29.10.2013
Власти Бурятии намереваются увеличить доходы бюджета за счёт платы за использование земель. Каким образом это достигается, что влияет на стоимость земли, «Байкал-Daily» рассказала министр имущественных и земельных отношений республики Маргарита Магомедова
В России существует принцип платного использования земли. Кто и в каких случаях платит за землю? Что влияет на доходы от земли?
Земля была и есть основа всех процессов жизнедеятельности общества, какую бы мы сферу не затронули - политическую, экономическую, социальную и другие. С землёй связана жизнь каждого из нас. Чтобы стимулировать её рациональное использование, введена плата.
Плата за землю поступает в местные бюджеты. Средства местных бюджетов в свою очередь расходуются на нужды жителей поселения либо округа. При этом, собственники уплачивают налог на землю. Арендаторы – арендную плату.
В целом же доходы местных бюджетов от платы за использование земель зависят от целого ряда факторов: кадастровой стоимости земельных участков; ставок земельного налога и налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законом и решениями представительными органами местного самоуправления; количества зарегистрированных земельных участков; собираемости земельного налога.
Чем четче проводится работа по каждому из влияющих факторов, тем полнее обеспечен местный бюджет. А значит, больше возможности решать проблемы населения того или иного муниципального образования.
С другой стороны повышается ответственность землепользователя. Он понимает, что земля простаивать не может. Чтобы оплатить пользование землей, нужно получать доход. А если участок не используется, но налог платить надо, хозяин должен подумать, как грамотно распорядиться земельным участком. Он может его продать, передать в аренду или, если это земли сельскохозяйственного назначения, передать в фонд перераспределения земель. Таким образом, земля вовлекается в оборот.
В этом и заключается принцип платного использования земли.
А что касается тех жителей республики, которые пользуются земельным участком без оформления прав и не вносят плату за пользование земельным участком?
К этим лицам в соответствии со статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации в судебном порядке предъявляется требование о взыскании сумм неосновательного обогащения. В помощь в проведении данной работы минимуществом были разработаны методические рекомендации для органов местного самоуправления. Об одобрении методических рекомендаций принято распоряжение правительства Республики Бурятия от 14 мая 2010 года.
Следует отметить, что размер неосновательного обогащения определяется, исходя из ставок арендной платы. Соответственно, размер налога на землю меньше, чем размер взыскиваемого неосновательного обогащения. Во избежание судебных разбирательств нужно оформить свои права на земельный участок и уплачивать земельный налог.
Минимущества оказывает помощь местным администрациям в проведении данной работы.
Земельный налог уплачивается в бюджет поселения или округа, на территории которого расположен земельный участок. Но ведь бывает так, что земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований. Как уплачивать налог в таком случае?
Действительно, имеются ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.
Причину этому еще в 2005 году пояснил минфин России: при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с федеральным законом, не учитывалось кадастровое деление территорий Российской Федерации. Но законодатель этот вопрос урегулировал.
Так, согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.
Маргарита Антоновна, какова роль минимущества в этом процессе?
Дело в том, что налог на землю и арендная плата за землю рассчитываются от кадастровой стоимости земли. Наше министерство обеспечивает её обновление.
По законодательству кадастровая оценка должна проводиться не реже одного раза в пять лет. По правовой природе кадастровая стоимость является налогооблагаемой базой и призвана отражать реальную ценность земли.
С 1 января 2011 года вступила в действие актуализированная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель промышленности и иного специального назначения.
С 1 января 2012 года действует новая кадастровая стоимость земель населенных пунктов.
С начала этого года также вступила в действие новая кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения.
В текущем году осуществляется государственная кадастровая оценка земель садовых, огородных и дачных товариществ, а также земель водного фонда.
Современная кадастровая оценка проводится в соответствии методическими указаниями, утвержденными министерством экономического развития Российской Федерации. Она дает объективную картину реальной ценности земли. Достоверная оценка стоимости земельных участков нужна не только государственным и муниципальным органам при управлении земельными ресурсами.
Граждане и организации при совершении разного рода сделок с землей вряд ли установят невыгодные для них цены. Кстати, при государственной кадастровой оценке земель наряду с другими факторами изучаются сделки с землей. Они-то, реально, и показывают - какие рыночные цены сложились на той или иной территории.
С одной стороны, платежи за землю стимулируют собственника либо арендатора к эффективному землепользованию. Не получишь доход от земли – не сможешь уплатить налог или аренду. С другой стороны, произвольная плата за землю уменьшает коммерческую привлекательность. Дешевую землю не сможешь использовать как полноценный капитал. В частности, хозяйственник не может взять кредит под залог дешевой земли. То есть, должно быть сочетание принципа платности земли с принципом обоснованной стоимости.
В Бурятии внедрена автоматизированная информационная система «Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия», которая аккумулирует текущие кадастровые сведения, оперативно используемые органами местного самоуправления.
Задачи – увеличение доходов местных бюджетов и повышение ответственности земелепользователей.
В системе мы видим общее количество земельных участков, а также разбивку на участки, права по которым зарегистрированы и участки, права по которым не оформлены.
Также в системе имеются сведения о заключенных договорах аренды.
Имея к этим данным сведения о кадастровой стоимости и налоговых ставках, ставках арендной платы можно рассчитать налоговый потенциал – максимально возможное поступление доходов от использования земли. Если потенциал не достигается, следует искать причины. Возможно, ставки по земельному налогу занижены или льготы установлены неверно и так далее.
Важной причиной недополучения доходов в местные бюджеты является то, что имеется большое количество земельных участков, права на которые не оформлены. Если лицо пользуется землей, не оформив документы, с него взыскивается через суд неосновательное обогащение.
Сотрудники органов местного самоуправления благодаря АИС «ИЗК РБ» наглядно видят землепользователей, к которым необходимо предъявлять иски за неосновательное обогащение. Образец искового заявления размещен в программе.
Кроме того, между минимущества и республиканским управлением ФНС отработано взаимодействие по обмену сведениями о недоимке по земельному налогу. Теперь в АИС «ИЗК» появилась возможность просматривать недоимку в целом по муниципальному образованию, и по каждому участку и соответственно работать с каждым должником. Так наше министерство пытается помочь местным органам повысить собираемость земельного налога.
Сколько земельных участков по Республике Бурятия в настоящий момент состоит на учете, и какой процент из них зарегистрирован? В каких районах республики лучше всего обстоят дела с регистрацией земельных участков?
Всего по данным программы по Республике Бурятия на 21 октября 2013 состоит на учете 383 603 земельных участка, из них зарегистрированными являются 254 832 участка или 66,43 % от общего количества. Когда начинали внедрять программу, процент был немногим более 45. Процент зарегистрированных ЗУ наиболее высок в таких районах, как Бичурский, Селенгинский, Кяхтинский, Мухоршибирский.
Каким образом построена работа с муниципалитетами. Министерство помогает специалистам на местах работать с программой?
Производится выезд специалистов нашего подведомственного учреждения - Центра информационных технологий в каждое сельское поселение. После настройки и подключения компьютера, на рабочем месте специалиста производится его обучение. Факт прохождения обучения фиксируется двусторонним актом.
Проведен расширенный обучающий семинар. Было организовано порядка 50 рабочих мест, подключенных к сети Интернет. В работе семинара приняли участие 176 специалистов из 16 районов республики и Улан-Удэ. Участники смогли получить практические навыки работы с программой на примере своего района, поселения, города. Кроме того, в центре информационных технологий имеется компьютерный класс на 10 рабочих мест, в котором проходят обучения те, кто не достаточно уверенно работают с программой или вновь назначенные специалисты.
Техническое сопровождение работы обеспечивает подведомственное министерству учреждение «Центр информационных технологий Республики Бурятия», поэтому в случае если по каким либо причинам, данная программа не работает, необходимо обращаться в службу технической поддержки учреждения по телефону (8-3012) 23-28-91.
Не во всех сельских поселениях РБ, особенно в удаленных районах, имеется интернет. Что делать таким поселениям?
Для тех сельских поселений, у которых нет возможности подключения к интернету, разработана и внедряется локальная версия программы, не требующая подключения. Возможности программы ограничены, тем не менее, специалисту сельского поселения доступна основная информация по земельным участкам своего поселения.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Происшествия, 20.11.2024
При досмотре автомобиля в салоне был обнаружен карабин 1954 года выпуска и ножи
Общество, 20.11.2024
Депутату Народного Хурала Бурятии Вадиму Бредний вручены благодарности председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины Матвиенко и командующего ВДВ ВС РФ Михаила Теплинского
Общество, 20.11.2024
Госинспекторы планируют прогнать её в лес
Общество, 20.11.2024
Такая продукция часто реализуется без необходимых ветеринарных сопроводительных документов