Бурятский имам: Ислам — это нравственность
Общество,
16.04.2015 17:37.
Мечеть на улице Бабушкина в Улан-Удэ, построенная всем миром, пока единственное место в Бурятии, в котором мусульмане собираются для молитв и общения
В сентябре 2014 года имамом мечети и духовным наставником местных верующих стал тридцатилетний Абдусабур Исламдинов, студент Российского исламского университета в Казани. Корреспондент «МК» встретился с имамом.
— Прошло полгода с тех пор, как вы стали имамом, могли бы вы подвести первые итоги?
— Итоги мы подводим каждую неделю по пятницам, отчитываем сами себя. Мы молимся за мир, спокойствие и благоденствие и ведем отчет своим душам: что мы сделали за эту неделю, что хорошего и что плохого.
— Как вам работается в мечети?
— Хвала Всевышнему, отлично! Конечно, бывают трудности, особенно первое время. Но меня очень поддерживают мои коллеги, мои братья, соратники, администрация мечети и два моих заместителя.
— Как получилось, что вы пришли к исламу и стали имамом?
— Я родился в селе Нижние Тальцы Заиграевского района. Там закончил школу с серебряной медалью, поступил в Бурятский государственный университет иностранных языков. Обучался некоторое время, но не закончил.
Папа у меня татарин, мама русская, крещеная христианка, младший брат тоже крещеный. В основном в нашей семье на бытовом уровне преобладало христианство. Мы справляли христианские праздники, но пост не держали. Всю жизнь я занимался духовным поиском, очень была интересна религия как нравственная система. С самого раннего детства мне снился один и тот же сон, довольно неприятный. Я видел, как земля уничтожается, просыпался, и в голове появлялась мысль: «Неужели все, что мы делаем на этой земле, все наши поступки напрасны?». Меня сильно волновал вопрос, что нас ждет после смерти, особенно после того как в 2001 году умер мой отец.
— Во время поисков вы не приходили к идее атеизма?
— Нет. Всегда была в сердце внутренняя убежденность, что этот мир не просто так. Вселенная сама по себе не может так образоваться, ведь это же идеальный миропорядок. Есть какой-то Абсолют, управляющий миром. Но кто это? Я начал искать Творца. Всевышний внушил мне в сердце понимание единства. Если бы было много божеств, они бы начали между собой конкурировать. Я изучал христианство, не углубляясь, и буддизм, в котором еще больше запутался. Однажды в наш университет приехала группа студентов из Турции. Я был — надеюсь, что и сейчас остаюсь — очень любознательным и общительным, познакомился с ними и заинтересовался культурой. Осознал, что какую-то связь с тюркским миром имею, заинтересовался языком и религией. До этого об исламе я слышал, но не обращал внимания. Тем более, что в СМИ ислам изображают негативно.
— Как вы думаете, с чем это связано?
— Может быть, это какой-то политический запрос.
— Может, дело в мусульманах-экстремистах?
— Ислам не имеет ничего общего с терроризмом и убийствами. Террористы по-своему интерпретируют аяты (стихи) Корана, вырывая их из контекста и подстраивая под свою враждебную идеологию. Как сказал Всевышний Аллах в великом Коране: «Тот, кто убьет одну душу, тот подобен тому, кто убил все человечество». Как можно говорить об исламском радикализме, если в слове «ислам» заложено значение «салям», то есть мир? Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, основатель Ислама, говорил, что мусульманин — тот человек, рядом с которым другой человек, вне зависимости от национальности и вероисповедания, чувствует себя в безопасности. Мы должны сосуществовать в мире с представителями других религий. Халифат был мусульманским государством, в котором проживали христиане, иудеи и даже язычники.
Возвращаясь к разговору о том, как я познакомился с исламом, все началось со знакомства с турецкими студентами.
— Они были глубоко верующими?
— Ну как глубоко верующими. Они совершали намаз. Кстати, это еще один стереотип в России. Считается, что если человек совершает пятикратный намаз, читает Коран и не ходит по злачным местам, то он фанатик. Хотя ислам — не просто система нравственности, это и образ жизни. А ее смысл — поклоняться Господу. Разными путями мы можем добиться довольства Аллаха, но самое главное — распространять нравственность. Для этого нужно быть самому нравственным, иметь самодисциплину, воспитание. А совершение пятикратной молитвы нас дисциплинирует.
— Современному мусульманину не сложно совмещать такой строгий распорядок с ежедневными хлопотами?
— Легко. Тот, кто искренне поклоняется Всевышнему, у того нет проблем. Даже если нет возможности, но верующий боится пропустить намаз, Всевышний предоставляет ему возможность совершить его вовремя. Условия для молитвы — нужно сделать омовение ритуальное, омыть руки, лицо, ноги. И нужно чистое место, совсем небольшое. Молитвы произносятся на арабском языке, верующий обязательно должен стараться понимать их, стремиться изучить. Каждая молитва занимает не более пяти минут, посвятить всего полчаса из двадцати четырех Великому Господу — это немного.
— Все же, сравнив многие религии, почему вы выбрали ислам?
— Ключевым моментом стала ясность. Я получил ответы на свои вопросы. В исламе очень подробно описывается то, что будет после смерти человека.
— Что будет после смерти?
— Во-первых, когда человек попадает в могилу, происходит допрос. Приходят два ангела и спрашивают: «Кто твой Господь?». Потом человек ждет Судного дня, а его душа находится в пограничном состоянии. Когда на Земле не останется ни одного верующего, тогда наступит Судный день. Точная дата известна только Аллаху, ее не знал даже пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует. Ангел Исрафил, мир ему, протрубит в рог, все живое умрет, затем протрубит еще раз и все, кто когда-либо жили, воскреснут. Начиная с первого человека Адама, мир ему, и заканчивая последним человеком. И ангелы погонят нас на великий Суд.
— Правда, что шахида ожидают в раю 40 девственниц?
— В хадисах, изречениях Пророка, дается определение слову «шахид» — это тот, кто умер на пути Всевышнего. Что это означает? Если человек вышел из дома с намерением принести пользу людям, но погиб по дороге, например, сбила машина, он становится шахидом, по воле Всевышнего. То есть тем, кто желал принести добро и нравственность, но погиб на пути к этому. Его ожидает большая награда, райские блаженства, в том числе и эти девственницы. Но при этом Всевышний говорит: «Не убивайте себя». Грешник, убивший себя, попадет в ад, где будет бесконечно убивать себя таким же способом в аду и бесконечно воскресать. Он будет испытывать страшные муки.
— Почему в исламе на женщин накладывается очень много ограничений? В некоторых странах запрещено водить машину, строгие правила в одежде.
— Мы опираемся на установление Всевышнего. Хиджаб и широкое длинное платье — это все для безопасности самой женщины. Чтобы не было соблазна для мужчины завладеть этой женщиной. Потому что женщина в основе своей — это хрупкое существо.
— То есть вы считаете, что женщины сами виноваты в изнасилованиях?
— Некоторым образом, да. Ведь когда по улице идет монашка в закрытом платье, на нее никто не нападает. Если углубиться в Шариат, его закон в отношении женщин очень гуманен. До мусульман в Саудовской Аравии женщина вообще не считалась человеком, ее продавали как вещь.
— Но и сейчас в Саудовской Аравии женщину могут забить камнями за измену мужу.
— В некоторых странах местные традиции переплетаются с исламом. Люди закрывают глаза на Шариат и руководствуются в отношении женщин своими традициями. Это, конечно, неправильно.
— Расскажите о жизни мусульманского сообщества в Бурятии. Сколько человек приходит на молитвы?
— Довольно много. Больше всего людей собирается в пятницу на пятничный намаз. Тогда у нас полная мечеть. Здание рассчитано на 700 человек, места становится мало. Многие приходят в мечеть для того, чтобы засвидетельствовать свою веру. Один из столпов ислама — свидетельствование о вере, которое нужно произнести на арабском. На русском оно звучит следующим образом: «Я свидетельствую, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа — Аллаха. И я также свидетельствую, что Мухаммед — его раб и посланник». Тот, кто произнесет это свидетельство, уверовав в то, что он говорит, становится мусульманином.
— Представители каких национальностей вас посещают?
— Татары, таджики, киргизы, узбеки. Буряты тоже приходят. Я не могу сказать, что они «принимают ислам», точнее будет, «возвращаются к религии Аллаха». С точки зрения исламского богословия, ребенок рождается безгрешным. Он рождается мусульманином, у него уже есть врожденное чувство, что есть один-единственный Создатель. А дальше все зависит от семьи. Хвала Аллаху, что люди уже осознанно приходят в ислам. Таких достаточно много. В месяц минимум пять человек приходят русских или бурят.
— Это не потому, что они заключают браки с мусульманками?
— Да, определенный процент людей приходит из-за этого.
— Смешанные браки не запрещены?
— Мужчине разрешается жениться на единобожнице, то есть на христианке или иудейке. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Жениться на буддистке можно только в том случае, если она имеет намерение принять Ислам.
— В Бурятии есть образовательные центры для мусульман?
— Пока что нет даже медресе, начальной школы. Мусульмане приходят за знаниями в мечеть. Я веду занятия, лекции, беседы, объясняю Коран, рассказываю об исламской истории. Каждое воскресенье веду занятия у женщин. Каждую субботу — детский день. Играем, устраиваем соревнования. Потом раздаю сладкие призы, все для того, чтобы в самом маленьком возрасте появилась любовь к мечети. Еще планирую преподавать арабский язык в Доме дружбы народов всем, кто имеет желание его изучить, вне зависимости от вероисповедания и национальности.
— Какие у вас планы на будущее, вы останетесь работать в республике?
— Конечно. Как говорится, где родился, там и пригодился. Здесь моя семья, моя мама, мои братья. Я очень тосковал по родине, находясь в Казани. Жить и работать я собираюсь только здесь. Столько, сколько Всевышний мне отмерил. И очень надеюсь, что все мы будем жить в мире и в безопасности.
В сентябре 2014 года имамом мечети и духовным наставником местных верующих стал тридцатилетний Абдусабур Исламдинов, студент Российского исламского университета в Казани. Корреспондент «МК» встретился с имамом.
— Прошло полгода с тех пор, как вы стали имамом, могли бы вы подвести первые итоги?
— Итоги мы подводим каждую неделю по пятницам, отчитываем сами себя. Мы молимся за мир, спокойствие и благоденствие и ведем отчет своим душам: что мы сделали за эту неделю, что хорошего и что плохого.
— Как вам работается в мечети?
— Хвала Всевышнему, отлично! Конечно, бывают трудности, особенно первое время. Но меня очень поддерживают мои коллеги, мои братья, соратники, администрация мечети и два моих заместителя.
— Как получилось, что вы пришли к исламу и стали имамом?
— Я родился в селе Нижние Тальцы Заиграевского района. Там закончил школу с серебряной медалью, поступил в Бурятский государственный университет иностранных языков. Обучался некоторое время, но не закончил.
Папа у меня татарин, мама русская, крещеная христианка, младший брат тоже крещеный. В основном в нашей семье на бытовом уровне преобладало христианство. Мы справляли христианские праздники, но пост не держали. Всю жизнь я занимался духовным поиском, очень была интересна религия как нравственная система. С самого раннего детства мне снился один и тот же сон, довольно неприятный. Я видел, как земля уничтожается, просыпался, и в голове появлялась мысль: «Неужели все, что мы делаем на этой земле, все наши поступки напрасны?». Меня сильно волновал вопрос, что нас ждет после смерти, особенно после того как в 2001 году умер мой отец.
— Во время поисков вы не приходили к идее атеизма?
— Нет. Всегда была в сердце внутренняя убежденность, что этот мир не просто так. Вселенная сама по себе не может так образоваться, ведь это же идеальный миропорядок. Есть какой-то Абсолют, управляющий миром. Но кто это? Я начал искать Творца. Всевышний внушил мне в сердце понимание единства. Если бы было много божеств, они бы начали между собой конкурировать. Я изучал христианство, не углубляясь, и буддизм, в котором еще больше запутался. Однажды в наш университет приехала группа студентов из Турции. Я был — надеюсь, что и сейчас остаюсь — очень любознательным и общительным, познакомился с ними и заинтересовался культурой. Осознал, что какую-то связь с тюркским миром имею, заинтересовался языком и религией. До этого об исламе я слышал, но не обращал внимания. Тем более, что в СМИ ислам изображают негативно.
— Как вы думаете, с чем это связано?
— Может быть, это какой-то политический запрос.
— Может, дело в мусульманах-экстремистах?
— Ислам не имеет ничего общего с терроризмом и убийствами. Террористы по-своему интерпретируют аяты (стихи) Корана, вырывая их из контекста и подстраивая под свою враждебную идеологию. Как сказал Всевышний Аллах в великом Коране: «Тот, кто убьет одну душу, тот подобен тому, кто убил все человечество». Как можно говорить об исламском радикализме, если в слове «ислам» заложено значение «салям», то есть мир? Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, основатель Ислама, говорил, что мусульманин — тот человек, рядом с которым другой человек, вне зависимости от национальности и вероисповедания, чувствует себя в безопасности. Мы должны сосуществовать в мире с представителями других религий. Халифат был мусульманским государством, в котором проживали христиане, иудеи и даже язычники.
Возвращаясь к разговору о том, как я познакомился с исламом, все началось со знакомства с турецкими студентами.
— Они были глубоко верующими?
— Ну как глубоко верующими. Они совершали намаз. Кстати, это еще один стереотип в России. Считается, что если человек совершает пятикратный намаз, читает Коран и не ходит по злачным местам, то он фанатик. Хотя ислам — не просто система нравственности, это и образ жизни. А ее смысл — поклоняться Господу. Разными путями мы можем добиться довольства Аллаха, но самое главное — распространять нравственность. Для этого нужно быть самому нравственным, иметь самодисциплину, воспитание. А совершение пятикратной молитвы нас дисциплинирует.
— Современному мусульманину не сложно совмещать такой строгий распорядок с ежедневными хлопотами?
— Легко. Тот, кто искренне поклоняется Всевышнему, у того нет проблем. Даже если нет возможности, но верующий боится пропустить намаз, Всевышний предоставляет ему возможность совершить его вовремя. Условия для молитвы — нужно сделать омовение ритуальное, омыть руки, лицо, ноги. И нужно чистое место, совсем небольшое. Молитвы произносятся на арабском языке, верующий обязательно должен стараться понимать их, стремиться изучить. Каждая молитва занимает не более пяти минут, посвятить всего полчаса из двадцати четырех Великому Господу — это немного.
— Все же, сравнив многие религии, почему вы выбрали ислам?
— Ключевым моментом стала ясность. Я получил ответы на свои вопросы. В исламе очень подробно описывается то, что будет после смерти человека.
— Что будет после смерти?
— Во-первых, когда человек попадает в могилу, происходит допрос. Приходят два ангела и спрашивают: «Кто твой Господь?». Потом человек ждет Судного дня, а его душа находится в пограничном состоянии. Когда на Земле не останется ни одного верующего, тогда наступит Судный день. Точная дата известна только Аллаху, ее не знал даже пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует. Ангел Исрафил, мир ему, протрубит в рог, все живое умрет, затем протрубит еще раз и все, кто когда-либо жили, воскреснут. Начиная с первого человека Адама, мир ему, и заканчивая последним человеком. И ангелы погонят нас на великий Суд.
— Правда, что шахида ожидают в раю 40 девственниц?
— В хадисах, изречениях Пророка, дается определение слову «шахид» — это тот, кто умер на пути Всевышнего. Что это означает? Если человек вышел из дома с намерением принести пользу людям, но погиб по дороге, например, сбила машина, он становится шахидом, по воле Всевышнего. То есть тем, кто желал принести добро и нравственность, но погиб на пути к этому. Его ожидает большая награда, райские блаженства, в том числе и эти девственницы. Но при этом Всевышний говорит: «Не убивайте себя». Грешник, убивший себя, попадет в ад, где будет бесконечно убивать себя таким же способом в аду и бесконечно воскресать. Он будет испытывать страшные муки.
— Почему в исламе на женщин накладывается очень много ограничений? В некоторых странах запрещено водить машину, строгие правила в одежде.
— Мы опираемся на установление Всевышнего. Хиджаб и широкое длинное платье — это все для безопасности самой женщины. Чтобы не было соблазна для мужчины завладеть этой женщиной. Потому что женщина в основе своей — это хрупкое существо.
— То есть вы считаете, что женщины сами виноваты в изнасилованиях?
— Некоторым образом, да. Ведь когда по улице идет монашка в закрытом платье, на нее никто не нападает. Если углубиться в Шариат, его закон в отношении женщин очень гуманен. До мусульман в Саудовской Аравии женщина вообще не считалась человеком, ее продавали как вещь.
— Но и сейчас в Саудовской Аравии женщину могут забить камнями за измену мужу.
— В некоторых странах местные традиции переплетаются с исламом. Люди закрывают глаза на Шариат и руководствуются в отношении женщин своими традициями. Это, конечно, неправильно.
— Расскажите о жизни мусульманского сообщества в Бурятии. Сколько человек приходит на молитвы?
— Довольно много. Больше всего людей собирается в пятницу на пятничный намаз. Тогда у нас полная мечеть. Здание рассчитано на 700 человек, места становится мало. Многие приходят в мечеть для того, чтобы засвидетельствовать свою веру. Один из столпов ислама — свидетельствование о вере, которое нужно произнести на арабском. На русском оно звучит следующим образом: «Я свидетельствую, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа — Аллаха. И я также свидетельствую, что Мухаммед — его раб и посланник». Тот, кто произнесет это свидетельство, уверовав в то, что он говорит, становится мусульманином.
— Представители каких национальностей вас посещают?
— Татары, таджики, киргизы, узбеки. Буряты тоже приходят. Я не могу сказать, что они «принимают ислам», точнее будет, «возвращаются к религии Аллаха». С точки зрения исламского богословия, ребенок рождается безгрешным. Он рождается мусульманином, у него уже есть врожденное чувство, что есть один-единственный Создатель. А дальше все зависит от семьи. Хвала Аллаху, что люди уже осознанно приходят в ислам. Таких достаточно много. В месяц минимум пять человек приходят русских или бурят.
— Это не потому, что они заключают браки с мусульманками?
— Да, определенный процент людей приходит из-за этого.
— Смешанные браки не запрещены?
— Мужчине разрешается жениться на единобожнице, то есть на христианке или иудейке. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Жениться на буддистке можно только в том случае, если она имеет намерение принять Ислам.
— В Бурятии есть образовательные центры для мусульман?
— Пока что нет даже медресе, начальной школы. Мусульмане приходят за знаниями в мечеть. Я веду занятия, лекции, беседы, объясняю Коран, рассказываю об исламской истории. Каждое воскресенье веду занятия у женщин. Каждую субботу — детский день. Играем, устраиваем соревнования. Потом раздаю сладкие призы, все для того, чтобы в самом маленьком возрасте появилась любовь к мечети. Еще планирую преподавать арабский язык в Доме дружбы народов всем, кто имеет желание его изучить, вне зависимости от вероисповедания и национальности.
— Какие у вас планы на будущее, вы останетесь работать в республике?
— Конечно. Как говорится, где родился, там и пригодился. Здесь моя семья, моя мама, мои братья. Я очень тосковал по родине, находясь в Казани. Жить и работать я собираюсь только здесь. Столько, сколько Всевышний мне отмерил. И очень надеюсь, что все мы будем жить в мире и в безопасности.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 11.12.2024
Городские жители с электроотоплением будут оплачивать электроэнергию по сельскому тарифу
Общество, 11.12.2024
За медали поборются девушки до 16, 18 и 21 года и юноши 2008-2010 годов рождения