Алдар Дамдинов: На Байкальском образовательном форуме мы получим немало интересных идей
- Какие проекты собирается предоставить Бурятия на Байкальском образовательном форуме?
- У нас есть много интересных проектов. Один из них касается комплексной оценки эффективности региональной системы образования, так называемое КОЭРСО. Сегодня мы понимаем, что комплексный подход в осуществлении любого вида деятельности исключает ведомственную принадлежность. Система КОЭРСО - это своеобразный надведомственный проект, и суть его заключается во внешней оценке системы образования. Это очень актуально на сегодня для всей России, когда мы говорим об эффективности расходования бюджетных средств в любой отрасли. И здесь мы достаточно далеко продвинулись.
В этом проекте мы впервые выходим за привычные границы, главная проблематика КОЭРСО заключается в изменении узковедомственного подхода к оценке эффективности системы образования. Главный вопрос – это оценка качества образования. Мы понимаем, что само образование себя оценивать не может, поэтому необходима оценка внешняя. КОЭРСО позволяет оценить деятельность системы всей образования извне.
В наш проект активно включились министерства здравоохранения и внутренних дел Бурятии. Это те структуры, которые, в общем-то, прямого отношения к системе образования не имеют, но они сегодня дали нам свои параметры, показатели, по которым можно оценить эффективность образовательной системы.
Также успешно внедряется проект дистанционного образования в малокомплектных школах. Хотя он требует больших финансовых вложений, но, тем не менее, на сегодня уже начал работать в трех пилотных районах нашего региона. Научным руководителем проекта является проректор ВСГТУ Виталий Найханов. Он подробно расскажет об этом опыте.
В целом, вопросы по малокомлектным школам на форуме будут выделены особо. Это та тема для обсуждения, которая интересна всем регионам, в которых есть малые села. Условия, в которых там проводится обучение, сложные, но это необходимо - чтобы дети имели доступ к качественному образованию.
- Какие еще секции будут работать в рамках форума?
- Естественно, тема системы оценки качества будет выделена отдельно. До того, как мы начали реализовывать проект, качество, может быть, понималось под оценками в журнале, поступаемостью в вузы и так далее. Но теперь мы понимаем, что оценка качества образования измеряется совершенно другими параметрами. Это абсолютно новое понимание качества, и необходимо знать, как измерить его и как понять, получил ли ребенок качественное образование.
Эта тема оценки качества, инструментария для оценки тоже будет обсуждаться в секции - уже на Байкале. Там же будут подниматься проблемы организации единого государственного экзамена. При этом нужно понимать, что это не единственный инструмент оценки знаний, и он нуждается в дальнейшей своей настройке. Думаю, что в
результате мы получим немало интересных идей, которые войдут в резолюцию нашего Байкальского форума.
Очень важным аспектом мы также считаем продвижение талантливой молодежи и поддержка одаренных детей. Этому будет посвящена отдельная секция, которая будет работать целый день - седьмого июля, приглашены представители и из наших районов, и из других регионов.
- Будут ли обсуждаться на форуме какие-то федеральные инициативы?
- Сегодня на российском уровне будут изменены процедуры аттестации педагогов-работников, и нам интересно мнение других регионов. Мы считаем, что здесь должна быть бинарная система: или да или нет. Например, когда тестируют врача при аттестации, его или приводят к этой должности или вообще не приводят. Почему мы должны допускать к ученику учителя какой-то не соответствующей категории, также как врача к больному? Такая бинарная система будет внедряться и в республике, и в России.
Хотелось бы отметить при этом, что те, кто раньше получили первую или высшую категории, сохранят ее до следующей аттестации, которая проводится раз в пять лет, а пересдача пойдет уже по новой системе.
Другой немаловажной темой станет обсуждение вопросов по реализации федерального закона № 83. По приглашению президента сюда приедут представители контролирующих органов: генпрокуратуры, Счетной палаты, министерства финансов России для выработки плана реализации этого федерального закона.
- Затронет ли Байкальский образовательный форум проблемы высшего образования?
- Высшее образование не представляется на секции отдельным вопросом, поскольку проект «Наша новая школа» касается средних общеобразовательных учреждений. Но мы все же затронем эту тему, потому что очень важная цель сегодня - создание Восточно-Сибирского научно-образовательного комплекса. Про это, я думаю, обязательно скажет президент Бурятии.
- Сколько специалистов примет участие в обсуждении этих вопросов на форуме?
- Планируется участие около двухсот человек. Впервые в рамках Байкальского образовательного форума состоится всероссийское совещание руководителей образования. Предполагается визит практически всех министров или их заместителей из 82 регионов, которые уже очень активно проявляют свой интерес.
Впервые приедет руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, при участии которой будет рассматриваться вопрос об оценке качества.
Ожидается приезд замминистра науки России Исаака Калины, директора департамента общего образования Елены Низиенко, приедет директор департамента по профессиональному образованию Артемий Никитов, а также директор департамента по воспитанию и дополнительному образованию Алина Левитская.
- Какие планы у организаторов Байкальского образовательного форума на следующий год?
- Форум - ежегодный, этот статус закреплен, но он может проходить и не в Бурятии. Это предусмотрено в рамках Байкальского образовательного соглашения, которое в прошлом году подписали 14 субъектов России, а в этом году, думаем, к ним присоединятся и остальные регионы. Мы предполагаем, что Байкальский образовательный форум, как переходящий кубок, может проводиться и в другом регионе. Уже в этом году по нашему примеру в Калининграде состоится Балтийский образовательный форум.