Татьяна Думнова: Универсальные электронные карты эффективны и востребованы
- Татьяна Гавриловна, вокруг каждого нововведения сначала, как правило, существует дефицит информации, который порождает вопросы – зачем это нужно, не создаст ли новинка ненужные сложности… Что мы можем сегодня рассказать людям об универсальных электронных картах, чтобы снять все вопросы?
- Я думаю, ни для кого не секрет, что одной из задач государства является повышение качества, доступности и своевременности оказания медицинских, образовательных, культурных и других социальных услуг. Это возможно только при использовании современных информационных технологий, включая применение и массовое внедрение интеллектуальных карт как персонального инструмента подтверждения прав на получение государственных и муниципальных услуг.
При этом, наибольший эффект от внедрения достигается путем использования интеллектуальных карт в качестве многофункциональных инструментов. Возможности микропроцессорных технологий сегодня эффективно применяются в самых различных информационных системах – идентификационных, медицинских, транспортных, телекоммуникационных, банковских и прочих. Практика использования универсальных карт в различных областях в Российской Федерации показывает эффективность и востребованность этой технологии.
Опыт реализации проектов внедрения социальной карты гражданина в Республиках Башкортостан и Татарстан, а также Астраханской области использован при разработке положений федерального закона от 27-го июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно этому закону универсальная электронная карта гражданина России является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. На карте обязательно должны быть размещены фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета пенсионного свидетельства), фотография владельца. Карта имеет ограниченный срок действия, должна храниться исключительно у ее держателя и не подлежит передаче. В случае утери карточки ее можно будет заменить.
Универсальная электронная карта (УЭК) необходима для быстрой идентификации гражданина, обратившегося в орган власти. Это обеспечит возможность адресного предоставления услуг по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию, социальных льгот. Другим обязательным элементом универсальной карты является платежное приложение, в результате чего она может быть использована в качестве банковской платежной карты, то есть для проведения расчетов, получения наличных денежных средств, а также оплаты товаров и услуг, в том числе и электронных услуг органов власти.
Помимо обязательных приложений, на карте могут быть размещены и дополнительные сервисы для гражданина. Таким сервисом, например, может быть возможность оплаты проезда в общественном транспорте, запись на прием к врачу, информирование о задолженностях по налогам.
Состав обязательных приложений на федеральном уровне определяется правительством Российской Федерации, а на уровне регионов – руководством субъекта Федерации.
Электронные приложения разрабатываются эмитентами электронных приложений, которыми являются федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, органы государственных внебюджетных фондов РФ, банки и иные органы и организации, обеспечивающие оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием универсальной электронной карты и электронных приложений.
Подключение и функционирование электронных приложений, за исключением электронного банковского приложения обеспечиваются уполномоченной организацией субъекта РФ.
- Вы упомянули уполномоченную организацию. С уже привычными нам банковскими «зарплатными» картами все понятно – их функционирование обеспечивают банки. Кто будет отвечать за универсальные электронные карты?
- В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 12-го августа 2010 года № 1344-р создана уполномоченная федеральная организация по выпуску, выдаче и обслуживанию электронных карт - ОАО «Универсальная электронная карта», учредителями которой являются Сбербанк, банк «Уралсиб», банк «АкБарс», Банк Москвы (список акционеров в дальнейшем может расширяться). Она отвечает за выработку стандартов, технологий и методологии функционирования УЭК и взаимодействие ее с электронным правительством.
Федеральная уполномоченная организация осуществляет следующие функции:
- организация взаимодействия уполномоченных организаций субъектов РФ;
- ведение единого реестра УЭК, содержащего сведения о выданных на территории России УЭК;
- установление перечня и размера тарифов за обслуживание универсальных электронных карт в части не касающейся функционирования электронных банковских приложений;
- ведение реестра федеральных, региональных и муниципальных приложений, размещенных на УЭК;
- иные функции.
Реализация проекта по внедрению универсальной электронной карты предполагает создание инфраструктуры приема УЭК и электронного правительства. При этом в большинстве регионов проект по созданию инфраструктуры электронного правительства, которое создает государство, только начинается и встраивание в него инфраструктур УЭК жизненно необходимо.
Для решения таких задач на уровне субъектов создаются региональные уполномоченные организации.
Постановлением правительства Республики Бурятия от 28-го октября 2010 года № 454 определены уполномоченный орган - министерство экономики РБ и уполномоченная организация по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт – Государственное учреждение «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению услуг».
В функции уполномоченной организации Республики Бурятия входит:
- обеспечение на территории Республики Бурятия выпуска, выдачи, обслуживания и хранения УЭК;
- ведение реестра УЭК, содержащего сведения о выданных на территории субъекта РФ универсальных электронных картах;
- обеспечение на территории Республики Бурятия информационно-технологического взаимодействия государственных и муниципальных информационных систем в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием УЭК;
- иные функции.
Уполномоченный орган и уполномоченная организация обязаны заключить соглашение с федеральной уполномоченной организацией в целях осуществления взаимодействия.
В Республике Бурятия создана рабочая группа по внедрению универсальной электронной карты. В нее вошли представители министерства экономики Республики Бурятия, министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, комитета информационных технологий и документальной связи администрации президента и правительства Республики Бурятия, администрации Улан-Удэ, управления Федеральной миграционной службы России по РБ, отделения Пенсионного фонда РФ по РБ, Бурятского территориального фонда обязательного медицинского страхования, ГУ «МФЦ РБ».
С целью изучения опыта по внедрению электронных карт группа специалистов побывала в Республике Башкортостан, где реализуется соответствующий пилотный проект.
План мероприятий по внедрению универсальной электронной карты предусматривает разработку ряда нормативных документов и рекомендаций на уровне Российской Федерации, которые будут приняты до конца текущего года.
После выхода данных документов будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты правительства Республики Бурятия.
Для осуществления столь масштабного системного проекта необходимо объединить усилия множества ведомств, обеспечить их работу в едином информационном пространстве. Другая важная проблема – это создание необходимой инфраструктуры, которая бы поддерживала функционирование карт и обеспечивала бы их взаимодействие с системами считывания в общественном транспорте, медицинских учреждениях, подвижных пунктах ГИБДД и т.д.
- Когда жителям Бурятии ожидать появления унивнрсальных электронных карт?
- Универсальные электронные карты будут бесплатно выдаваться гражданам России по их заявлениям с первого января 2012 года и по 31-е декабря 2013 года уполномоченной организацией субъекта РФ.
Уполномоченный орган субъекта РФ публикует в СМИ, Интернете извещение о начале выпуска универсальной электронной карты, содержащее информацию о порядке подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты, порядке выпуска и доставки УЭК, правах граждан, а также перечень банков, заключивших на момент опубликования указанного извещения договор с федеральной уполномоченной организацией.
Гражданин может отказаться от выдачи ему универсальной электронной карты, направив заявление об отказе в срок до первого января 2014 года.
С первого января 2014 года будет действовать особый порядок для граждан, не подавших заявление о выдаче им УЭК и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты. В данном случае выпуск универсальной электронной карты осуществляется на основании информации о персональных данных граждан, которая имеется у исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. территориальных органов государственных внебюджетных фондов РФ.
В идеале уже через три-четыре года все россияне будут иметь доступ к услугам в системе обязательного медицинского страхования и пенсионного обеспечения, получат прямую связь с сервисами государственных услуг, смогут заплатить штраф, налоги, оплатить проезд в транспорте – и все с помощью одной единственной карточки. Она же одновременно станет идентификатором личности. 24 часа в сутки, семь дней в неделю на территории всей страны.
Экономия может получиться существенной и для граждан и для государства. Граждане экономят время при получении информации и оплате услуг, своевременно получают пособия и льготы. Министерства и ведомства обеспечивают более высокое качество услуг, сокращают время на обслуживание льготников, существенно сокращаются расходы на бумажный документооборот.
Унификация и стандартизация предоставления услуг, их перевод в электронную форму должны положительно сказаться на уровне межведомственного взаимодействия, степени эффективности работы соответствующих учреждений и организаций.