Ушла из жизни экс-солистка Бурятского оперного театра
Общество,
20.03.2015 09:31.
19 марта на 88-м году жизни скончалась Кузьмина Ирина Федоровна, заслуженная артистка РСФСР и Туркменской ССР, народная артистка Бурятской АССР, солистка Бурятского театра оперы и балета
Ирина Кузьмина родилась 13 января 1928 года в Баку. Музыкальное образование будущая солистка оперы начала на двухгодичных курсах для взрослых, затем закончила музыкальное училище в классе известного педагога-вокалиста Полуяновой. После окончания государственной консерватории имени Гаджибекова, Кузьмина была принята на работу солисткой в театр оперы и балета имениАхундова, где спела все ведущие партии колоратурного сопрано.
В январе 1963 года Ирина Кузьмина переехала в Ашхабад и на сцене туркменского театра оперы и балета имени Махтумкули Ирина Кузьмина пела в спектаклях «Цыганский барон», «Риголетто», «Травиата», «Севильский цирюльник». За участие и выступление в неделе искусств Туркменской ССР в Москве певица была удостоена звания заслуженной артистки Туркменской ССР. Чуть позднее она около полутора лет была солисткой Татарского театра оперы и балета.
В 1968 году Ирина Кузьмина стала солисткой Бурятского театра оперы и балета. Певица всегда отмечала: «В Бурятии я получила все – ведущее место на сцене, возможность творить, атмосферу дружбы, взаимопомощи, чистоту отношений в коллективе».
Репертуар Ирины Кузьминой был обширен – от венской классики до композиторов советской эпохи, в нем находилось место и для музыки бурятских композиторов. «Коронные» партии – в «Травиате», «Севильском цирюльнике», «Риголетто». К творческим вершинам относились партии Мюзеты в «Богеме», Церлины в «Дон Жуане», Марфы в «Царской невесте», Лейлы в «Искателях жемчуга» и другие. Партии второго плана в исполнении певицы нередко становились украшением спектаклей – Иностранка в детской опере «Максимка», Бригитта в «Иоланте», Фраскита в «Кармен», Адина в «Любовном напитке», Дуняша в «Григории Мелихове».
Природа подарила Ирине Федоровне большой, красивого тембра голос - лирико-колоратурное сопрано с диапазоном, превышавшим две с половиной октавы. Особенностью этого голоса было соединение теплоты и одновременно звонкости, некоторой «инструментальности» (в чистоте и ясности каждого звука) с сердечной выразительностью.
Неудивительно, что у многих любителей оперы старшего поколения было в обиходе выражение «пойти на Кузьмину», то есть не просто в театр, а на тот спектакль, в котором выступала любимая певица.
В начале 80-х годов Ирина Кузьмина оставила оперную сцену и посвятила себя преподаванию в должности доцента кафедры хорового дирижирования Восточно-Сибирской академии культуры и искусств. До недавнего времени Кузьмина пела в церковном хоре (в Троицком, позже в Вознесеновском храме).
Прощальная панихида состоится 21 марта в 13.15 в ритуальном зале отделенческой больницы по адресу: ул. Комсомольская, 1 Б. Вынос состоится в 14.15 часов, сообщает пресс-служба минкульта Бурятии.
Ирина Кузьмина родилась 13 января 1928 года в Баку. Музыкальное образование будущая солистка оперы начала на двухгодичных курсах для взрослых, затем закончила музыкальное училище в классе известного педагога-вокалиста Полуяновой. После окончания государственной консерватории имени Гаджибекова, Кузьмина была принята на работу солисткой в театр оперы и балета имениАхундова, где спела все ведущие партии колоратурного сопрано.
В январе 1963 года Ирина Кузьмина переехала в Ашхабад и на сцене туркменского театра оперы и балета имени Махтумкули Ирина Кузьмина пела в спектаклях «Цыганский барон», «Риголетто», «Травиата», «Севильский цирюльник». За участие и выступление в неделе искусств Туркменской ССР в Москве певица была удостоена звания заслуженной артистки Туркменской ССР. Чуть позднее она около полутора лет была солисткой Татарского театра оперы и балета.
В 1968 году Ирина Кузьмина стала солисткой Бурятского театра оперы и балета. Певица всегда отмечала: «В Бурятии я получила все – ведущее место на сцене, возможность творить, атмосферу дружбы, взаимопомощи, чистоту отношений в коллективе».
Репертуар Ирины Кузьминой был обширен – от венской классики до композиторов советской эпохи, в нем находилось место и для музыки бурятских композиторов. «Коронные» партии – в «Травиате», «Севильском цирюльнике», «Риголетто». К творческим вершинам относились партии Мюзеты в «Богеме», Церлины в «Дон Жуане», Марфы в «Царской невесте», Лейлы в «Искателях жемчуга» и другие. Партии второго плана в исполнении певицы нередко становились украшением спектаклей – Иностранка в детской опере «Максимка», Бригитта в «Иоланте», Фраскита в «Кармен», Адина в «Любовном напитке», Дуняша в «Григории Мелихове».
Природа подарила Ирине Федоровне большой, красивого тембра голос - лирико-колоратурное сопрано с диапазоном, превышавшим две с половиной октавы. Особенностью этого голоса было соединение теплоты и одновременно звонкости, некоторой «инструментальности» (в чистоте и ясности каждого звука) с сердечной выразительностью.
Неудивительно, что у многих любителей оперы старшего поколения было в обиходе выражение «пойти на Кузьмину», то есть не просто в театр, а на тот спектакль, в котором выступала любимая певица.
В начале 80-х годов Ирина Кузьмина оставила оперную сцену и посвятила себя преподаванию в должности доцента кафедры хорового дирижирования Восточно-Сибирской академии культуры и искусств. До недавнего времени Кузьмина пела в церковном хоре (в Троицком, позже в Вознесеновском храме).
Прощальная панихида состоится 21 марта в 13.15 в ритуальном зале отделенческой больницы по адресу: ул. Комсомольская, 1 Б. Вынос состоится в 14.15 часов, сообщает пресс-служба минкульта Бурятии.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Происшествия, 28.11.2024
Ранее мужчина трижды участвовал в профилактических мероприятиях полицейских
Происшествия, 27.11.2024
Служба ветеринарии Тувы предложила использовать экстраординарные меры, чтобы не допустить распространения бешенства