Бурятия может остаться без внутреннего авиасообщения
Почему жители Бурятии летают по внутренним рейсам на старых опасных самолётах, когда под арестом в аэропорту стоят 5 новых самолётов, узнавал «Байкал-Daily»
С 1 мая ООО «Авиационная компания «ПАНХ» из Бурятии остановила перевозки по трём иркутским направлениям из-за расторжения договора лизинга на новые самолёты из-за просрочки лизинговых платежей.
История долга
Напомним, долг по лизингу у авиакомпании «ПАНХ» образовался не без помощи правительства республики. Сегодня из пяти посадочных площадок и аэропортов регулярно принимают рейсы малой авиации только аэропорты Нижнеангарска и Таксимо. Вместо ежедневных рейсов, которые ранее выполнял «ПАНХ», теперь в северные посёлки только раз в неделю летают устаревшие на 90% Ан-24. Авиабилеты без субсидий стали дороже в среднем на 1500-3000 рублей в один конец.
В 2012 году минтранс Бурятии предложил «ПАНХ» подобрать самолеты для грунтовых взлётно-посадочных полос на севере Бурятии. По характеристикам подошел 9-местный американский самолет Cessna 208B. В 2013-2014 годах компания «ПАНХ» приобрела в лизинг 3 самолета Cessna для регулярных авиарейсов по местным планово-убыточным направлениям. Поскольку самолеты меньше 50 посадочных мест не приносят дохода, правительство республики обязалось оказывать «ПАНХу» господдержку, возмещая часть лизинговых платежей. Оформлялся лизинг под словесные гарантии поддержки от правительства Бурятии.
Поначалу поддержка, действительно, оказывалась. Федеральное правительство частично возместило авиакомпании первый взнос по лизингу в 93 миллиона. А республиканское два года субсидировало авиакомпании по 24 – 27 миллионов рублей для обслуживания сделки. В 2014 году для Северобайкальского и Муйского районов «ПАНХ» приобрела в лизинг ещё два небольших самолёта – чешские L-410.
Затем глава республики Вячеслав Наговицын поставил условие для оказания господдержки: взамен на бюджетные деньги правительству должна переходить часть обеспеченных активами акцийновой авиакомпании. «ПАНХ» создала такое акционерное общество (АО) «Бурятская авиационная компания». В уставный капитал были переданы посадочные площадки в районах республики и два аэропорта, общей стоимостью 170 миллионов рублей. Все процедуры были выполнены по требованиям Центробанка, оценившего имущество предприятия и выпустившего акции АО.
В ответ от властей ждали предоставления в Росавиацию госгарантии целевого использования самолётов. Гарантия требовалась, чтобы получить из федерального бюджета субсидии в 126 миллионов. По той же гарантии часть текущих лизинговых платежей субсидировал бы республиканский бюджет. Обеспечивать госгарантию должен был свой человек правительства в совете директоров Бурятской авиационной компании.
Однако правительство гарантию не дало. Вместо этого оно пообещало ежегодно выкупать часть акций Бурятской авиакомпании на 55 миллионов рублей, покрыв расходы авиакомпании на лизинговый платёж.
Но внезапно грянул кризис. Правительство республики, видимо, решило, что платить часть лизинговых платежей за самолёты сейчас не по карману, и в прошлом году покупать акции акционерного общества не стало.
Реалии и обещания
Не дождавшись обещанной поддержки, «ПАНХ» увёл новые, купленные для перевозок в Бурятии самолёты, из региона. Авиакомпания стала работать с соседней Иркутской областью, которая согласилась субсидировать рейсы. Но долг по первоначальному и по текущим лизинговым платежам остался. В конце марта лизингодатель - государственная транспортная лизинговая компания (ГЛТК) расторгла договор лизинга и изъяла новые самолёты. Сейчас в авиакомпании ищут любое решение, которое позволит сохранить частично оплаченные самолёты.
Вместе с долгами по лизингу «ПАНХ» несёт убытки и на другом дочернем предприятии – на обслуживании авиалиний. Из-за нерегулярных перевозок местные аэропорты ежемесячно уходят в убыток на 1,8 миллионов. Таких затрат требует содержание сотрудников, аэропортов и самолётов. Чтобы снизить растущий долг, авиаперевозчики решили перевести аэропорты Нижнеангарска и Таксимо в статус посадочных площадок. Требования к ним значительно ниже. При этом из 101 сотрудника аэропортов работу сохранят только 19. С потерей статуса аэропорта это повлечёт запрет на посадки в Нижнеангарске и Таксимо самолетам «АН-24», которые сегодня и возят жителей республики.
Впрочем, в правительстве республики уверены, что Росавиация «не будет ограничивать возможности посадочных площадок Нижнеангарска и Таксимо». Это обещание даётся от чужого имени, несмотря ни на эксплуатационные характеристики самолёта, ни на требования правил авиации – и то и другое запрещает сажать АН-24 на посадочные площадки.
Что впрочем не так важно, поскольку на сегодняшний день кроме устаревших «АН-24», снятых с производства ещё 37 лет назад, других машин дальностью свыше тысячи километров у компаний Бурятии просто нет.
На фоне происходящего, в «ПАНХ» напомнили, что не по своей инициативе выкупили планово-убыточные самолёты.
- Без поддержки правительства нам будет очень сложно. Думаю, самолёты всё же будут летать, но по другому графику. И если раньше на ценообразование влияло правительство, то сейчас мы уже не будем летать себе в убыток, - прокомментировал «Байкал-Daily» генеральный директор «ПАНХ» Константин Осин.
До первого падения
Что будет с новыми самолётами, за которые уже выплачено 244 миллиона, пока остаётся не ясным. Если деньги на гашение очередного платежа найдутся у самой авиакомпании - не факт, что после этого перелёты будут доступны жителям республики. Самолёты могут вернуться вновь в Иркутскую область, а Бурятии останутся только старенькие «АН-24».
В Минтрансе Бурятии не выплаченные обязательства по лизингу прокомментировали напоминанием, что ПАНХ – это частная авиакомпания, которая сама не выплатила свой лизинговый платёж. Отказ правительства выкупать акции бурятской авиакомпании или иным способом субсидировать лизинговые платежи пояснили смутно: невыполнением неких «мероприятий». При том, что оценка имущества новой авиакомпании была утверждена Центробанком, минтранс республики по-прежнему ждёт от «ПАНХ» оценки имущества уставного капитала. А также бизнес-план, который был представлен ещё год назад.
В правительстве республики заверили, что примут меры, чтобы не допустить прекращения внутреннего авиасообщения. Одной из этих мер, видимо, является то, что пассажирские перевозки по внутренним авиарейсам и в Иркутскую область выполняет ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии». Однако по данным компетентных источников, авиакомпания ищет покупателя на все 6 своих старых АНов за 120 миллионов рублей. Два из шести самолётов при этом не подлежат восстановлению и могут пойти только на запчасти. Остальные же летают до первого падения любого из 68 оставшихся на ходу по всей России «АН-24», после которого их все просто снимут с эксплуатации.
С 1 мая ООО «Авиационная компания «ПАНХ» из Бурятии остановила перевозки по трём иркутским направлениям из-за расторжения договора лизинга на новые самолёты из-за просрочки лизинговых платежей.
История долга
Напомним, долг по лизингу у авиакомпании «ПАНХ» образовался не без помощи правительства республики. Сегодня из пяти посадочных площадок и аэропортов регулярно принимают рейсы малой авиации только аэропорты Нижнеангарска и Таксимо. Вместо ежедневных рейсов, которые ранее выполнял «ПАНХ», теперь в северные посёлки только раз в неделю летают устаревшие на 90% Ан-24. Авиабилеты без субсидий стали дороже в среднем на 1500-3000 рублей в один конец.
В 2012 году минтранс Бурятии предложил «ПАНХ» подобрать самолеты для грунтовых взлётно-посадочных полос на севере Бурятии. По характеристикам подошел 9-местный американский самолет Cessna 208B. В 2013-2014 годах компания «ПАНХ» приобрела в лизинг 3 самолета Cessna для регулярных авиарейсов по местным планово-убыточным направлениям. Поскольку самолеты меньше 50 посадочных мест не приносят дохода, правительство республики обязалось оказывать «ПАНХу» господдержку, возмещая часть лизинговых платежей. Оформлялся лизинг под словесные гарантии поддержки от правительства Бурятии.
Поначалу поддержка, действительно, оказывалась. Федеральное правительство частично возместило авиакомпании первый взнос по лизингу в 93 миллиона. А республиканское два года субсидировало авиакомпании по 24 – 27 миллионов рублей для обслуживания сделки. В 2014 году для Северобайкальского и Муйского районов «ПАНХ» приобрела в лизинг ещё два небольших самолёта – чешские L-410.
Затем глава республики Вячеслав Наговицын поставил условие для оказания господдержки: взамен на бюджетные деньги правительству должна переходить часть обеспеченных активами акцийновой авиакомпании. «ПАНХ» создала такое акционерное общество (АО) «Бурятская авиационная компания». В уставный капитал были переданы посадочные площадки в районах республики и два аэропорта, общей стоимостью 170 миллионов рублей. Все процедуры были выполнены по требованиям Центробанка, оценившего имущество предприятия и выпустившего акции АО.
В ответ от властей ждали предоставления в Росавиацию госгарантии целевого использования самолётов. Гарантия требовалась, чтобы получить из федерального бюджета субсидии в 126 миллионов. По той же гарантии часть текущих лизинговых платежей субсидировал бы республиканский бюджет. Обеспечивать госгарантию должен был свой человек правительства в совете директоров Бурятской авиационной компании.
Однако правительство гарантию не дало. Вместо этого оно пообещало ежегодно выкупать часть акций Бурятской авиакомпании на 55 миллионов рублей, покрыв расходы авиакомпании на лизинговый платёж.
Но внезапно грянул кризис. Правительство республики, видимо, решило, что платить часть лизинговых платежей за самолёты сейчас не по карману, и в прошлом году покупать акции акционерного общества не стало.
Реалии и обещания
Не дождавшись обещанной поддержки, «ПАНХ» увёл новые, купленные для перевозок в Бурятии самолёты, из региона. Авиакомпания стала работать с соседней Иркутской областью, которая согласилась субсидировать рейсы. Но долг по первоначальному и по текущим лизинговым платежам остался. В конце марта лизингодатель - государственная транспортная лизинговая компания (ГЛТК) расторгла договор лизинга и изъяла новые самолёты. Сейчас в авиакомпании ищут любое решение, которое позволит сохранить частично оплаченные самолёты.
Вместе с долгами по лизингу «ПАНХ» несёт убытки и на другом дочернем предприятии – на обслуживании авиалиний. Из-за нерегулярных перевозок местные аэропорты ежемесячно уходят в убыток на 1,8 миллионов. Таких затрат требует содержание сотрудников, аэропортов и самолётов. Чтобы снизить растущий долг, авиаперевозчики решили перевести аэропорты Нижнеангарска и Таксимо в статус посадочных площадок. Требования к ним значительно ниже. При этом из 101 сотрудника аэропортов работу сохранят только 19. С потерей статуса аэропорта это повлечёт запрет на посадки в Нижнеангарске и Таксимо самолетам «АН-24», которые сегодня и возят жителей республики.
Впрочем, в правительстве республики уверены, что Росавиация «не будет ограничивать возможности посадочных площадок Нижнеангарска и Таксимо». Это обещание даётся от чужого имени, несмотря ни на эксплуатационные характеристики самолёта, ни на требования правил авиации – и то и другое запрещает сажать АН-24 на посадочные площадки.
Что впрочем не так важно, поскольку на сегодняшний день кроме устаревших «АН-24», снятых с производства ещё 37 лет назад, других машин дальностью свыше тысячи километров у компаний Бурятии просто нет.
На фоне происходящего, в «ПАНХ» напомнили, что не по своей инициативе выкупили планово-убыточные самолёты.
- Без поддержки правительства нам будет очень сложно. Думаю, самолёты всё же будут летать, но по другому графику. И если раньше на ценообразование влияло правительство, то сейчас мы уже не будем летать себе в убыток, - прокомментировал «Байкал-Daily» генеральный директор «ПАНХ» Константин Осин.
До первого падения
Что будет с новыми самолётами, за которые уже выплачено 244 миллиона, пока остаётся не ясным. Если деньги на гашение очередного платежа найдутся у самой авиакомпании - не факт, что после этого перелёты будут доступны жителям республики. Самолёты могут вернуться вновь в Иркутскую область, а Бурятии останутся только старенькие «АН-24».
В Минтрансе Бурятии не выплаченные обязательства по лизингу прокомментировали напоминанием, что ПАНХ – это частная авиакомпания, которая сама не выплатила свой лизинговый платёж. Отказ правительства выкупать акции бурятской авиакомпании или иным способом субсидировать лизинговые платежи пояснили смутно: невыполнением неких «мероприятий». При том, что оценка имущества новой авиакомпании была утверждена Центробанком, минтранс республики по-прежнему ждёт от «ПАНХ» оценки имущества уставного капитала. А также бизнес-план, который был представлен ещё год назад.
В правительстве республики заверили, что примут меры, чтобы не допустить прекращения внутреннего авиасообщения. Одной из этих мер, видимо, является то, что пассажирские перевозки по внутренним авиарейсам и в Иркутскую область выполняет ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии». Однако по данным компетентных источников, авиакомпания ищет покупателя на все 6 своих старых АНов за 120 миллионов рублей. Два из шести самолётов при этом не подлежат восстановлению и могут пойти только на запчасти. Остальные же летают до первого падения любого из 68 оставшихся на ходу по всей России «АН-24», после которого их все просто снимут с эксплуатации.
Елена Буерачная, «Байкал-Daily»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Происшествия, 13.12.2024
Мужчина по просьбе родственников потерпевшего с августа присматривал за домом и топил печь
Происшествия, 13.12.2024
На передаче «Мужское и женское» вскрылись новые подробности дела о бабушке, которая чуть не сварила внучку в кипятке