Антон Лубченко: Я знаю, что выберут меня

Антон Лубченко: Я знаю, что выберут меня
Общество,  30.12.2010 15:46. Фото:russianstock.ru
Концерты харизматичного 25-летнего дирижера Антона Лубченко, главного художественного руководителя Бурятского государственного академического театра оперы и балета вот уже три месяца привлекают внимание музыкальной общественности Улан-Удэ. Встретившись с Лубченко, корреспондент ИРА «Восток-Телеинформ» спросил у него, как сложились в Бурятии его отношения с оркестром, с чиновниками от культуры, и как он относится к бурятской кухне

- Антон, Вы работаете в Бурятии вот уже три месяца. С какими сложностями столкнулись за этот период в театре?

- Сложностей было большое количество, прежде всего, проблема была в том, что не было оркестра. И ничего не было: второго тромбона, второго и третьего кларнетов, первых скрипок, контрабасов, альтов, ударника. Сейчас мы их закупаем: во всяком случае, набор оркестровых инструментов составляет сейчас тот минимум, который необходим для исполнения симфонических партитур. Но и то не всех. Например, некоторые партитуры, такие как «Лебединое озеро», мы до сих пор не имеем возможности исполнять, потому что у нас нет арфы и арфистов, баса кларнета и пикового кларнета. Поэтому «Лебединое озеро» мы до сих пор исполняем под фонограмму. Если говорить про структуру театра, мне пришлось освободить от своих должностей главного балетмейстера и директора концертной труппы по той причине, что мне не нужны «главные специалисты», я считаю, что руководитель в театре один - художественный руководитель. Все остальные должны заниматься административной работой. А когда люди начинают свое мнение высказывать, мне это не нравится, я этого не терплю, я имею на все свое обоснованное мнение. Собственно для этого меня сюда и пригласили, чтобы я наводил порядок в театре. Я не очень люблю, когда мне мешают, поэтому многих людей пришлось попросить оставить свое мнение при себе.

Директором режиссерского управления сейчас назначена народная артистка России Дарима Линховоин, с ее приходом в структуре театра многое изменилось к лучшему и пошло быстрее. Некоторые недовольны и не согласны, в суд ходят (смеется). А я, вы знаете, я плевать хотел: либо я в театре буду делать то, что считаю нужным для театра, либо пусть продолжается весь этот бардак, который творится здесь десять лет. Я не держусь за это место, у меня есть, где работать, есть, чем заниматься. Если мне мешать никто не будет, все будет хорошо. В театре уже и так многое изменилось: оркестр заиграл и заиграл вполне прилично. У нас в гостях был замдиректора Большого театра Владимир Тимошенков, он мой хороший знакомый, можно сказать друг и вот он сказал мне тогда: «вот знаешь, если я закрою глаза и мне бы сказали, что я в Большом театре, я бы поверил». Когда я сюда приехал, они не могли даже гоп со смыком сыграть - а это самые элементарные вещи. Непонятно, чем занималось руководство театра и главный дирижер.

- Вы сказали, что в театре давно не обновлялись инструменты. Как Вы находите сам театр, в плане акустики, например, Вам ведь есть, с чем сравнивать

- С акустикой пока не понятно, все будет ясно, когда завершится реконструкция. Можно два стула поставить и акустика испортится. У нас в малом зале имени Глазунова Санкт-Петербургской консерватории (а это один из лучших залов в Петербурге), до реконструкции 2005-06 годов там стояли венские стулья, их специально заказывали еще когда зал строили. Так вот, спинки стульев были с дырочками, причем количество дырочек в спинке было разным, а сами стулья были расставлены архитектором – так, чтобы улучшить акустику, чтобы каждая дырочка на своем месте была. И если, скажем, одну дырочку заткнуть, то акустика на какую-то йоту испортится. Ну, а когда реконструкция была проведена, были заказаны аналогичные стулья, но они были уже из другого дерева и количество дырочек в каждой их спинке было одинаковым, поэтому и акустика стала ощутимо хуже. В бурятском театре акустика уникальна и нам обещают, что после реконструкции она не изменится. Будем надеяться. Мы очень много работаем над этим. А так, сам зал красивый. С дурным советским вкусом, правда, но, что поделать. В зале главное акустика и энергетика. А энергетика в зале очень хорошая, положительная, на мой взгляд, и приятная. Так что мы с нетерпением ждем открытия театра.

- Расскажите о «Зимних встречах», это большой проект. Что будете играть?

- В этом сезоне фестиваль будет идти всю зиму два дня в декабре (первые концерты уже прошли), два дня в январе и один день, возможно, в феврале. Специальным гостем мероприятия в декабре стал режиссер, руководитель театров Бремена Ханс-Йохим Фрай. Он прибыл в Бурятию с тем, чтобы обсудить возможность гастролей бурятского театра в Германию. Осенью к нам приезжал атташе по культуре посольства Австрии в Москве и директор Австрийского культурного форума господин Симон Мраз. Концерт был посвящен развитию культурных отношений между Австрией и Россией. Музыканты исполнили произведения русского композитора Дмитрия Шостаковича и австрийского композитора Антона Брукнера. После концерта Симон Мраз поделился своими впечатлениями: «Я не ожидал, что, проехав пять тысяч километров, услышу музыку австрийского композитора, да еще в таком хорошем исполнении». Нам очень важно - приглашать гостей из Европы, потому что наша задача - вывезти театр на европейские гастроли. Господин Мраз обещал в мае 2011 года утроить гастроли солистов венской филармонии (дорогу и гонорар оплатит посольство). Планируется тройной концерт для скрипки с виолончелью, фортепиано с оркестром, а это очень редкое исполнение. В феврале ожидаем приезд известной российской актрисы Марии Шалаевой.

Что касается программы «Зимних встреч», то это продолжение линии «Осенних встреч», то есть исполнение Шостаковича и Брукнера. В декабре мы сыграли симфонию № 6 Брукнера (одна из самых красивых) и симфонию № 3 Шостаковича. А вот она - одна, пожалуй, из самых некрасивых, но самых ярких и экспериментальных. Шостакович написал эту симфонию, когда ему было всего лишь 23 года - у него была задача написать симфонию так, как не писал до этого никто, и он наворотил такого, что до сих пор самые лучшие оркестры мира редко рискуют такое сыграть. Это требует олимпийских усилий от артистов оркестра, потому что с самого первого и до последнего такта они играют без пауз и передышки, это такой аттракцион. Наши артисты пока справляются с этим.

Каждый концерт «Зимних встреч» будет уникален - в январе мы сыграем концерт, который будет называться «Рождество с Петром Ильичом Чайковским» - произведения, посвященные зимней тематике - «Черевички», «Опера Щелкунчик» и симфония «Зимние грезы». Этот фестиваль - своего рода мой отчет о проделанной работе, программа сложная. Мы не играем ни одной легкой симфонии, и в какие короткие сроки мы их готовим! Например, концерт к 11-му декабря мы начали репетировать за два дня, хотя эту программу многие месяц учат. А мы результата достигли невероятными усилиями, по три репетиции в день. Мало где можно найти такую адскую работоспособность коллектива, это один из его огромных плюсов.

- Скажите, это сложно - управлять целым оркестром? Как вы нашли общий язык с нашими музыкантами?

- Хорошо нашел общий язык, мне никогда не было сложно управлять оркестром. Я знаю, что это мое. Мне кажется, безумно сложно водить машину, я вообще не разбираюсь в технике, я даже не могу включить стиральную машинку десять раз: мне кажется, она взорвется, если я нажму на какую-то кнопку. А ведь автомобили люди водят и в гонках участвуют, для них это несложно, это их работа. А здесь - моя.

Музыканты очень толковые и способные, но профессионализм - это такая вещь, которая воспитывается, и на которой воспитывают. А их на чем воспитывали и где? В другие города они не выезжают, артистов из других городов сюда не приглашают. Я так думаю, что прежнее руководство театра не особо задумывалось над вопросом, что надо подтягивать уровень… Вот как-то так все шло и шло… никак.

Профессионализм - он ведь из ниоткуда не возьмется. Можно родиться талантливым человеком, но профессионалом родиться нельзя. Можно иметь литературный дар, но если мама с папой тебя не выучат писать и читать, то какой из тебя литератор? Так же и с музыкой. До настоящего профессионального уровня музыкантам еще поработать надо, и мы работаем. За эти вот три месяца, во всяком случае, мне за них не стыдно. Например, «Te Deum» Брукнера и симфония Шостаковича на фестивале были классно сыграны. А такие исполнения, как «Второй фортепианный концерт» с пианисткой Региной Черничко (она приезжала в декабре) мне не стыдно показать ни в Москве, ни в Питере, ни в Вене.

- Насколько, на ваш взгляд, бурятский зритель любит театральное искусство?

- Зритель, по моему мнению, везде один – так устроен человек, что если ему нравится, значит, нравится. Любит, значит, любит, нет – значит, нет. Неважно, кем будет зритель - бурятом, русским, башкиром или американцем – если их музыка не трогает, то они на нее не реагируют, и от географического положения это не зависит.

Если судить по наполняемости зала, то все концерты прошли с аншлагом. Нас всегда очень тепло принимают, а это так не просто. Я ведь и программу стараюсь подбирать соответствующую, ту, которая будет интересна и необычна, а вместе с тем любопытна и приятна. Я никогда не играю тех вещей, которые не люблю сам, всегда играю только те вещи, которые нравятся мне, выбираю своих любимых композиторов. И в жизни не буду играть того, чего сам не чувствую, потому что это называется обманывать зрителя.

- Это чувствуется. Вы на сцене выглядите очень вдохновенно. Это от эмоций или просто это ваша техника дирижирования?

- Я вообще не делил бы дирижирование на технику и эмоции, эти вещи друг от друга неотделимы. Невозможно сделать ювелирное украшение из деревяшки, это будет красивая вещица, но не будет стоить как золото. Но и алмазы необработанные ничего не стоят - это просто технический алмаз, который идет на иголки для проигрывателей. Точно также в моей профессии: если эмоция не соединена с техникой, можно просто выйти и попрыгать на сцене, никто не поймет. С другой стороны, если талантливый человек обладает техникой дирижирования, но у него нет эмоционального заряда – его тоже никто не поймет. Мало просто выучить концерт и отыграть. У меня не так. Ты выходишь на сцену и если ты профессионал, о технике ты просто не думаешь. Вот вы дышите, не задумываетесь же о том, что «сейчас я вдохну, а потом выдохну».

Игорь Стравинский однажды сказал: «Мы, композиторы, всего лишь реставрируем старые корабли». Вот я думаю, что немного с другим смыслом это можно сказать про дирижеров - «старые корабли» - это очень давно ушедшие от нас люди другого времени и дирижер может вдохнуть в их музыку сегодняшний день, сделать ее доступной для слушателя нашего времени. Я очень часто позволяю себе отходы от авторской партитуры, я могу позволить себе изменить партитуру с точки зрения темпа, динамики что-то громче сыграть, чем у автора и так далее. Руководствуюсь тем, что принято в наше время. Например, та же «Москва – Черемушки» писалась в ритме 30-х годов, мы ее играем немножечко по-другому. Мы стараемся использовать некоторые элементы иронии, ретро, современной эстрады, даже рока. Я даже иногда сам не знаю, как это будет звучать, в том плане, что я даже не знаю в каком духе сегодня захочу исполнить ту или иную симфонию. Музыканты наши пока к этому не привыкли - что выучили на репетиции, то и на концерте играют. А я всегда их учу, прежде всего, следить за моими руками. Я очень часто повторяю произведения, но ни разу (даже если меня сильно попросят) и даже если я сам захочу, не смогу сыграть одну и ту же симфонию одинаково два раза. Но каждый раз думаешь после концерта: а если тебе сейчас встретится Шостакович, не набьет ли он тебе рожу (смеется).

- Антон, а зачем Вы пошли в дирижеры? Почему, скажем, было не стать скрипачом или пианистом, Вы ведь владеете инструментом?

- Это на самом деле случайно получилось, я даже не решал ничего. Я по образованию композитор и пианист. Дирижировать вообще случайно получилось. Шла запись музыки к фильму. Музыку написал я, у фильма был маленький бюджет, не хватило денег на дирижера и меня попросили записать самому с музыкантами Оркестра Государственного Эрмитажа. Я никогда не дирижировал и решил попробовать, меня поддержали музыканты. Потом были другие проекты: премьера балета в Канаде, работа с оркестром Ленинградской филармонии, оркестром Юрия Башмета, Мариинским театром. Поверьте, в мои годы это завидный список для любого дирижера. А если получается, почему бы и не продолжить? Мне интересно.

- Вы написали симфонию о Штокмановском газоконденсатном месторождении, под названием «Индустриальная трилогия», написали оперу «Сын человеческий», посвященную теракту в Беслане, и сочинили музыку к балету In Colors. А не звали ли Вас в шоу-бизнес, писать песни для поп-звезд или фильмов?

- В шоу-бизнес пока не звали. А что касается сериалов, к фильмам писал много и сейчас пишу, вот недавно вышел телепроект «Сумерки» Владимира Мосса. А для поп-звезд не писал, приличного предложения просто не было. Просто шлягер написать, у нас на это Игорь Крутой есть и у него это неплохо получается. Я думаю, у меня так не получится. Да и не хочется особо. А вот сделать что-то действительно интересное в поп-эстраде, взять тот же шлягер с хорошей фактурой и качественным звуком, привнести туда живых инструментов, перфоманса, арта, это было бы очень интересно. Но пока предложений нет, если они будут - я с удовольствием. Я люблю музыку, и могу писать музыку в разных стилях. «Сын человеческий» - это почти мюзикл, и церковная музыка у меня есть, и сатанинские произведения. У нас, вы считаете, не шоу-бизнес? Тоже шоу-бизнес, просто немножечко другого ракурса: там эстрада, а здесь классика.

- Какую музыку Вы слушаете сами?

- Вообще я не слушаю музыку - времени нет. Я слушаю только ту музыку, которую репетирую и играю, а репетирую я очень много. Вот однажды в один день я умудрился прорепетировать с тремя оркестрами в разных концах страны: утром в Улан-Удэ, в обед в Москве, вечером в Питере. Когда тут музыку слушать.

- Насколько важно для Вас, чтобы Ваша музыка была востребованной, а творчество нравилось здесь и сейчас? Вы считаете академическую музыку в России востребованной?

- Это приоритет для меня, потому что если музыка не нравится, значит, ты что-то не так делаешь. Вот, к примеру, вам нравится мужчина, вы ведь хотите ему понравиться здесь и сейчас, а не 50 лет спустя. Также и с музыкой. Я считаю не востребованными плохих артистов, дирижеров, исполнителей и, кстати, плохую музыку. Но академическая музыка – Прокофьев, Шостакович, Вагнер, Брукнер, Чайковский, Малер - они гении.

Концерты проходят с аншлагами. Вы попробуйте достать билет в Мариинский театр, я не думаю, что у вас получится, если вы, конечно не миллионер. Говорят, что молодежь слушает только попсу. Я и сам не против, я люблю попсу – например Пугачеву, я с ней очень хорошо знаком, она не только замечательная актриса, но и человек с большим внутренним миром. Я к ней с большим уважением отношусь, когда она поет произведения Тищенко, Шнитке, Хренникова, Таривердиева – это классика. Очень многие песни вошли в классический репертуар - «Мне нравится, что вы больны не мной» или «Не отрекаются любя». Все пересекается.

На моих концертах бывает очень много молодых людей, а европейцы вообще особый народ, они приходят с партитурами и начинают подпевать какие-то темы. Они не музыканты, но это входит в нормальное образование у них. У нас пока нет. Но это и не главное - главное, что многим это нравится, они получают не меньший эмоциональный заряд, нежели они получали бы на других концертах - это важно.

- Почему Вы прибыли работать именно в Бурятский академический театр?

- Министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев попросил и я понял, что за отказ приехать сюда меня, конечно, не посадят, но не поймут. Я понял - это просьба и доверие. Я ведь не старый человек, в моем возрасте, если просят о таких ответственных и благородных вещах, я думаю, только жлоб мог бы отказаться. Я очень люблю помогать людям. В Москве моя помощь никому не нужна особо – там можно заниматься творчеством, там великолепные театры, там полно своих проблем, но с нуля ничего не надо поднимать. Здесь я могу быть реально полезным, не просто симфонию написать, но и сделать полезное что-то. Поэтому я с большим удовольствием остался.

- И ни разу не пожалели?

- Поначалу жалел. Всегда так бывает. Поговоришь с некоторыми нашими административными ребятами, которые в театре работают – очень много баранов, не постесняюсь этого слова. Иногда хочется задать вопрос, из каких подворотен этих людей достали - это же быдло самое натуральное, нельзя с ними работать. От этих людей я буду избавляться в самое ближайшее время. Я говорю об этом открыто, у меня страха нет - это у них есть страх потерять рабочее место. Если моя помощь не очень нужна, тогда… Я прямо всегда сразу иду на шантаж: либо этот человек, либо я. И я знаю, что выберут меня.

- Вам личные знакомства помогают в работе?

- Конечно, на них все и держится. Артисты, которых мы сюда приглашаем, имеют такие ставки гонорарные, на которые не каждый столичный город России с готовностью пойдет. Они сюда едут за полцены, из уважения ко мне и личного отношения. Есть связи в министерстве - безусловно, это очень помогает приглашать артистов, которых я сам не знаю. Некоторые личности считают, что такие концерты и артисты театру не нужны. Ну, вот мы и посмотрим через год, так это или не так.

- Удалось ли за все время пребывания в Бурятии познакомиться с культурой и традициями нашего народа, например на бурятской свадьбе побывать? У вас было время оценить бурятскую кухню. Как вы ее находите?

- Кухню, да, успел попробовать. Например, в ресторане «Чингисхан» бываю с удовольствием и всегда туда своих друзей привожу, когда они ко мне приезжают. Потому что там не только кухня отличная, там есть еще и то, что очень редко для Бурятии - хороший вкус в интерьере. Мнение бурят о вкусе мне недоступно, это другая ментальность. Есть какие-то ценности, которые мне не понятны. Бурятия - это отдельная субстанция, хоть и находится в России, здесь другой мир, свой своеобразный колорит.

Кроме кухни, не так много успел посмотреть, хотя одну из главных достопримечательностей - Иволгинский дацан посетил. Была экскурсия с высокими гостями, я проводил приезжих гостей, а в итоге сам получил колоссальное удовольствие от экскурсии и с большим интересом смотрел и был потрясен энергетикой и красотой этого места. Нам оказали честь и допустили к телу Итигэлова. Я не буддист, но это неважно, господь один для всех. Какая разница кто нас создал - Иегова, Аллах, Будда - главное не делать людям гадостей и жить по принципу «делать то, что хотел бы получить в ответ», жить в соответствии со своей совестью.

- Скажите, а не сложно вот так - сорваться с места и попасть в совершенно другую среду, бросить друзей, родных?

- Сорваться? У меня друзей и родственников полно по всему миру, я нигде не сижу больше недели. Если меня спросят, где я живу, я даже не смогу ответить, потому что я без определенного места жительства. В Москве у меня есть квартира, в Питере есть, сейчас собираюсь снимать квартиру в Париже, потому что часто там бываю и надоело уже останавливаться у друзей и напрягать их. Родных мест как таковых нет - родился в Москве, жил на Украине, учился в Питере, потом опять переехал в Москву, стал считать, что живу там, но на самом деле везде только по неделям. Я и здесь-то не живу, так, приехал - уехал. А что касается друзей и близких, они живут, как и я, в разъездах. Один мой друг и партнер по творчеству Владимир Ткаченко в прошлом году жил в Москве, потом в Америке, потом в Киеве, сейчас в Голландии. Мы видимся только на наших творческих проектах. Вот был случай - мы встретились на репетиции, к тому моменту мы года четыре не виделись. Это было в Чикаго: вышел я дирижировать (я всегда опаздываю), он стоит на сцене и только когда объявили перерыв, я поворачиваюсь к нему и говорю – ну, привет. Вот так и видимся. Настоящие друзья они везде и всегда с тобой - по Интернету и по телефону... где бы ты ни был.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В райцентре Бурятии увековечили память о герое СВО
Общество, 30.09.2024
Мероприятия прошли в Сосново-Озёрском
В Иркутске и Чите проверят системы оповещения
Общество, 30.09.2024
В городах запустят электросирены
На юге Бурятии соревновались охотники
Общество, 30.09.2024
Турнир проводился в честь юбилея Закаменска
Через Бурятию скачут всадники-пенсионеры из Якутии
Общество, 30.09.2024
«Идём по пути предков», - сообщили они
В Агинском округе прошло шествие в национальных одеждах
Общество, 30.09.2024
В окружном центре стартовал фестиваль бурятского языка
В Бурятии «розовый» памятник покрасили в белый
Общество, 30.09.2024
Реставрационные работы завершены
У жителя Бурятии конфисковали «Жигули» за пьяную езду
Общество, 30.09.2024
Мужчину лишили водительских прав на два года
На домах Иркутска появились новые муралы
Общество, 30.09.2024
Над росписью работали живописцы из разных точек страны
Потепления в Бурятии ждать не стоит
Общество, 30.09.2024
Октябрь начнётся с холодной погоды
Музею Бурятии передана рында с корабля, на котором служил Алдар Цыденжапов
Общество, 30.09.2024
Памятный экспонат размещён на постоянной выставке
В Бурятии стартовала горячая линия по профилактике гриппа и ОРВИ
Общество, 30.09.2024
Консультацию специалистов можно получить до 11 октября
Легкоатлеты Бурятии завоевали 4 медали на кубке и первенстве России
Общество, 30.09.2024
Сборная республики по кроссу выиграла два золота, серебро и бронзу
Общество, 30.09.2024
Она разгуливает по населённому пункту
^