Минобраз Бурятии: Учить бурятскому по национальному признаку – утопия
Общество,
05.10.2015 13:31.
Власти Бурятии отмечают: в последние годы число изучающих национальный язык значительно выросло. Однако в школах ещё остаётся ряд проблем
По данным министерства образования Бурятии, изучение бурятского языка с каждым годом набирает популярность.
Программа по сохранению и развитию языка действует в Бурятии второй год. Согласно данным, имеется позитивная динамика по охвату детей, изучающих бурятский. Так, в 2014 году из 125 тысяч учащихся изучали бурятский язык как государственный и как родной 48%. В этом году число изучающих выросло до 66%.
Об этом рассказал сегодня на правительственном брифинге заместитель министра образования Бурятии Баир Жалсанов.
По его словам, в этом году появились районы, которые обеспечили стопроцентное обучение национальному языку. Это Окинский и Закаменский. Также высокий процент показали Курумканский (98%), Еравнинскийи Кижингинский(по 96%), Иволгинский (92%) и Селенгинский (90%).
Что касается обеспеченности школ грамотными специалистами, то проблем здесь нет, подчеркнул БаирЖалсанов. Однако им негде повышать квалификацию. Но всё же основная проблема состоит в нехватке часов для обучения детей национальному языку.
- Мы должны понимать, что на территории РФ действует единое образовательное пространство, единый учебный план, согласно которому все часы должны проставляться в том объеме, который прописан. И по пятидневной учебной неделе практически не остаётся свободных часов – всего 1 или 2. Поэтому, если школа захочет изучать углублённо бурятский язык, ей необходимо перейти только в шестидневный режим работы, - сказал замминистра образования.
Что касается учебников, то догнать стопроцентную обеспеченность ими планируется в республике к 2018 году. Сейчас она составляет 90%. Ежегодно по различным правительственным и госпрограммам издание и переиздание учебников выделяются финансовые средства. В этом году - 5 миллионов рублей.
На вопрос журналистов, логично ли обучать бурятскому детей – носителей языка и детей других национальностей по общей программе в школах, заместитель министра заявил, что принадлежность к той или иной национальности не играет в этом случае роли.
- То, что человек с детства не владеет языком, не даёт приоритетов. Не владеющие языком дети, будь то бурят, армян или русский, находятся на одинаковых стартовых позициях. И в этой связи есть две группы: для владеющих и для не владеющих бурятским языком. А механизм оценивания одинаков для каждой группы. А составлять какие-то механизмы по отдельным национальным признакам – мне кажется, это утопия, - заявил БаирЖалсанов.- Я всегда говорю, что ответственность за сохранение национального языка не нужно возлагать только на органы власти, если семья не будет уважать свой родной язык, не будет на нём разговаривать, все старания, финансовые вливания, мероприятия должного результата не дадут.
Чтобы расширить языковую среду, сейчас в Бурятии запускается круглосуточное вещание ФМ-радио на бурятском языке. Также разрабатываются лексические и грамматические минимумы слов, которые ребенок должен знать после 8-ми лет изучения национального языка. В скором времени, эти 967 слов уже будут вывешены на сайте минобразования республики. Эксперимент с лексическим минимумом будет проведен впервые, после чего именно по данным словам и их значениям будут составляться учебники.
По данным министерства образования Бурятии, изучение бурятского языка с каждым годом набирает популярность.
Программа по сохранению и развитию языка действует в Бурятии второй год. Согласно данным, имеется позитивная динамика по охвату детей, изучающих бурятский. Так, в 2014 году из 125 тысяч учащихся изучали бурятский язык как государственный и как родной 48%. В этом году число изучающих выросло до 66%.
Об этом рассказал сегодня на правительственном брифинге заместитель министра образования Бурятии Баир Жалсанов.
По его словам, в этом году появились районы, которые обеспечили стопроцентное обучение национальному языку. Это Окинский и Закаменский. Также высокий процент показали Курумканский (98%), Еравнинскийи Кижингинский(по 96%), Иволгинский (92%) и Селенгинский (90%).
Что касается обеспеченности школ грамотными специалистами, то проблем здесь нет, подчеркнул БаирЖалсанов. Однако им негде повышать квалификацию. Но всё же основная проблема состоит в нехватке часов для обучения детей национальному языку.
- Мы должны понимать, что на территории РФ действует единое образовательное пространство, единый учебный план, согласно которому все часы должны проставляться в том объеме, который прописан. И по пятидневной учебной неделе практически не остаётся свободных часов – всего 1 или 2. Поэтому, если школа захочет изучать углублённо бурятский язык, ей необходимо перейти только в шестидневный режим работы, - сказал замминистра образования.
Что касается учебников, то догнать стопроцентную обеспеченность ими планируется в республике к 2018 году. Сейчас она составляет 90%. Ежегодно по различным правительственным и госпрограммам издание и переиздание учебников выделяются финансовые средства. В этом году - 5 миллионов рублей.
На вопрос журналистов, логично ли обучать бурятскому детей – носителей языка и детей других национальностей по общей программе в школах, заместитель министра заявил, что принадлежность к той или иной национальности не играет в этом случае роли.
- То, что человек с детства не владеет языком, не даёт приоритетов. Не владеющие языком дети, будь то бурят, армян или русский, находятся на одинаковых стартовых позициях. И в этой связи есть две группы: для владеющих и для не владеющих бурятским языком. А механизм оценивания одинаков для каждой группы. А составлять какие-то механизмы по отдельным национальным признакам – мне кажется, это утопия, - заявил БаирЖалсанов.- Я всегда говорю, что ответственность за сохранение национального языка не нужно возлагать только на органы власти, если семья не будет уважать свой родной язык, не будет на нём разговаривать, все старания, финансовые вливания, мероприятия должного результата не дадут.
Чтобы расширить языковую среду, сейчас в Бурятии запускается круглосуточное вещание ФМ-радио на бурятском языке. Также разрабатываются лексические и грамматические минимумы слов, которые ребенок должен знать после 8-ми лет изучения национального языка. В скором времени, эти 967 слов уже будут вывешены на сайте минобразования республики. Эксперимент с лексическим минимумом будет проведен впервые, после чего именно по данным словам и их значениям будут составляться учебники.
Мария Токмакова, «Байкал-Daily»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.