13.11.2013
ЧП с постановкой детям туберкулиновой пробы превышающей дозу в 2,5 тысячи раз в Приморском крае напугало родителей в Бурятии, они массово стали отказываться от каких-либо прививок. Какую угрозу несут эти поспешные отказы и насколько успешна в республике борьба с туберкулезом рассказал в интервью «Байкал-Daily» главный врач республиканского клинического противотуберкулезного диспансера Антон Зарбуев
Напомним, в начале октября 29 детей были госпитализированы после постановки туберкулиновой пробы в Приморском крае. Туберкулинодиагностика детям была проведена сухим туберкулином, доза которого была превышена в 2,5 тысячи раз. Медсестра развела сухой препарат, поставила пробы Манту. После чего у детей на месте инъекции появилась гиперемия, повысилась температура тела, начались тошнота и рвота.
ЧП с передозировкой при пробе Манту в Приморье испугало родителей по всей стране, в том числе и в Бурятии, что привело к массе отказов от вакцинаций. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
- Конечно, случай в Приморском крае - это чрезвычайное происшествие. Я думаю, многие видели передачу «Специальный корреспондент», слышали о расследованиях.
Туберкулин, в действительности, - это аллерген, а не вакцина, то есть вытяжка из убитых паром микобактерий туберкулёза, там нет живых микобактерий туберкулёза. Это диагностический тест. В тех дозировках, которые применяются для массовой туберкулинодиагностики, он безвреден.
В Советском Союзе массовая туберкулинодиагностика – реакция Манту с двумя туберкулиновыми единицами (ТЕ) началась только в 1962 году, хотя он был создан Робертом Кохом в 1892 году. Долго изучали и подбирали различные методы его применения и подкожно, и внутримышечно вводили туберкулин, пришли к выводу, что для массовой диагностики подходит внутрикожное введение стандартного туберкулина с 2 ТЕ.
Многие не знают, что такое туберкулиновые единицы. Это минимальная доза туберкулина, которая вызывает ответную реакцию организма. В одной туберкулиновой дозе находится 0,00000028 миллиграмм сухого вещества, это вообще незначительная доза.
Если ребёнок не инфицирован, у него никакой реакции не бывает, а если он инфицирован, то возникает папула в зависимости от интенсивности или периода заражения. В этом случае детей берут на диспансерный учет и проводят химпрофилактику, чтобы убить микобактерии туберкулеза в организме, пока их мало.
Что касается Приморского края, конечно, это халатность, в первую очередь, вышестоящих руководителей здравоохранения, которые допустили попадание именно сухого туберкулина, который применяется только в противотуберкулезных учреждениях. То, что этот препарат попал к среднему персоналу – это тоже вина руководителей. Медсестра, которая проводила процедуры, конечно, должна была ознакомиться с инструкцией, это тоже её халатность. Когда мы обучаем медсестер, врачей, всегда говорим – независимо от стажа работы, опыта, специалист должен изучить инструкцию, чтобы не перепутать между собой вакцину БЦЖ и туберкулин.
В Бурятии в свое время были чрезвычайные происшествия, когда вместо туберкулина вводили вакцину БЦЖ. Это произошло в Кабанском районе в 1970-х годах, а в 1996 году в пятой поликлинике - 28 детям ввели БЦЖ вместо туберкулина. Поэтому мы постоянно обучаем наших медработников, чтобы больше такие случаи не повторялись.
Подчеркну, что на территории Бурятии применяется стандартный туберкулин, который содержит в одной дозе две туберкулиновые единицы. Бояться этого не надо, поэтому даже после проведения одного раза Манту, если возникают сомнения через месяц р.Манту можно поставить на другую руку (бывает, что кто-то поцарапал, кто-то намочил, и получаем ложно-положительные реакции). Сейчас появился новый препарат «Диаскин тест», который позволяет в действительности устанавливать наличие инфицирования организма, то есть отличить поствакцинальные аллергии от инфекционной аллергии. Этот препарат, как в «Специальном корреспонденте» говорили - кишечная палочка. Конечно, это не кишечная палочка, это один из отрезков ДНК кишечной палочки, который схож по своему составу с ДНК туберкулезной палочки. Поэтому учёные разработали этот препарат, который нам помогает отдифференцировать положительную туберкулиновую пробу.
- И всё-таки, почему не нужно отказываться от вакцинации?
В условиях, когда в Бурятии наблюдается высокая заболеваемость туберкулеза, отказываться от туберкулиновых проб я не советую. Больных, которые недисциплинированно гуляют, у нас достаточно много, и риск инфицирования очень высокий.
Если не будем ставить реакцию Манту, мы не выявим инфицированность у ребенка в первый раз и не проведем вовремя химпрофилактику. Тогда у него может развиться заболевание. Чтобы не запускать болезнь, чтобы вовремя выявить и лечить, необходима именно туберкулин-диагностика. Поэтому призываю жителей Бурятии, убедительно прошу - не отказываться от туберкулиновых проб и вакцинации против туберкулеза детей.
-Сколько людей на сегодня болеют туберкулёзом и сколько из них детей?
Активными формами туберкулёза в настоящее время болеют около 2,5 тысяч человек, из них детей - 79. Ежегодно выявляем около 70 – 90 детей, и при их лечении практически в 100 процентах случаев они выздоравливают.
Среди взрослых социальная структура больных очень тяжелая. Практически 90 процентов случаев – это неимущие слои населения, в том числе пенсионеров, инвалидов, безработных - около 65 процентов. Как вы знаете, обычно болеют те, кто побывал в местах лишения свободы, наркоманы, алкоголики, бездомные. Вот эти категории, которые не дают нам стопроцентно эффективно их излечивать: покидают диспансер, нарушают больничный режим, исчезают. Соответственно, эффективность лечения в целом, на уровне Российской Федерации 65 - 68 процентов. 30 процентов больных переходят в контингент «хроников» (неизлечимых), которые являются источниками распространения туберкулеза.
К сожалению, законодательство не позволяет нам «закрыть» таких больных. Есть закон, который обязывает нас подавать в суды на таких больных в защиту неопределенного круга лиц. Но механизм реализации решения суда до сих пор в России не разработан. Конечно, должны быть закрытые, охраняемые противотуберкулёзные учреждения, куда должны помещаться пациенты по решению суда, те, кто представляет опасность для окружающих.
- Какова динамика развития за последние годы?
Конечно, ситуация по туберкулезу стабилизируется. Если в 1997 году в республике показатель заболеваемости был равен 211,8 на 100 тысяч населения, то в 2012 году - 115 на 100 тысяч. По итогам девяти месяцев текущего года - 73,7 случая на 100 тысяч населения.
Снижается смертность от туберкулеза. Если в 1992 году она достигала 25,5 на 100 тысяч, то в 2012 году – 14,8, а в текущем году за девять месяцев - 11 случаев на 100 тысяч населения. В абсолютных цифрах это выглядит так: если с начала 1990-х – 2000-х умирало около 300 больных от туберкулеза, то сейчас около 140.
Я думаю, это благодаря работе нашей общей лечебной сети, которая выявляет вовремя туберкулез, хотя и недостаточно, просто у нас не хватает передвижной техники. Среди детей тоже практически все случаи выявляются именно туберкулиновой диагностикой.
- А были случаи смертности детей от туберкулёза?
К сожалению, в прошлом году был зарегистрирован один случай смертности ребенка за последние 13 лет. Умер ребёнок шести лет с диагнозом «туберкулезный менингит».
- Какие меры сейчас предпринимаются в Бурятии по борьбе с туберкулёзом?
В настоящее время разработана единая программа развития здравоохранения Бурятии, там в каждом разделе предусмотрены профилактические мероприятия, реабилитационные мероприятия по борьбе с туберкулезом. Ежегодно вопросы борьбы с туберкулезом рассматриваются на Коллегии министерства здравоохранения, на санитарно- противоэпидемической комиссии правительства Республики Бурятия на которых заслушиваются, и районы, и лечебные учреждения – те, кто недостаточно работает именно в этом направлении.
К сожалению, передача лечебных учреждений в ведение министерства здравоохранения позволило нашим муниципалам отказаться от целевых программ. Хотя закон, принятый в нашей республике обязывает их разрабатывать и финансировать целевые программы именно по борьбе с туберкулезом, по социально значимым заболеваниям и другим. Будем надеяться, что в будущем году наши главы муниципальных образований одумаются и разработают эти программы, будут финансировать.
А так, правительство Бурятии, правительство России делают достаточно много: принят федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в 2001 году, наш республиканский Закон «О защите населения Республики Бурятия от туберкулеза» был принят в 1996 году.
Модернизация здравоохранения и плюс финансирование по федеральной целевой программе по борьбе с туберкулезом позволили нам приобрести оборудование в соответствии с современными требованиями.
В прошлом году в рамках модернизации нашему диспансеру из республиканского бюджета был выделен 81 миллион рублей. На эти средства мы провели ремонт практически во всех наших филиалах и оснастили их современным оборудованием. Кроме этого, в 2011 году по федеральной целевой программе мы получили 19 миллионов рублей, в 2012 году – восемь.
Дополнительно по национальным проектам, по федеральной целевой программе в 2012 году поступали лекарственные препараты на сумму более 50 миллионов рублей. А в 2013 году нам выделили 33,9 миллиона рублей для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью.
Благодаря приобретённому современному оборудованию нам удалось значительно сократить время на диагностику заболевания. Если еще пять лет назад мы ждали результата анализа на наличие микобактерий туберкулеза в мокроте у больного минимум три месяца, то сейчас мы можем его диагностировать за два часа.
- Какие меры необходимо принять жителям Бурятии, чтобы не заразиться туберкулёзом?
Конечно, в первую очередь надо вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и не иметь вредных привычек. Естественно, избегать контакта с больными.
В силу того, что больной туберкулезом представляет опасность заражения других, тайна его болезни не может быть сохранена, она будет известна всем. Закон позволяет открыть врачебную тайну - если человек уклоняется, не хочет лечиться и опасен для окружающих.
Берегите себя, вовремя проходите флюорографию. Родители, разрешайте врачам ставить реакцию Манту вашим детям. Она безопасна.
А также не стоит беспокоиться о вреде флюорографического исследования. Если в Советское время доза облучения при флюорографии была гораздо больше, чем при простом обзорном рентген-снимке, то теперь все изменилось. Пациент, прошедший флюорографию, облучается не больше, чем сидя перед телевизором или открывая дверку микроволновой печи.
Поэтому я призываю своевременно проходить флюорографию и быть уверенным в том, что вы здоровы.