14.04.2014
Прошлый год отметился для золотодытчиков Бурятии падением прибыли, но в этом ситуация может улучшиться. К тому же, как сообщил в интервью «Байкал-Daily» генеральный директор ОАО «Бурятзолото» Юрий Хегай, в Бурятии имеются крупные золоторудные районы, в том числе перспективная Жанокская площадь
- Какое на сегодняшний день экономическое состояние «Бурятзолота» и объёмы добываемого золота?
- Экономическое состояние у нас стабильное, несмотря на то, что цена на золото, в прошлом году, значительно упала. Среднее падение составило по отношению к двенадцатому году порядка 16 %. Но, если брать пиковые значения, то цена на мировых биржах падала даже ниже 1200 долларов за унцию. При том, что в начале 2012 года она доходила до 1800 долларов за унцию. То есть, пиковая разница достигала более 30 %. При этом нам удалось удержаться на плаву. Компания отработала, можно сказать, с нулевым результатом за 2013 год.
- Нулевой результат по рентабельности?
- Мы вышли в ноль по показателю свободного денежного потока. То есть, сколько заработали, столько и истратили. Надо заметить, что достаточно большое количество мелких компаний отрасли и даже крупных, столкнулись с серьёзными проблемами. Мы же, на наших двух рудниках, постарались минимизировать влияние падения цены за счет повышения эффективности производства и снижения затрат. На текущий год планируем увеличение объёмов производства. Надеемся, что получим положительный финансовый результат.
- То есть, некоторый резерв при планировании есть?
- Подушка безопасности у нас есть. Ведь цена на золото падает резко, а планы за два дня изменить невозможно. Поэтому мы закладываем пессимистический прогноз на цену и на него ориентируемся.
- Что касается социальной политики предприятия, сколько человек сейчас работает?
- Чуть больше трёх тысяч человек, в основном, это жители Бурятии. Очень много из сельских районов республики. Это, естественно, Окинский район, на территории которого расположено одно из наших предприятий. В советское время горная промышленность была очень развита в Закаменском районе, поэтому оттуда много горняков. В принципе, широко представлена вся республика, включая Улан-Удэ.
- Кстати, были большие дебаты о том, что в Бурятии не хватало профессионалов, в частности инженеров-горняков. Как вы решаете эту проблему?
- Лет 15-20 назад профессия горняка перестала быть престижной, стали меньше учиться, многие горнодобывающие предприятия перестали работать. Новая экономическая формация предполагала, что должны появиться предприниматели, программисты, юристы… Соответственно, значительная доля специалистов переместилась туда, технарей стало меньше. Сейчас приходится опытных специалистов-горняков по всей стране искать, приглашаем работать в Бурятии.
- А чем привлекает «Бурятзолото»?
- Скажем так: 50 процентов - это зарплата, еще 30 процентов - это дополнительные, тоже материальные вещи, но не в виде зарплаты. Например, аренда квартиры, оплата проезда к месту отдыха - те блага, которые не регламентированы законом, но предприятие может по доброй воле предоставить. И оставшиеся 20 процентов для людей, которые работают уже на определённом уровне квалификации и должностях - перспектива. Мы работаем в составе публичной компании - «Nordgold»., что дает возможность нашим сотрудникам получить международный опыт работы. Это мотивирует людей.
- Давайте поговорим теперь о взаимоотношениях «Бурятзолота» и государства. Насколько у вас рабочие контакты с правительством Бурятии, чем оно вам помогает и, скажем так, что бы вы хотели от него получить?
- Отношения у нас рабочие. Особых каких-то преференций мы не просим, нам это не нужно. Главное, чтобы всё было в правовом поле. В последнее время, власть активизировалась в части предоставления новых площадей именно рудного золота и это нас радует. Например, мы выиграли в 2013 году аукцион на Жанокскую площадь в Муйском районе. Получили лицензию на разведку и отработку этого месторождения. Сейчас просчитываем варианты развития проекта, вопросы инфраструктуры. Разработка нового месторождения - это новые рабочие места и увеличение финансовых показателей «Бурятзолото» в перспективе.
- Когда «Северсталь» только заходила сюда, была большая дискуссия в СМИ, а есть ли смысл «Бурятзолото» дальше развиваться? Насколько хватит золота в Бурятии? Сейчас найдены ответы на эти вопросы?
- В данный момент в «Бурятзолото» идёт разработка стратегического бизнес-плана. Но уже сегодня можно смело гарантировать, что запасов у «Бурятзолото» хватает до 2020 года. Стратегический бизнес-план, конечно, предусматривает не эту планку, а разведку недр и планирование дальше этого срока. Тем более, у нас появилась Жанокская площадь, а там возможен объект масштабом с действующую Ирокинду. Поэтому, есть все основания предполагать, что «Бурятзолото» - это надолго.
Если ставить вопрос о наличии золота в регионе вообще, то на территории Бурятии выделено семь золоторудных районов, на которых нужно вести планомерные геологоразведочные работы: геологическое картирование, геохимические и геофизические поиски. Но даже на начальную стадию разведки требуются огромные деньги и, учитывая законодательство России, пока не понятно, кто их будет вкладывать. К сожалению, специализированных геологоразведочных компаний, которые вели бы активную геологоразведку за счет привлеченных средств, а затем продавали свои проекты добывающим компаниям, в России нет.
- По поводу надзора и контролю за деятельностью «Бурятзолото». Часто выходят пресс-релизы от контрольных и надзорных органов по поводу невыполнения условий лицензии золотопромышленными компаниями. У «Бурятзолота» есть такие проблемы?
- У нас такого не было. Мы все условия лицензионных соглашений выполняем в срок.
- Правительство Бурятии удовлетворено налоговыми начислениями?
- Конечно, в прошлом году было тяжело, наши доходы резко упали. Мы проводили встречи на уровне министерства природных ресурсов и на более высоком уровне.
Повлиять на цену на золото государство не может, так как это рыночный продукт, подверженный конъюнктуре. Мы золото только производим и продаём банкам по рыночным ценам, то есть тоже никак не можем повлиять на рост стоимости драгметалла. В целом у нас с властями есть взаимное понимание проблемы. Но я повторюсь, что в 2014 года мы намерены добиться улучшения экономических показателей.
- Последний вопрос. Это реформирование федерального органа, который у нас называется «Бурятнедра», то есть перенос филиала в Красноярск. Насколько это повлияет на вашу деятельность?
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.