В Улан-Удэ показали самый жуткий и загадочный спектакль за всю театральную историю
Общество,
18.11.2015 16:05.
В пятницу 13-го Русский драматический театр предложил зрителям посмотреть хоррор (спектакль ужасов) «Анатэма. Посвящение кино» по мотивам пьесы Леонида Андреева
Дьявол, говорящая статуя, падающие мертвые вороны, девочка, совсем как из всем известного «Звонка», – спектакль явно был не для слабонервных. Зрители испуганно вскрикивали, вздрагивали и нервно смеялись, сообщает «Номер один».
За кулисами
За час до премьеры. Страшные статуи с измученным выражением лица. Кресло, торшер и ванная кровавого цвета. Поворачиваешь голову и, о ужас: там трупы, висящие на верёвке. Трупы, конечно, тряпичные, да и декорации в целом скорее стильные, чем страшные.
Команда театра готовится к премьере. Реквизит «заряжен», трогать его нельзя. Идет настройка звука. Обычный рабочий процесс. Никакой паники, спешки и даже намека на волнение. Актеры успевают не спеша пройтись по сцене, поболтать, почитать доску объявлений. Но вот они разбрелись по своим гримеркам.
В фойе театра в это время аншлаг. Все хотят увидеть очередное творение нового худрука Русдрама. СМИ атаковали пресс-службу театра: восемь запросов на получение интервью у режиссера или актеров.
Столь пристальное внимание вполне объяснимо после успеха двух первых постановок Сергея Левицкого. На этот раз режиссер разложил перед зрителем настоящий ребус и предложил отгадать его самостоятельно.
Собрать пазл
Малоизвестная пьеса Леонида Андреева «Анатэма» ставилась в театре один раз, 106 лет назад, в 1909 году во МХАТе режиссером Владимиром Немировичем-Данченко.
Однако постановку запретил сам Столыпин, по каким причинам – неизвестно. Вместе с тем «Анатэма» поднимает извечный философский вопрос о борьбе света и тьмы, о том, где кончается добро и начинается зло.
И всё же постановка Левицкого – это не пьеса Леонида Андреева. Режиссер решил задачу неожиданным образом – линейное произведение он разбил на кусочки, перемешал их, и теперь зритель должен составить из них пазл, единую картину, как бы используя метод монтажной склейки.
Помимо этого Левицкий убрал из постановки метафизику – «некто, охраняющий входы», которая изначально присутствовала у Андреева. При этом наполнил спектакль своими символами и загадками, ведь, как известно, в каждом действии героев, даже, на первый взгляд, незначительном, режиссер закладывает несколько пластов смысла.
В этом плане Сергей Левицкий похож на писателя Харуки Мураками – любителя символов и загадок, который перевернул традиции японской литературы, став кумиром у широкого круга читателей – от подростков до интеллектуалов. И, судя по отзывам школьников и студентов, Левицкий близок к этому.
«Добрые убийцы»
«Анатэма» – перифраз слова «анафэма», то есть «отлученный» – это одно из имен дьявола. Анатэма искушает Давида Лейзера, бедного торговца, который, несмотря на все беды в своей жизни, продолжает верить в Бога и в торжество добра над злом. Во время этого искушения на сцене разворачивается настоящая трагедия.
История Давида Лейзера имеет отсыл к легенде о святом Иове, у которого дьявол с позволения Бога отбирает все – и богатство, и детей, и здоровье, но тот остается непоколебим и не отрекается от Бога. Тем самым опровергая слова дьявола о том, что Иов праведен и верен Богу только потому, что имеет все для счастливой и удобной жизни – он богат, здоров, у него есть семья.
Перекликается персонаж Давида Лейзера и с Иисусом, к которому шли толпы людей в надежде на чудо, и которого эта же толпа пригвоздила к кресту и наблюдала за его мучительной смертью. «Добрые убийцы, они любят тех, кого убивают, – произносит надгробную речь Анатэма. – И из тех камней, которыми тебя побили за любовь, они построят высокий, кривой и глупый памятник».
Вообще Сергей Левицкий заложил в спектакль очень много смыслов, концепций, философских идей и вопросов. «Где истина?» – задается вопросом и сам худрук Русдрама. В «Анатэме» Сергей Левицкий выступает не только как режиссер, но и как актер. Он среди прочих артистов выходит на сцену в роли Давида Лейзера. И стоит сказать, Левицкий хорош и как актер.
В персонаже Давида Лейзера он видит художника в широком понимании этого слова – это все режиссеры, писатели, мыслители и все те, кто в своем стремлении изменить мир к лучшему, творили и страдали… Но мир не становился лучше.
Посвящение кино
Если же брать тему более узко, Левицкий показывает, в том числе, и проблемы взаимоотношений режиссера со зрителями, которые не всегда способны отличить хорошую постановку от некачественной, идут на то, что им понятно и привычно, и зачастую воспринимают театр как одно из развлечений.
Почему, например, далеко не всем знакомы такие имена выдающихся кинорежиссеров, как Акира Куросава или Ким Ки Дук. Почему фильмы Ларса фон Триера называют «депрессивными», а фильмы Вонга Кар Вая не все способны досмотреть до конца. Вместе с тем это великие кинорежиссеры, произведения которых не только формируют хороший художественный вкус, но и заставляют переживать новый опыт.
Подзаголовок «Посвящение кино» в спектакле не случаен. Отразив в постановке влияние 12 выдающихся кинорежиссеров, Сергей Левицкий сделал крутой спектакль, с красивой оберткой, хулиганским трэшем и гигантской нагрузкой на мозг.
Где истина?
Сам же персонаж Анатэмы – князя тьмы – не так однозначен, как это может показаться. Суть Анатэмы можно описать словами Мефистофеля: «Я – та сила, что вечно желает зла, но творит добро».
«Мой персонаж ищет истину, как помочь людям быть счастливыми, – рассказывает о своей роли Анатэмы Евгений Винокуров. – Да, у дьявола может быть благая цель. Не очень хочу рассуждать на тему, хороший Анатэма персонаж или нет, для меня он хороший. Он ищет возможность помочь людям, но люди никак не хотят становиться счастливыми. Почему не хотят? Я не знаю. В спектакле ответа нет – спектакль поставлен так, что там больше вопросов, нежели ответов. И я надеюсь, зрители задаются этими вопросами и ищут ответы.
После премьеры спектакля в пятницу 13-го в ночь с 13 на 14 ноября Париж сотрясла новая волна терактов. И постановка стала еще более актуальной в свете последних ужасающих событий во Франции. Как раз об этом и говорится в спектакле и в пьесе Андреева – люди словно не хотят быть счастливыми, и теракты и страшные смерти ни в чем неповинных людей – лишнее тому подтверждение. Поэтому борьба добра и зла будет вечной.
«Где истина?» – вопрошает со сцены Анатэма. И ответить на этот вопрос не сможет никто.
Дьявол, говорящая статуя, падающие мертвые вороны, девочка, совсем как из всем известного «Звонка», – спектакль явно был не для слабонервных. Зрители испуганно вскрикивали, вздрагивали и нервно смеялись, сообщает «Номер один».
За кулисами
За час до премьеры. Страшные статуи с измученным выражением лица. Кресло, торшер и ванная кровавого цвета. Поворачиваешь голову и, о ужас: там трупы, висящие на верёвке. Трупы, конечно, тряпичные, да и декорации в целом скорее стильные, чем страшные.
Команда театра готовится к премьере. Реквизит «заряжен», трогать его нельзя. Идет настройка звука. Обычный рабочий процесс. Никакой паники, спешки и даже намека на волнение. Актеры успевают не спеша пройтись по сцене, поболтать, почитать доску объявлений. Но вот они разбрелись по своим гримеркам.
В фойе театра в это время аншлаг. Все хотят увидеть очередное творение нового худрука Русдрама. СМИ атаковали пресс-службу театра: восемь запросов на получение интервью у режиссера или актеров.
Столь пристальное внимание вполне объяснимо после успеха двух первых постановок Сергея Левицкого. На этот раз режиссер разложил перед зрителем настоящий ребус и предложил отгадать его самостоятельно.
Собрать пазл
Малоизвестная пьеса Леонида Андреева «Анатэма» ставилась в театре один раз, 106 лет назад, в 1909 году во МХАТе режиссером Владимиром Немировичем-Данченко.
Однако постановку запретил сам Столыпин, по каким причинам – неизвестно. Вместе с тем «Анатэма» поднимает извечный философский вопрос о борьбе света и тьмы, о том, где кончается добро и начинается зло.
И всё же постановка Левицкого – это не пьеса Леонида Андреева. Режиссер решил задачу неожиданным образом – линейное произведение он разбил на кусочки, перемешал их, и теперь зритель должен составить из них пазл, единую картину, как бы используя метод монтажной склейки.
Помимо этого Левицкий убрал из постановки метафизику – «некто, охраняющий входы», которая изначально присутствовала у Андреева. При этом наполнил спектакль своими символами и загадками, ведь, как известно, в каждом действии героев, даже, на первый взгляд, незначительном, режиссер закладывает несколько пластов смысла.
В этом плане Сергей Левицкий похож на писателя Харуки Мураками – любителя символов и загадок, который перевернул традиции японской литературы, став кумиром у широкого круга читателей – от подростков до интеллектуалов. И, судя по отзывам школьников и студентов, Левицкий близок к этому.
«Добрые убийцы»
«Анатэма» – перифраз слова «анафэма», то есть «отлученный» – это одно из имен дьявола. Анатэма искушает Давида Лейзера, бедного торговца, который, несмотря на все беды в своей жизни, продолжает верить в Бога и в торжество добра над злом. Во время этого искушения на сцене разворачивается настоящая трагедия.
История Давида Лейзера имеет отсыл к легенде о святом Иове, у которого дьявол с позволения Бога отбирает все – и богатство, и детей, и здоровье, но тот остается непоколебим и не отрекается от Бога. Тем самым опровергая слова дьявола о том, что Иов праведен и верен Богу только потому, что имеет все для счастливой и удобной жизни – он богат, здоров, у него есть семья.
Перекликается персонаж Давида Лейзера и с Иисусом, к которому шли толпы людей в надежде на чудо, и которого эта же толпа пригвоздила к кресту и наблюдала за его мучительной смертью. «Добрые убийцы, они любят тех, кого убивают, – произносит надгробную речь Анатэма. – И из тех камней, которыми тебя побили за любовь, они построят высокий, кривой и глупый памятник».
Вообще Сергей Левицкий заложил в спектакль очень много смыслов, концепций, философских идей и вопросов. «Где истина?» – задается вопросом и сам худрук Русдрама. В «Анатэме» Сергей Левицкий выступает не только как режиссер, но и как актер. Он среди прочих артистов выходит на сцену в роли Давида Лейзера. И стоит сказать, Левицкий хорош и как актер.
В персонаже Давида Лейзера он видит художника в широком понимании этого слова – это все режиссеры, писатели, мыслители и все те, кто в своем стремлении изменить мир к лучшему, творили и страдали… Но мир не становился лучше.
Посвящение кино
Если же брать тему более узко, Левицкий показывает, в том числе, и проблемы взаимоотношений режиссера со зрителями, которые не всегда способны отличить хорошую постановку от некачественной, идут на то, что им понятно и привычно, и зачастую воспринимают театр как одно из развлечений.
Почему, например, далеко не всем знакомы такие имена выдающихся кинорежиссеров, как Акира Куросава или Ким Ки Дук. Почему фильмы Ларса фон Триера называют «депрессивными», а фильмы Вонга Кар Вая не все способны досмотреть до конца. Вместе с тем это великие кинорежиссеры, произведения которых не только формируют хороший художественный вкус, но и заставляют переживать новый опыт.
Подзаголовок «Посвящение кино» в спектакле не случаен. Отразив в постановке влияние 12 выдающихся кинорежиссеров, Сергей Левицкий сделал крутой спектакль, с красивой оберткой, хулиганским трэшем и гигантской нагрузкой на мозг.
Где истина?
Сам же персонаж Анатэмы – князя тьмы – не так однозначен, как это может показаться. Суть Анатэмы можно описать словами Мефистофеля: «Я – та сила, что вечно желает зла, но творит добро».
«Мой персонаж ищет истину, как помочь людям быть счастливыми, – рассказывает о своей роли Анатэмы Евгений Винокуров. – Да, у дьявола может быть благая цель. Не очень хочу рассуждать на тему, хороший Анатэма персонаж или нет, для меня он хороший. Он ищет возможность помочь людям, но люди никак не хотят становиться счастливыми. Почему не хотят? Я не знаю. В спектакле ответа нет – спектакль поставлен так, что там больше вопросов, нежели ответов. И я надеюсь, зрители задаются этими вопросами и ищут ответы.
После премьеры спектакля в пятницу 13-го в ночь с 13 на 14 ноября Париж сотрясла новая волна терактов. И постановка стала еще более актуальной в свете последних ужасающих событий во Франции. Как раз об этом и говорится в спектакле и в пьесе Андреева – люди словно не хотят быть счастливыми, и теракты и страшные смерти ни в чем неповинных людей – лишнее тому подтверждение. Поэтому борьба добра и зла будет вечной.
«Где истина?» – вопрошает со сцены Анатэма. И ответить на этот вопрос не сможет никто.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.