из трамваев
Общество, 23.04.2024
Они встали из-за технической неисправности
Коммунисты Бурятии в поисках призрачных шансов
Власть, 23.04.2024
Сегодня на сессии Народного Хурала коммунисты попытались провести законопроект об избрании горсовета Улан-Удэ по смешанной избирательной системе. Идея провалилась: 10 голосов «за» и 51 «против»
В Бурятии вплотную взялись за аттракционы
Бизнес, 23.04.2024
Контроль за ними в республике усилили
^