Президент Бурятии: «Схема воровства отработана донельзя»
Темой заседания стала ситуация с предприятиями жилищно-коммунального комплекса Северобайкальского и Муйского районов, и города Северобайкальск. Как известно, предприятия ЖКХ в северных районах республики уже давно находятся в глубочайшем кризисе, который привел как к огромным финансовым потерям для бюджета республики, вынужденного оказывать помощь северу, так и для населения, сетующего на некачественные услуги. Попытки исправить ситуацию успехом не увенчались - кризис предприятий довел их до состояния банкротства. Сегодня совет безопасности разбирался в причинах случившегося.
Первым слово взял заместитель руководителя управления федеральной налоговой службы по Бурятии (УФНС по РБ) Жамбал Очиров.
- По состоянию на первое июля этого года в республике процедура банкротства применяется по отношению к 140 предприятиям, - доложил представитель налоговой службы. – 13 процентов из них – организации жилищно-коммунальной сферы. На них приходится до 24 процентов задолженности в бюджетные и внебюджетные фонды. Общая сумма задолженности составляет 511 миллионов, из них на предприятия ЖКХ приходится 124 миллиона рублей.
Сообщив об общей нерадостной картине, Жамбал Очиров перешел к северным предприятиям.
- На территории Северобайкальска, Северобайкальского и Муйского районов семь предприятий признаны несостоятельными. Сумма задолженности по обязательным платежам в бюджет составляет у них 65 миллионов рублей. Кредиторская задолженность составляет 163 миллиона рублей.
Сообщил Жамбал Очиров и о некоторых попытках местных властей хоть как-то стабилизировать ситуацию. Однако эти действия вызывают настороженность, так как явно нарушают законные права кредиторов и государства.
- Яркий пример - Северобайкальск, - сообщил представитель налоговой службы. – Местное МУП «Жилкомунэнерго» в 2007 году по заявлению должника было признано там несостоятельным. Сумма задолженности у МУП составила 50 миллионов рублей. Процедура банкротства была завершена. На базе предприятия было создано предприятие «Теплогенерация». В 2008 году это предприятие было также признано несостоятельным. Сумма задолженности составила 17 миллионов рублей. После процедуры банкротства задолженность по налогам была списана. В 2007 году там опять создается новое муниципальное предприятие «Теплогенерация Плюс», под руководством прежнего начальника. В 2009 году в арбитражный суд было передано заявление от «Теплогенерации Плюс» о признании предприятия несостоятельным. В декабре 2009 году в отношении этого предприятия была введена процедура банкротства. Сумма задолженности 25 миллионов рублей. Далее администрация Северобайкальска своим распоряжением изымает имущество у «Теплогенерации Плюс» и передает его новообразованному муниципальному предприятию «СеверобайкальскЭнерго». Таким образом, можно констатировать, что сумма недополучения от вышеназванных северобайкальских предприятий ЖКХ составила 98 миллионов рублей. Аналогичная схема наблюдалась и в Северобайкальском районе.
Такие действия, продолжил Жамбал Очиров, заставили УФНС по Бурятии обратиться в генеральную прокуратуру России. Прокуратура взяла этот вопрос на контроль.
На предложение президента задать вопросы докладчику, никто не произнес ни слова. Такое молчание главу республики рассердило:
- На 224 миллиона рублей нанесен ущерб государству, а у вас вопросов нет, - сделал замечание присутствующим глава Бурятии и задал вопрос сам. – Как могло такое случиться, что, начиная с 2007 года, все это происходит на регулярной основе? Участники процесса всем известны – это муниципальные предприятия, муниципалитет и регулирующие органы. Все, больше участников нет… Кто из них нанес ущерб бюджету в сумму 224 миллиона рублей? Кто понесет ответственность?
- Мы полагаем, что ответственность должна лежать на руководстве муниципальных образований и руководстве этих МУПов в равной степени, - ответил налоговик.
- В этом году возбуждено уголовное дело, - сообщила представитель прокуратуры. – Там действительно была яркая схема… Сейчас дело возбуждено и находится в производстве СУ при МВД по Бурятии по статье «Умышленное сокрытие от налогообложения денежных средств в крупном размере». В ходе следствия будет выяснено наличие состава преступления в действиях должностных лиц – было ли это преднамеренное банкротство или неправомерные действия. Это первое уголовное дело данной категории по предприятиям северных районов.
- Все наши контролирующие органы должны вмешаться в этот процесс, - заявил президент. – Мы же видим, что происходит. Предприятие ЖКХ создается, получает новые оборотные средства из бюджета. Мало того, обкрадывает и налоговую инспекцию, создавая задолженность. А потом спокойненько банкротится. Схема воровства отработана донельзя. И у нас еще никого не посадили за это! И поэтому это процветает, потому что это хорошая схема воровства денег у государства. Как только одного посадим, все прекратится сразу. Я прошу обратить на это внимание. Сколько же это может продолжаться?! Мы такие предприятия «матрешками» называем. Вот одна из таких «матрешек» - город Северобайкальск. Сколько раз они перевоплотились? Четыре? По буддийским законам можно 12 раз перевоплощаться… Ждите – еще восемь раз перевоплощаться будет – до полной смерти. Плохо, очень плохо…
После такого выступления попытки представителей серверных районов оправдаться выглядели довольно блекло. Северяне попробовали привести доводы о ветхости и изношенности оборудования, несоответствии тарифов и неплатежеспособностью населения. В этом, по их словам, и была причина убыточности предприятий системы ЖКХ. Однако ответ президента был более чем коротким:
- Причина убыточности предприятий - это вы сами. Ответ очень простой… Вы - представители муниципалитета, пришли работать добровольно. Вас же не под дулом пистолета привели… Так что наведите порядок.
Досталось на совещании и исполняющему обязанности министра строительства и ЖКХ Сергею Балдаеву. Тот попробовал разъяснить причины кризиса в системе ЖКХ политическими причинами прошлых лет, а также отметил, что и президент, и правительство и министерство делают попытки выйти из этого кризиса. Остановился Сергей Балдаев и на неприглядной роли некоторых конкурсных управляющих на предприятиях-банкротах.
- Вы странный человек, как будто с другой планеты. Вы чего ждете-то? Вы вносите предложения, - резко отозвался президент. – Конкурсные управляющие приходят не для того чтобы финансово оздоровить предприятие, а грохнуть это предприятие… Если уж конкурсный управляющий негодяй, то его надо отстранять.
Президента поддержала и прокуратура:
- У участников процесса о банкротстве есть право требовать замену конкурсного управляющего. Предлагаю вам этими правами пользоваться.
Совещание было завершено указаниями, данными в адрес глав администраций и министерств.