Митрополит Савватий: Мы слишком толерантны, и этим пользуются секты
Общество,
28.10.2015 15:50.
Глава Улан-Удэнской и Бурятской митрополии владыка Савватий рассказал, как в республике удаётся мирно сосуществовать представителям религиозных течений, об общих проблемах народов Бурятии и об «опасности» высокой толерантности
Интервью с митрополитом Савватием представил ИД «Буряад Унэн» .
- Я думаю, что у нас сложились такие добрые отношения в силу самых разных обстоятельств. Особенно в последнее время многие религиозные деятели других вероисповеданий могут отметить, что Русская Православная Церковь ни в коем случае не навязывает людям, исповедующим другую религию, свое мировоззрение. Она никогда не выступала в роли агрессивного проповедника. Хотя, мы знаем, есть такие религии, в том числе и в христианской конфессии, которые буквально мечом насаждали свою веру. Нам известно, что ранний ислам тоже создавал такие условия, что люди принимали его. Я не хочу ни осуждать их сейчас, ни оправдывать. Это исторический факт.
Вместе с этим на территории Бурятии есть еще одна ведущая религиозная система - буддизм, которая также совершенно спокойно и мирно относится к представителям других религий. Это, во-первых. А во-вторых, во многом философские идеи буддизма совпадают с православием. Другое дело, что системы, конечно, отличаются кардинальным образом, но, тем не менее, идеи очень близки. Наверное, поэтому у нас здесь, в Бурятии, сложились такие добрые отношения.
Когда я общаюсь со своими собратьями из других регионов, где традиционно исповедуются не буддизм, не православие, а, скажем, другие религии, они мне постоянно говорят: «Как вам повезло, что у вас такие добрососедские отношения!». Это ведь не только здесь. Такая же ситуация на территории других буддийских республик, например, в Калмыкии. Недавно мой помощник ездил туда на 20-летие епархии. Там между представителями православия и буддизма складываются тоже очень хорошие связи. Ну и сейчас, когда образовалась митрополия, мы будем их только развивать.
Единственное, здесь есть опасность в том, что мы слишком толерантны и этим пользуются различные тоталитарные секты, которые действуют разбойничьими методами. В результате люди, привыкшие к тому, что можно исповедовать одну религию, другую, терпимо относятся к тоталитарным сектам, которые смотрят на мир совсем по-другому. Меня удивило, как много в этих сектах бывших буддистов. Возможно, ими они были номинально, но потом стали исповедовать, скажем, религию «свидетелей иеговы» или стали кришнаитами. Это очень плохая тенденция. Нам необходимо подумать о воспитании подрастающего поколения. И я не раз призывал Буддийскую традиционную Сангху, чтобы вместе как следует задуматься над этим фактом. Нам нужно вести диалог. Если мы сейчас потеряем это поколение, также как поколение 90-х, очень велика вероятность того, что мы вообще потеряем людей. Время не терпит, мы уже находимся буквально на краю.
А в целом, думаю, что у нас позитивная и хорошая республика. И я с большим уважением отношусь к представителям Традиционной Сангхи и других буддийских течений. Например, на меня недавно вышла настоятельница женского дацана Зоригма Далаевна Будаева с предложением создать совместный орган, который отвечал бы за духовное воспитание школьников. И её озабоченность мне понятна. Она все-таки женщина и понимает, как это важно.
Не секрет, что в наших школах, в 4-5 классах, где каждый может сам выбрать модуль предмета «Основы религиозных культур и светской этики», буквально навязывают родителям основы мировых религий или светской этики. А вот, скажем, с основами буддийской или православной культуры дело обстоит очень туго. Это плохо. И мы планируем создать какой-нибудь Координационный совет.
- Мы знаем, что Русская Православная Церковь – не Церковь одной нации, а Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Читателям будет интересно узнать, много ли представителей других национальностей приходят к вере Христовой в Бурятии?
- Среди православных много бурят, эвенков, широко представлены армяне. Встречал я достаточно татар, ну и, конечно, представителей других национальностей. Действительно, вы совершенно верно заметили, что Православная Церковь – Единая и Соборная Церковь. К сожалению, у нас сложился такой стереотип, что православие – русская религия, а буддизм – бурятская, что в корне не верно. Православие объединяет людей разных национальностей. Вот, пожалуйста, пример, я тоже не русский. Есть среди православных осетины, грузины, греки, немцы, американцы, австралийцы, новозеландцы, тайцы…
И мы никогда не говорим людям другого вероисповедания, мол, зачем ты пришел сюда? Хотя, когда я только-только приехал в Бурятию, мне приходилось выслушивать жалобы от буддистов: «Решил в храме поставить свечку, а мне батюшка: «Ты какой религии?», отвечаю: «Буддист» и слышу в ответ: «Ну и иди в свой дацан». И я провёл очень серьёзную беседу с нашим духовенством. Буквально это были один-два священника. Двери храма для всех открыты, более того, я всех призываю приходить к нам.
Только что в республике произошло очень важное событие – принесение мощей святого князя Владимира. К нам пришла большая делегация Народного Хурала, в числе которой было много буддистов. И я им всем дал благословение, подарил иконки, и они с почтением поклонились мощам. Христианство открыто для всех, и я надеюсь, что однажды кого-то коснется благодать, и он поймет, что это такое. Сколько представителей африканских народов исповедуют православие! Оно активно распространяется на Филиппинах, у меня даже есть фотография, где русские священники крестят филиппинцев прямо в море. С несколькими прихожанами мы тоже выезжали на Байкал, где они крестились, кто-то - целыми семьями. И я очень рад за них.
- У русских и бурят много общего – богатые нравственные традиции в человеческих отношениях, глубокие семейные ценности, большой опыт познания окружающего мира. Кроме этой общности интересов и устремлений, на ваш взгляд, на чем еще основана близость наших народов?
- Поскольку мы уже столетиями живем бок о бок, у нас много общих хороших качеств, но и пороков хватает. Начну с хороших. В таком тесном многовековом общении народов произошло взаимопроникновение культур. Опять-таки, вспоминая недавнее принесение мощей святого князя Владимира, хочу сказать, что на все последующее развитие повлиял его культурологический и религиозный выбор. Особенно до 20 века многие произведения искусства и литературы в России возникали под влиянием христианства. В Бурятии культура имеет свое развитие, но и влияние православия все равно сказывается. В свою очередь она влияет и на культуру других народов.
Когда я приехал сюда, то был потрясен величием бурятской культуры. Меня удивили музыкальные произведения, народные танцы. Искусство на мое мировоззрение не могло не повлиять. Это не относится, конечно, к моей религии, но, тем не менее, я на многие вещи стал смотреть по-другому.
К сожалению, есть и отрицательные черты. В этом отношении мы тоже негативно друг на друга влияем. Возьмем, к примеру, пьянство. Страдают этим недугом и представители русского народа, и буряты, и эвенки. Это нас просто разваливает.
Или вот другой пример. Иногда заходишь в такие районы города, где живут и русские, и буряты, и думаешь – разве трудно подмести двор, покрасить забор? Ведь для того, чтобы привести территорию в порядок, много сил не нужно. Вот я бывал в Баргузинском, Курумканском районах. Здесь жители следят за окружающей территорией. Когда едешь по трассе, видишь, как, посадив несколько деревьев, люди обносят их красивым забором, чтобы животные не зашли. Пусть дороги не совсем хорошие, зато дворы чистые и много ухоженных домов.
Я бы призвал всех, особенно жителей частного сектора Улан-Удэ, внимательно относиться к своим постройкам. Ведь мы живём в этом доме, а дом – отражение нашей души. Если человек не следит за своей дворовой территорией, то есть повод задуматься о том, что же в его сердце творится?
А наше отношение к природе?! В этом году я много раз выезжал по грибы, и вот что меня поражает: люди посидели, покушали, бросили пластиковые бутылки, пакеты, остатки еды и ушли. С каким пренебрежением мы относимся к своей природе! А ведь она уникальна. Возьмем лесные пожары. Конечно, в том, что они возникают, есть влияние природного фактора. Но и человеческий нельзя списывать. Мы так любим ругать наше правительство, что оно не сразу приняло меры, а ведь начинать надо с себя. Мы сорим там, где живем, портим природу, а о своих потомках не думаем. Это моя сердечная боль…
- Недавно в Бурятии прошёл под вашим патронажем фестиваль традиционных игр. Скажите, пожалуйста, чем вызван интерес именно к этой сфере?
- Я считаю, что такие добрые состязания способствуют укреплению дружбы. Мне важен межконфессиональный мир во всех проявлениях. И не только в религиозной сфере. У человека все должно быть целостно. И религия – часть жизни, и работа, и отдых, и домашнее общение. Поэтому я подумал, почему бы и митрополии не поучаствовать в таком мероприятии. Именно для сохранения согласия. Ведь межнациональный мир очень хрупкий. Чуть небольшой перекос, и моментально все рушится.
Меня удивляет, как мы любим придавать политическую окраску нормальным вопросам. Два примера. Вопрос об изучении бурятского языка. О чем спорить? Здесь бурятская земля, поэтому изучайте бурятский язык! Русский ты или не русский, его надо знать. Я об этом не раз говорил и еще раз скажу. Я сам из национальной республики. Рядом со мной – татары, марийцы, башкиры… В аэропорту, на вокзалах делаются объявления на двух языках. Дорожные знаки, названия автобусных остановок - на двух языках. А если аэропорт интернациональный, то на трех - на русском, английском и родном. Что за предмет для споров? Это всем полезно – и бурятам, и русским. Кого не возьми спросишь: «Ты знаешь родной язык?», выясняется, что нет…
А вот другая крайность. Верхнеудинск был основан казаками. Это историческая реалия. Почему бы не поставить им памятник?! Опять придают этому событию целый политический окрас. К сожалению, у нас есть такие разногласия, и они созданы искусственно, какими-то силами.
- При Бурятском госуниверситете несколько лет назад создано отделение теологии. В этом проекте в сфере воспитания и образования молодого поколения задействованы Улан-Удэнская и Бурятская митрополия и Буддийская традиционная Сангха. Каковы точки вашего взаимодействия?
- Каждый из нас взял свое направление. Традиционная Сангха – буддийский блок, мы – православный. Мы просто параллельно работаем.
- Известно, что Улан-Удэнская и Бурятская митрополия много внимания уделяет социальному служению. Возможно ли межконфессиональное общение в этой области?
- Конечно. И с первого дня, как сюда приехал, я сразу объявил, что готов к сотрудничеству со всеми. В этом отношении с католической общиной есть несколько совместных хороших проектов. Но от Буддийской традиционной Сангхи пока нет откликов, хотя мы обращались туда. Может, им это не интересно. А для нас очень важно. Возьмем фонд «Подари мне жизнь!», который работает с беременными женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Мы же не смотрим на религиозную принадлежность – хоть ты буддистка, хоть ты мусульманка, хоть ты православная. Сопровождаем женщину, отказавшуюся от аборта, вплоть до родов, а потом – до трехлетия ребенка. И не имеет для нас значения ее национальность!
Вот в Новой Бряни открыт приют для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И селим туда всех. То же самое касается бомжей. Всем помогаем. Нам бы очень хотелось сотрудничать. Социальное служение у Традиционной Сангхи ведь тоже есть. Посмотрите, сколько пьяных людей ходят вокруг дацана или церкви. У нас, конечно, работает отдел по утверждению трезвости. А вместе мы могли бы сделать гораздо больше!
- Многие в это сложное и противоречивое время ищут свой путь. Что бы вы пожелали читателям для спасения души?
- Несмотря на искания, есть фундаментальные ценности, на которых основано здоровье нации. Я бы посоветовал всем читателям придерживаться их. Это почитание старших, любовь к родителям, любовь к Богу. Это трезвый образ жизни, это молитва, это уважительное отношение ко всем окружающим людям. Хочу пожелать, чтобы в семьях муж и жена очень трепетно относились друг к другу. Когда молодые люди после свадьбы через несколько лет расходятся, это не искание пути. Это предмет гордыни.
Ещё апостол Павел много веков назад говорил: «Бога бойтесь, царя чтите!». На этом христианская этика тоже строится. И человеческая жизнь. И еще всем жителям Бурятии желаю Божьего благословения!
Интервью с митрополитом Савватием представил ИД «Буряад Унэн» .
- Я думаю, что у нас сложились такие добрые отношения в силу самых разных обстоятельств. Особенно в последнее время многие религиозные деятели других вероисповеданий могут отметить, что Русская Православная Церковь ни в коем случае не навязывает людям, исповедующим другую религию, свое мировоззрение. Она никогда не выступала в роли агрессивного проповедника. Хотя, мы знаем, есть такие религии, в том числе и в христианской конфессии, которые буквально мечом насаждали свою веру. Нам известно, что ранний ислам тоже создавал такие условия, что люди принимали его. Я не хочу ни осуждать их сейчас, ни оправдывать. Это исторический факт.
Вместе с этим на территории Бурятии есть еще одна ведущая религиозная система - буддизм, которая также совершенно спокойно и мирно относится к представителям других религий. Это, во-первых. А во-вторых, во многом философские идеи буддизма совпадают с православием. Другое дело, что системы, конечно, отличаются кардинальным образом, но, тем не менее, идеи очень близки. Наверное, поэтому у нас здесь, в Бурятии, сложились такие добрые отношения.
Когда я общаюсь со своими собратьями из других регионов, где традиционно исповедуются не буддизм, не православие, а, скажем, другие религии, они мне постоянно говорят: «Как вам повезло, что у вас такие добрососедские отношения!». Это ведь не только здесь. Такая же ситуация на территории других буддийских республик, например, в Калмыкии. Недавно мой помощник ездил туда на 20-летие епархии. Там между представителями православия и буддизма складываются тоже очень хорошие связи. Ну и сейчас, когда образовалась митрополия, мы будем их только развивать.
Единственное, здесь есть опасность в том, что мы слишком толерантны и этим пользуются различные тоталитарные секты, которые действуют разбойничьими методами. В результате люди, привыкшие к тому, что можно исповедовать одну религию, другую, терпимо относятся к тоталитарным сектам, которые смотрят на мир совсем по-другому. Меня удивило, как много в этих сектах бывших буддистов. Возможно, ими они были номинально, но потом стали исповедовать, скажем, религию «свидетелей иеговы» или стали кришнаитами. Это очень плохая тенденция. Нам необходимо подумать о воспитании подрастающего поколения. И я не раз призывал Буддийскую традиционную Сангху, чтобы вместе как следует задуматься над этим фактом. Нам нужно вести диалог. Если мы сейчас потеряем это поколение, также как поколение 90-х, очень велика вероятность того, что мы вообще потеряем людей. Время не терпит, мы уже находимся буквально на краю.
А в целом, думаю, что у нас позитивная и хорошая республика. И я с большим уважением отношусь к представителям Традиционной Сангхи и других буддийских течений. Например, на меня недавно вышла настоятельница женского дацана Зоригма Далаевна Будаева с предложением создать совместный орган, который отвечал бы за духовное воспитание школьников. И её озабоченность мне понятна. Она все-таки женщина и понимает, как это важно.
Не секрет, что в наших школах, в 4-5 классах, где каждый может сам выбрать модуль предмета «Основы религиозных культур и светской этики», буквально навязывают родителям основы мировых религий или светской этики. А вот, скажем, с основами буддийской или православной культуры дело обстоит очень туго. Это плохо. И мы планируем создать какой-нибудь Координационный совет.
- Мы знаем, что Русская Православная Церковь – не Церковь одной нации, а Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Читателям будет интересно узнать, много ли представителей других национальностей приходят к вере Христовой в Бурятии?
- Среди православных много бурят, эвенков, широко представлены армяне. Встречал я достаточно татар, ну и, конечно, представителей других национальностей. Действительно, вы совершенно верно заметили, что Православная Церковь – Единая и Соборная Церковь. К сожалению, у нас сложился такой стереотип, что православие – русская религия, а буддизм – бурятская, что в корне не верно. Православие объединяет людей разных национальностей. Вот, пожалуйста, пример, я тоже не русский. Есть среди православных осетины, грузины, греки, немцы, американцы, австралийцы, новозеландцы, тайцы…
И мы никогда не говорим людям другого вероисповедания, мол, зачем ты пришел сюда? Хотя, когда я только-только приехал в Бурятию, мне приходилось выслушивать жалобы от буддистов: «Решил в храме поставить свечку, а мне батюшка: «Ты какой религии?», отвечаю: «Буддист» и слышу в ответ: «Ну и иди в свой дацан». И я провёл очень серьёзную беседу с нашим духовенством. Буквально это были один-два священника. Двери храма для всех открыты, более того, я всех призываю приходить к нам.
Только что в республике произошло очень важное событие – принесение мощей святого князя Владимира. К нам пришла большая делегация Народного Хурала, в числе которой было много буддистов. И я им всем дал благословение, подарил иконки, и они с почтением поклонились мощам. Христианство открыто для всех, и я надеюсь, что однажды кого-то коснется благодать, и он поймет, что это такое. Сколько представителей африканских народов исповедуют православие! Оно активно распространяется на Филиппинах, у меня даже есть фотография, где русские священники крестят филиппинцев прямо в море. С несколькими прихожанами мы тоже выезжали на Байкал, где они крестились, кто-то - целыми семьями. И я очень рад за них.
- У русских и бурят много общего – богатые нравственные традиции в человеческих отношениях, глубокие семейные ценности, большой опыт познания окружающего мира. Кроме этой общности интересов и устремлений, на ваш взгляд, на чем еще основана близость наших народов?
- Поскольку мы уже столетиями живем бок о бок, у нас много общих хороших качеств, но и пороков хватает. Начну с хороших. В таком тесном многовековом общении народов произошло взаимопроникновение культур. Опять-таки, вспоминая недавнее принесение мощей святого князя Владимира, хочу сказать, что на все последующее развитие повлиял его культурологический и религиозный выбор. Особенно до 20 века многие произведения искусства и литературы в России возникали под влиянием христианства. В Бурятии культура имеет свое развитие, но и влияние православия все равно сказывается. В свою очередь она влияет и на культуру других народов.
Когда я приехал сюда, то был потрясен величием бурятской культуры. Меня удивили музыкальные произведения, народные танцы. Искусство на мое мировоззрение не могло не повлиять. Это не относится, конечно, к моей религии, но, тем не менее, я на многие вещи стал смотреть по-другому.
К сожалению, есть и отрицательные черты. В этом отношении мы тоже негативно друг на друга влияем. Возьмем, к примеру, пьянство. Страдают этим недугом и представители русского народа, и буряты, и эвенки. Это нас просто разваливает.
Или вот другой пример. Иногда заходишь в такие районы города, где живут и русские, и буряты, и думаешь – разве трудно подмести двор, покрасить забор? Ведь для того, чтобы привести территорию в порядок, много сил не нужно. Вот я бывал в Баргузинском, Курумканском районах. Здесь жители следят за окружающей территорией. Когда едешь по трассе, видишь, как, посадив несколько деревьев, люди обносят их красивым забором, чтобы животные не зашли. Пусть дороги не совсем хорошие, зато дворы чистые и много ухоженных домов.
Я бы призвал всех, особенно жителей частного сектора Улан-Удэ, внимательно относиться к своим постройкам. Ведь мы живём в этом доме, а дом – отражение нашей души. Если человек не следит за своей дворовой территорией, то есть повод задуматься о том, что же в его сердце творится?
А наше отношение к природе?! В этом году я много раз выезжал по грибы, и вот что меня поражает: люди посидели, покушали, бросили пластиковые бутылки, пакеты, остатки еды и ушли. С каким пренебрежением мы относимся к своей природе! А ведь она уникальна. Возьмем лесные пожары. Конечно, в том, что они возникают, есть влияние природного фактора. Но и человеческий нельзя списывать. Мы так любим ругать наше правительство, что оно не сразу приняло меры, а ведь начинать надо с себя. Мы сорим там, где живем, портим природу, а о своих потомках не думаем. Это моя сердечная боль…
- Недавно в Бурятии прошёл под вашим патронажем фестиваль традиционных игр. Скажите, пожалуйста, чем вызван интерес именно к этой сфере?
- Я считаю, что такие добрые состязания способствуют укреплению дружбы. Мне важен межконфессиональный мир во всех проявлениях. И не только в религиозной сфере. У человека все должно быть целостно. И религия – часть жизни, и работа, и отдых, и домашнее общение. Поэтому я подумал, почему бы и митрополии не поучаствовать в таком мероприятии. Именно для сохранения согласия. Ведь межнациональный мир очень хрупкий. Чуть небольшой перекос, и моментально все рушится.
Меня удивляет, как мы любим придавать политическую окраску нормальным вопросам. Два примера. Вопрос об изучении бурятского языка. О чем спорить? Здесь бурятская земля, поэтому изучайте бурятский язык! Русский ты или не русский, его надо знать. Я об этом не раз говорил и еще раз скажу. Я сам из национальной республики. Рядом со мной – татары, марийцы, башкиры… В аэропорту, на вокзалах делаются объявления на двух языках. Дорожные знаки, названия автобусных остановок - на двух языках. А если аэропорт интернациональный, то на трех - на русском, английском и родном. Что за предмет для споров? Это всем полезно – и бурятам, и русским. Кого не возьми спросишь: «Ты знаешь родной язык?», выясняется, что нет…
А вот другая крайность. Верхнеудинск был основан казаками. Это историческая реалия. Почему бы не поставить им памятник?! Опять придают этому событию целый политический окрас. К сожалению, у нас есть такие разногласия, и они созданы искусственно, какими-то силами.
- При Бурятском госуниверситете несколько лет назад создано отделение теологии. В этом проекте в сфере воспитания и образования молодого поколения задействованы Улан-Удэнская и Бурятская митрополия и Буддийская традиционная Сангха. Каковы точки вашего взаимодействия?
- Каждый из нас взял свое направление. Традиционная Сангха – буддийский блок, мы – православный. Мы просто параллельно работаем.
- Известно, что Улан-Удэнская и Бурятская митрополия много внимания уделяет социальному служению. Возможно ли межконфессиональное общение в этой области?
- Конечно. И с первого дня, как сюда приехал, я сразу объявил, что готов к сотрудничеству со всеми. В этом отношении с католической общиной есть несколько совместных хороших проектов. Но от Буддийской традиционной Сангхи пока нет откликов, хотя мы обращались туда. Может, им это не интересно. А для нас очень важно. Возьмем фонд «Подари мне жизнь!», который работает с беременными женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Мы же не смотрим на религиозную принадлежность – хоть ты буддистка, хоть ты мусульманка, хоть ты православная. Сопровождаем женщину, отказавшуюся от аборта, вплоть до родов, а потом – до трехлетия ребенка. И не имеет для нас значения ее национальность!
Вот в Новой Бряни открыт приют для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И селим туда всех. То же самое касается бомжей. Всем помогаем. Нам бы очень хотелось сотрудничать. Социальное служение у Традиционной Сангхи ведь тоже есть. Посмотрите, сколько пьяных людей ходят вокруг дацана или церкви. У нас, конечно, работает отдел по утверждению трезвости. А вместе мы могли бы сделать гораздо больше!
- Многие в это сложное и противоречивое время ищут свой путь. Что бы вы пожелали читателям для спасения души?
- Несмотря на искания, есть фундаментальные ценности, на которых основано здоровье нации. Я бы посоветовал всем читателям придерживаться их. Это почитание старших, любовь к родителям, любовь к Богу. Это трезвый образ жизни, это молитва, это уважительное отношение ко всем окружающим людям. Хочу пожелать, чтобы в семьях муж и жена очень трепетно относились друг к другу. Когда молодые люди после свадьбы через несколько лет расходятся, это не искание пути. Это предмет гордыни.
Ещё апостол Павел много веков назад говорил: «Бога бойтесь, царя чтите!». На этом христианская этика тоже строится. И человеческая жизнь. И еще всем жителям Бурятии желаю Божьего благословения!
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 14.12.2024
СВО эхилһэнэй һүүлээр сэрэгшэдые дэмжэхэ зорилгоор 7 миллиард түхэриг гаргагданхай
Общество, 14.12.2024
О соответствующем решении Роскомнадзора стало известно накануне, 13 декабря