Настоятель якутского дацана из Бурятии: Все наши несчастья мы заслужили
Общество,
24.11.2014 09:16.
Дандар-лама рассказал изданию «Амурская правда» (Благовещенск) о перерождении, астрологии и порче:
«На прием к Дандар-ламе лучше записываться заранее. Чтобы выстоять небольшую очередь, каждое утро собирающуюся у его кабинета, и попасть на личную беседу, в Якутск съезжаются люди со всей республики и из других регионов Дальнего Востока. Кому-то нужен совет, кто-то хочет заглянуть в свое будущее, кто-то надеется поправить здоровье. Его небольшой кабинет находится на первом этаже самого северного в мире буддийского храма, официальное открытие которого прошло в октябре в Якутске. А сам Дандар-лама — настоятель этого храма. Корреспонденту АП, попавшему к нему на прием, он рассказал о своей якутской «командировке», науке астрологии, порче, телепатии и причине всех людских несчастий.
Из врачей в монахи
Самый северный в мире дацан (так называют буддийский храм) расположился недалеко от Якутска, рядом с сосновым бором. Я оказалась здесь незадолго до официального открытия, застав на территории храма узбекских и таджикских рабочих, доделывавших последние мелочи. По иронии судьбы строительство дацана объединило буддистов и мусульман.
Чтобы попасть на прием, выстаиваю небольшую очередь, посетители в которой активно обсуждают лекарские способности Дандар-ламы. «А он от псориаза лечит? А то была я уже у одного лекаря — только деньги зря заплатила!» — говорит дожидающаяся своей очереди пожилая женщина. Другие очередники пожимают плечами. Среди них есть такие, кому лама помог уже не раз, но в каждом отдельном случае гарантировать ничего нельзя.
Дандар-лама, а в миру Дмитрий Жалсараев, бурят по национальности, как и большинство его прихожан. По его словам, бурятская община Якутска насчитывает три тысячи человек, а в целом в республике проживают семь тысяч бурят. Именно письмо от якутских бурят, написанное главе буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо-ламе, 16 лет назад привело его в эти суровые края. Большую часть жизни Дандар-лама прожил в Бурятии. Он родился в небольшом селе, в семье животноводов.
— Первый раз в сознательном возрасте меня привезли в Иволгинский дацан после окончания школы — спросить у ламы-астролога, поступлю я в институт или нет, —вспоминает он. — У бурят вся жизнь проходит перед глазами ламы: от рождения до последнего дня. Лама дает имя ребенку, он же и назначает день и час похорон. В дацане я увидел послушника, заучивавшего тексты, и что-то во мне перевернулось. Я сразу сказал родителям, что хочу остаться здесь. Но мама была категорически против.
По настоянию матери — убежденной коммунистки — он поступил в мединститут в Чите, но учеба не заладилась. И в 1991 году он стал слушателем открывшихся тогда буддийских курсов при Иволгинском дацане. И тем самым продолжил дело своих предков. Уже будучи Дандар-ламой, он узнал, что двое братьев его дедушки в дореволюционные времена были ламами и прошли сталинские лагеря.
Путь к сану был нелегким. Из 75 одногруппников Дандар-ламы до финишной черты вместе с ним добрались лишь четверо. В то время учеба длилась пять лет, сейчас полный курс буддийского университета занимает 16 лет.
— Преподавателей для нас пригласили из Тибета и Монголии, так как все ламы до 1991 года обучались в Монголии. Нас обучали на монгольском и тибетском языках, которые пришлось выучить. Учителя были очень требовательные, если из 100 заданных листов ты знаешь только 99, значит, ты не выучил, — рассказывает настоятель. — На четвертом курсе я получил посвящение от своего учителя — тибетского монаха Еши-Лодой-Ринпоче. Он дал мне имя, добавив половину своего имени, — Еши-Дандар. Еши это мудрость по-тибетски, а Дандар — распространяющий учение.
Командировка длиною в жизнь
Учителей на курсах не хватало, и после их окончания он остался преподавать и служить в Иволгинском дацане. А в 1998 году Пандито Хамбо-лама получил письмо от бурят Якутии с просьбой прислать в Якутск ламу. Для этой миссии выбрали Дандар-ламу, разрешив ему «размонашиться», то есть обзавестись семьей — чтобы не пропасть одному в чужих краях, куда его командировали на два года. Тогда ему не было и 30 лет.
По приезде выяснилось, что письмо от имени «всех бурят Якутии» написала одна глубоко верующая бабушка и бурятская община не подозревала о прибывшем священнослужителе.
— Я приехал сюда с двумя сумками и никого не знал в этом городе. Каждое утро я не знал, где буду ночевать и что есть. Но все постепенно наладилось, — рассказывает лама. — Мы зарегистрировали буддийскую общину «Лотос». Спустя два года я хотел вернуться, но Пандито Хамбо-лама дал наставление, что нужно строить здесь храм. Еще Будда говорил, что его учение будет распространяться на север, так и получилось.
Еще через 10 лет он снова обратился к главе традиционной сангхи с просьбой вернуться домой. «Я ему сказал: «Сталин и тот давал всего 10 лет северов». Он посмеялся, но командировку снова продлил», — улыбается Дандар-лама.
Место для дацана выбирали по всем правилам — на северо-востоке, вдали от городской суеты и кладбищ, поближе к лесу. Храм, деньги на который собирали всем миром, начали строить в 1999 году со свайного поля — строительство в условиях вечной мерзлоты потребовало времени и больших вложений. Сваи, уходящие в землю на 10 метров, должны были отстояться в течение двух лет. В его основание, как и положено, заложили священный сосуд с частицами золота, серебра, бронзы, жемчугом, кораллом, целебными травами и листами с молитвами.
К 2012 году здание, вмещающее до 500 прихожан, было готово.
Во всем «виновата» карма
Приверженцы буддизма верят в перерождения и считают карму — совокупность действий человека в прошлых жизнях — главной причиной всех человеческих несчастий.
— Сейчас люди привыкли говорить: меня прокляли, меня сглазили. Но все, что происходит с нами, это справедливое возмездие за наши прошлые поступки. Кто-то нищий, кто-то больной — и виноваты в этом не другие люди или абстрактные силы, а сам человек. В первую очередь ищите ответы внутри себя, — советует Дандар-лама.
Он рассказывает про своего учителя — перерожденца из Тибета, который помнит четыре своих последних жизни.
— Родиться человеком в этом мире — большая удача. Когда Будду спросили, сколько сущностей рождаются людьми, а сколько попадают в другие миры, он взял горсть песка и сказал — вот столько рождается людьми, а вся остальная земля — это те, кто воплощается в других мирах, — рассказывает настоятель дацана. — Родиться здоровым человеком, да еще в стране, где нет войны, — большая заслуга.
Телепатия есть, ее не может не быть
Несмотря на то что многое в жизни происходит по кармическим причинам, лама не отрицает существование порчи.
— Мир очень грязный. В нем невозможно быть чистым, — считает лама. — И если бабульки говорят про порчу, они правы в том, то мы все грязные. Чтобы очиститься, нужно ходить на богослужения — и буддисты, и христиане, и мусульмане приходят за очищением.
Чтобы помочь многочисленным посетителям, обращающимся к нему, лама использует молитвы, тибетскую медицину и астрологию. За советом идут не только буддисты, но и христиане, и мусульмане. «Если вы заболеете, в больнице же не смотрят — мужчина вы или женщина, старый или молодой. Это не имеет значения», — улыбается настоятель. Больше всего прихожан волнуют семейные вопросы, здоровье, проблемы и перспективы на работе, часто люди приходят посоветоваться перед принятием важных решений в жизни.
— Я и другие ламы стараемся помочь, используя астрологию, составляем астрологические карты. Я и сам учитываю в своей жизни астрологические знания. Например, если я вижу у себя элемент дерева, значит, мне не нужно в это время ходить в лес, рубить дрова, — поясняет Дандар-лама. — Бурятский буддизм практикует астрологию. Это наука, но полностью уповать на нее не стоит, так как она относительна. Раньше, когда не было интернета, погоду узнавали, глядя на небо. Астрология примерно то же самое. Мы стараемся с ее помощью облегчить и без того трудную человеческую жизнь.
То, что кажется нам сверхъестественным, для буддистов — привычные понятия.
Мир стал злой, очень много людей приходит за помощью, говорит настоятель. В редкие дни у его кабинета никто не дожидается приема.
— Я радуюсь, когда никого нет, когда мой телефон молчит. Это значит, что у моих прихожан все хорошо, моя помощь не нужна, — улыбается он.
Исцелил по фотографии
В практике Дандар-ламы есть случаи чудесных исцелений. Около 10 лет назад он помог 50-летнему благовещенцу, которого врачи отправили умирать домой, сказав, что в его случае не поможет никакая операция.
У мужчины были проблемы со щитовидной железой. Из-за болезни он похудел на 20 килограммов. Когда ситуация стала критической, его племянница, живущая в Якутске, обратилась за помощью к ламе. По фотографии и дате рождения он назначил лечение, передав для больного лечебные порошки. Спустя несколько месяцев благовещенец поправился, и с тех пор щитовидка больше его не беспокоит».
«На прием к Дандар-ламе лучше записываться заранее. Чтобы выстоять небольшую очередь, каждое утро собирающуюся у его кабинета, и попасть на личную беседу, в Якутск съезжаются люди со всей республики и из других регионов Дальнего Востока. Кому-то нужен совет, кто-то хочет заглянуть в свое будущее, кто-то надеется поправить здоровье. Его небольшой кабинет находится на первом этаже самого северного в мире буддийского храма, официальное открытие которого прошло в октябре в Якутске. А сам Дандар-лама — настоятель этого храма. Корреспонденту АП, попавшему к нему на прием, он рассказал о своей якутской «командировке», науке астрологии, порче, телепатии и причине всех людских несчастий.
Из врачей в монахи
Самый северный в мире дацан (так называют буддийский храм) расположился недалеко от Якутска, рядом с сосновым бором. Я оказалась здесь незадолго до официального открытия, застав на территории храма узбекских и таджикских рабочих, доделывавших последние мелочи. По иронии судьбы строительство дацана объединило буддистов и мусульман.
Чтобы попасть на прием, выстаиваю небольшую очередь, посетители в которой активно обсуждают лекарские способности Дандар-ламы. «А он от псориаза лечит? А то была я уже у одного лекаря — только деньги зря заплатила!» — говорит дожидающаяся своей очереди пожилая женщина. Другие очередники пожимают плечами. Среди них есть такие, кому лама помог уже не раз, но в каждом отдельном случае гарантировать ничего нельзя.
Дандар-лама, а в миру Дмитрий Жалсараев, бурят по национальности, как и большинство его прихожан. По его словам, бурятская община Якутска насчитывает три тысячи человек, а в целом в республике проживают семь тысяч бурят. Именно письмо от якутских бурят, написанное главе буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо-ламе, 16 лет назад привело его в эти суровые края. Большую часть жизни Дандар-лама прожил в Бурятии. Он родился в небольшом селе, в семье животноводов.
— Первый раз в сознательном возрасте меня привезли в Иволгинский дацан после окончания школы — спросить у ламы-астролога, поступлю я в институт или нет, —вспоминает он. — У бурят вся жизнь проходит перед глазами ламы: от рождения до последнего дня. Лама дает имя ребенку, он же и назначает день и час похорон. В дацане я увидел послушника, заучивавшего тексты, и что-то во мне перевернулось. Я сразу сказал родителям, что хочу остаться здесь. Но мама была категорически против.
По настоянию матери — убежденной коммунистки — он поступил в мединститут в Чите, но учеба не заладилась. И в 1991 году он стал слушателем открывшихся тогда буддийских курсов при Иволгинском дацане. И тем самым продолжил дело своих предков. Уже будучи Дандар-ламой, он узнал, что двое братьев его дедушки в дореволюционные времена были ламами и прошли сталинские лагеря.
Путь к сану был нелегким. Из 75 одногруппников Дандар-ламы до финишной черты вместе с ним добрались лишь четверо. В то время учеба длилась пять лет, сейчас полный курс буддийского университета занимает 16 лет.
— Преподавателей для нас пригласили из Тибета и Монголии, так как все ламы до 1991 года обучались в Монголии. Нас обучали на монгольском и тибетском языках, которые пришлось выучить. Учителя были очень требовательные, если из 100 заданных листов ты знаешь только 99, значит, ты не выучил, — рассказывает настоятель. — На четвертом курсе я получил посвящение от своего учителя — тибетского монаха Еши-Лодой-Ринпоче. Он дал мне имя, добавив половину своего имени, — Еши-Дандар. Еши это мудрость по-тибетски, а Дандар — распространяющий учение.
Командировка длиною в жизнь
Учителей на курсах не хватало, и после их окончания он остался преподавать и служить в Иволгинском дацане. А в 1998 году Пандито Хамбо-лама получил письмо от бурят Якутии с просьбой прислать в Якутск ламу. Для этой миссии выбрали Дандар-ламу, разрешив ему «размонашиться», то есть обзавестись семьей — чтобы не пропасть одному в чужих краях, куда его командировали на два года. Тогда ему не было и 30 лет.
По приезде выяснилось, что письмо от имени «всех бурят Якутии» написала одна глубоко верующая бабушка и бурятская община не подозревала о прибывшем священнослужителе.
— Я приехал сюда с двумя сумками и никого не знал в этом городе. Каждое утро я не знал, где буду ночевать и что есть. Но все постепенно наладилось, — рассказывает лама. — Мы зарегистрировали буддийскую общину «Лотос». Спустя два года я хотел вернуться, но Пандито Хамбо-лама дал наставление, что нужно строить здесь храм. Еще Будда говорил, что его учение будет распространяться на север, так и получилось.
Еще через 10 лет он снова обратился к главе традиционной сангхи с просьбой вернуться домой. «Я ему сказал: «Сталин и тот давал всего 10 лет северов». Он посмеялся, но командировку снова продлил», — улыбается Дандар-лама.
Место для дацана выбирали по всем правилам — на северо-востоке, вдали от городской суеты и кладбищ, поближе к лесу. Храм, деньги на который собирали всем миром, начали строить в 1999 году со свайного поля — строительство в условиях вечной мерзлоты потребовало времени и больших вложений. Сваи, уходящие в землю на 10 метров, должны были отстояться в течение двух лет. В его основание, как и положено, заложили священный сосуд с частицами золота, серебра, бронзы, жемчугом, кораллом, целебными травами и листами с молитвами.
К 2012 году здание, вмещающее до 500 прихожан, было готово.
Во всем «виновата» карма
Приверженцы буддизма верят в перерождения и считают карму — совокупность действий человека в прошлых жизнях — главной причиной всех человеческих несчастий.
— Сейчас люди привыкли говорить: меня прокляли, меня сглазили. Но все, что происходит с нами, это справедливое возмездие за наши прошлые поступки. Кто-то нищий, кто-то больной — и виноваты в этом не другие люди или абстрактные силы, а сам человек. В первую очередь ищите ответы внутри себя, — советует Дандар-лама.
Он рассказывает про своего учителя — перерожденца из Тибета, который помнит четыре своих последних жизни.
— Родиться человеком в этом мире — большая удача. Когда Будду спросили, сколько сущностей рождаются людьми, а сколько попадают в другие миры, он взял горсть песка и сказал — вот столько рождается людьми, а вся остальная земля — это те, кто воплощается в других мирах, — рассказывает настоятель дацана. — Родиться здоровым человеком, да еще в стране, где нет войны, — большая заслуга.
Телепатия есть, ее не может не быть
Несмотря на то что многое в жизни происходит по кармическим причинам, лама не отрицает существование порчи.
— Мир очень грязный. В нем невозможно быть чистым, — считает лама. — И если бабульки говорят про порчу, они правы в том, то мы все грязные. Чтобы очиститься, нужно ходить на богослужения — и буддисты, и христиане, и мусульмане приходят за очищением.
Чтобы помочь многочисленным посетителям, обращающимся к нему, лама использует молитвы, тибетскую медицину и астрологию. За советом идут не только буддисты, но и христиане, и мусульмане. «Если вы заболеете, в больнице же не смотрят — мужчина вы или женщина, старый или молодой. Это не имеет значения», — улыбается настоятель. Больше всего прихожан волнуют семейные вопросы, здоровье, проблемы и перспективы на работе, часто люди приходят посоветоваться перед принятием важных решений в жизни.
— Я и другие ламы стараемся помочь, используя астрологию, составляем астрологические карты. Я и сам учитываю в своей жизни астрологические знания. Например, если я вижу у себя элемент дерева, значит, мне не нужно в это время ходить в лес, рубить дрова, — поясняет Дандар-лама. — Бурятский буддизм практикует астрологию. Это наука, но полностью уповать на нее не стоит, так как она относительна. Раньше, когда не было интернета, погоду узнавали, глядя на небо. Астрология примерно то же самое. Мы стараемся с ее помощью облегчить и без того трудную человеческую жизнь.
То, что кажется нам сверхъестественным, для буддистов — привычные понятия.
Мир стал злой, очень много людей приходит за помощью, говорит настоятель. В редкие дни у его кабинета никто не дожидается приема.
— Я радуюсь, когда никого нет, когда мой телефон молчит. Это значит, что у моих прихожан все хорошо, моя помощь не нужна, — улыбается он.
Исцелил по фотографии
В практике Дандар-ламы есть случаи чудесных исцелений. Около 10 лет назад он помог 50-летнему благовещенцу, которого врачи отправили умирать домой, сказав, что в его случае не поможет никакая операция.
У мужчины были проблемы со щитовидной железой. Из-за болезни он похудел на 20 килограммов. Когда ситуация стала критической, его племянница, живущая в Якутске, обратилась за помощью к ламе. По фотографии и дате рождения он назначил лечение, передав для больного лечебные порошки. Спустя несколько месяцев благовещенец поправился, и с тех пор щитовидка больше его не беспокоит».
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.