29.11.2013
Приравняв пиво к алкогольной продукции, государство, по сути, лишило пивоваренный бизнес шансов к развитию на данном этапе. О том, смогут ли местные пивзаводы пережить последние изменения, «Байкал-Daily» узнавал у пивовара со стажем, директора компании «Дария» Андрея Козлова
- Что на сегодняшний день представляет из себя пивной рынок Бурятии? Насколько он насыщен и что предлагает?
- Работающих пивоваренных предприятий в республике сейчас семь. Среди них предприятие «Сибирь» по оборудованию и объёмам производства – среднее, а остальные маленькие. Все предприятия производят нефильтрованное, непастеризованное разливное пиво. За исключением компании «Сибирь», у которой часть фильтрованного, а часть нефильтрованного. Между собой мы особо не конкурируем.
- Не конкурируете, я так понимаю, потому что возможности нет?
- Именно. В связи с тем, что пиво признали алкогольным напитком, мы уже и рекламировать продукцию не можем. Хотя когда-то на рынок все мы очень быстро зашли как раз за счёт рекламы.
- Недавно появилась информация о том, что падение производства пива в России по итогам 2013 года превысит 9 процентов. В Бурятии будет этот процент или другие цифры?
- Не знаю как для других предприятий, но для нашего завода где-то такой процент и будет. Возможно, падение составит даже 10-12 процентов. С первого января по нам ударило то, что точек реализации стало меньше. И ограничение по времени продажи алкоголя до 21 часа, конечно, сыграло с нами злую шутку. Особенно в сетях, крупных магазинах. Кроме того, у населения покупательская способность куда-то делась, если можно так выразиться. В некоторых сетях объём реализации сократился на 30 процентов.
- Какой объём вы обычно реализуете в месяц?
- Всё от сезона зависит. Зимой мы, к примеру, продаём в два раза меньше, чем летом. Если летом – 50 тонн, то зимой 25-30 тонн. Но в связи с изменениями в законе, у всех идёт снижение. Ведь количество торговых точек уменьшилось. Да ещё и ограничения по времени действуют.
- Государство, между тем, преследует очень благородные цели…
- Да, с одной стороны, надо радоваться, что производство алкогольных напитков уменьшается. Но с другой, мы же все в этой отрасли большие налогоплательщики. У нас на пиво с 2009 года в пять раз акциз повысился. А с Нового года ещё будет повышение.
- Производители и водки, и пива говорят в СМИ, что борьба с алкоголизацией населения сработала с точностью до наоборот. Почему так?
- Да, и верно говорят. Увеличение акцизов на водку привело к тому, что вырос теневой рынок. То есть всё лишь перетекает из одного в другое. На бумаге пьют меньше, а по факту больше. И вообще, суровая правда гласит, что в пересчёте на чистый алкоголь, водку покупать дешевле, чем пиво. И все мы понимаем, к чему это ведёт.
- Кстати, было ли когда-нибудь, что пиво пользовалось большим спросом, нежели водка?
- Такое было лишь однажды, в 2008 году. Но уже в 2009-ом по нашей отрасли ударили, увеличили акциз в три раза. Говорят, что здоровье нации определяется составом выпитого алкоголя. Когда слабоалкогольные напитки пользуются спросом большим, нежели крепкие напитки, можно говорить о том, что нация оздоравливается. У нас пока как-то всё иначе. В этой борьбе, получается, больше отрицательного, чем положительного. Снижение производства идёт, а о снижении потребления ничего неизвестно...
- Изменения в законодательстве могут привести, если не к гибели всей отрасли, то к сокращению количества заводов?
- Да. В этом году у нас уже был момент, когда почти все предприятия могли закрыться. Помните, с 1 января 2013 года все пивоварни должны установить приборы учета продукции? Так вот, далеко не всем это было по карману. Впрочем, в итоге эту инициативу признали ошибкой. Но сейчас проблемы не исчезли, мы опять сидим как на вулкане. На этот раз нас хотят обязать лицензировать склады. А стоимость лицензии очень высокая. Около 6 миллионов за пять лет… Думаю, если эта инициатива пройдёт, закроются практически все маленькие предприятия. Останется максимум 2-3 пивоварни. Если запрет ПЭТ-бутылок введут, тоже многие закроются….
- В самом начале вы сказали, что местные производители между собой не конкурируют. Но, полагаю, с брендами вы всё же за покупателей боретесь?
- Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Чаще всего, если в торговой точке представлено местное разливное пиво, то привозного брендового там нет. И наоборот. Пиво ещё такой продукт… на вкус и цвет товарища нет, как говорится. Но марка часто имеет значение.
- Раз марка имеет значение, то поясните следующее. Ещё в 2008 «Томское пиво» хотело купить пивоваренную компанию «Сибирь», но сделку отменили. Прошло пять лет, а на рынок Бурятии так и не зашёл ни один крупный бренд. Почему?
- Всё очень просто. Бизнес сюда не заходит, прежде всего, потому что электроэнергия у нас дорогая, а пивоварение - это очень энергоёмкое производство. Как видите, речь идёт о двух несовместимых вещах. Кроме того, в Бурятии слишком высокие природоохранные требования. Ну, а ещё одна преграда состоит в том, что с нашими чиновниками просто невозможно договориться. Вообще, власть должна быть заинтересована в таких налогоплательщиках, как мы. Но у нас как-то всё иначе. К тому же, сейчас очень непростое время. Рентабельность снизилась в разы.
- Значит, в ближайшее время надеяться на «бренд» не приходится?
- Нет. Им это просто невыгодно. Честно говоря, у нас ведь вообще чем больше завод, тем больше проблем.
- Среди любителей напитка бытует мнение, что настоящего пива в России, и тем более в Сибири, нет. Что скажете вы?
- Я об этом, конечно, слышал и не раз. Но скажу вот какую вещь. Настоящее пиво – это то, что на месте сварено. Ведь у всех нас тот же солод, что и заграницей. То есть мы работаем на импортном солоде, и вода у нас, конечно, хорошая здесь. Больше ничего и не нужно. Главное только выдерживать технологию пивоварения и будет точно такое же пиво. Как-то к нам приезжали журналисты из Германии. Так вот они вообще удивлялись тому, что наше пиво так дёшево стоит.
- Оглянувшись на сказанное вами, складывается довольно печальная картина. Но, несмотря на это, на рынок в любой момент могут зайти новички. Есть ли у них какие-то шансы на выживание?
- Всегда есть шанс открывать свой пивзавод, скажем, при пивбаре. Но тогда нужно, чтобы основной доход давал общепит, а производство пиво было побочным. Знаете, мини-пивзавод - это головная боль, он всегда должен быть при чём-то. А крупное производство – риски. И очень большие. Особенно сейчас.
- А что в пивоварении самое главное?
Самое главное в пивоварении – это, наверное, хорошая вода, ведь её в пиве 85%. Хорошие знания… Ну, и, энтузиазм. Без энтузиазма тут делать нечего.
Марина Игумнова, «Байкал-Daily»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.