Далай лама: следующий Далай лама может появиться в российской буддийской республике
Общество,
14.02.2011 11:58.
Далай лама дал пресс-конференцию для российских СМИ. Он рассказал о том, когда состоится его визит в Россию, каким образом может развиваться буддизм в нашей стране, а также заявил, что реинкарнация Далай-ламы может появиться в российской буддийской республике
- В Российской Федерации есть буддийские сообщества, буддийские республики: Тува, Калмыкия и Бурятия. Проживающие там буддисты веками следовали тибетской форме буддизма. Когда я был молод, когда был еще подростком, среди выдающихся ученых-философов [того времени] один был родом из Калмыкии, несколько из Бурятии и, разумеется, из Монголии. Я помню, во времена моей молодости у нас было 20-30 достойных ученых-философов из этих краев. Так что, традиционно нас связывали очень тесные узы, - заявил Далай-лама.
― Ваше Святейшество, что, по-вашему, является причиной невозможности вашего визита в Россию? И что должно произойти, чтобы он все-таки состоялся?
- В 1979-м ― это была еще Советская эпоха ― мне представилась возможность посетить Советский Союз, провести несколько дней в Москве и встретиться с Патриархом Всея Руси Пименом. Затем, во времена Ельцина, я приезжал еще несколько раз. Но в последние годы даже краткий транзитный визит сопряжен с трудностями. Этот вопрос вы, пожалуйста, адресуйте российскому правительству.
Если российское правительство скажет: «Да», то я готов приехать. Многие буддисты, проживающие в России, постоянно просят меня: «Пожалуйста, приезжайте». Вот и Тэло Тулку Ринпоче постоянно упоминает об этом желании, а теперь еще и сами русские, такие как вы, начинают проявлять искренний интерес к тибетской культуре и тибетскому буддизму. Я бы с большим удовольствием встретился с этими людьми и поделился с ними своими мыслями.
Россия ― очень важное государство, мост между Европой и Азией. Это великая страна. И в силу того что Россия обладает богатыми природными ресурсами, в будущем она сможет сыграть важную роль на планете.
Но сегодня в России наблюдается рост коррупции. Так ведь? А значит, вам нужно укреплять самодисциплину.
Итак, я бы с большим удовольствием приехал в Россию, встретился со своими старыми друзьями, а также с новыми друзьями. Но пока Москва не зажжет зеленый свет, (визит не состоится…)
― Ваше Святейшество, чем важны встречи с российскими буддистами для вас?
- Для меня… Я буддист и ношу имя Далай ламы. Само слово «Далай» происходит из монгольского языка. Так что, у меня особая связь с монголами. Мы поддерживали связи веками, а в веке 20-м, несмотря на колоссальные испытания, выпавшие на их долю, они сумели сохранить буддийскую традицию, а потому мой долг ― служить им всеми силами.
Из Монголии у нас обучается 240 человек, из Бурятии ― 120, из Тувы ― 17. Из гималайского региона, монахов с индийским гражданством у нас около пяти тысяч. Все они учатся в монастырских институтах тибетского сообщества беженцев.
Традиционно монахи из этих регионов приходили на обучение в Тибет, а сейчас они приезжают в Индию и учатся в монастырских институтах тибетского сообщества, а также в некоторых других учебных заведениях. Учатся у нас и корейцы, и китайцы, и японцы. Есть даже американцы. Традиционно в этих институтах царила в подлинном смысле «интернациональная» атмосфера.
― Я из Бурятии, и у меня два вопроса. Во-первых, кто для вас учитель? И второй: для буддистов Бурятии вы являетесь учителем, для многих, по крайней мере. Но, как уже говорилось, приехать в Россию, а тем более в Бурятию для вас невозможно. Может ли буддизм развиваться в Бурятии самостоятельно?
- Конечно. Я только что упомянул, что 120 учеников из Бурятии уже проходят обучение в наших монастырях. Некоторые из них учатся уже по 15-16 лет, они вплотную подошли к выпускным экзаменам на звание геше (доктора буддийской философии).
Возьмем пример с Ладаком. 20-30 монахов из Ладака уже завершили свое обучение и теперь служат буддийской Дхарме, а также занимаются социальной работой у себя на родине в Ладаке и по всему гималайскому региону. Выходцы из этих мест, отучившиеся по несколько лет в тибетских институтах, завершив учебу, возвращаются. Кто-то из них остается, а кто-то возвращается к себе на родину. Они открывают школы и повышают уровень знаний в собственных монастырях. Всеми силами служат родной земле.
Так и ваши ученики, завершив учебу в тибетских монастырях, они вернутся на родину и будут служить буддийской Дхарме. Вполне логично.
― Я бы хотела спросить про немного отдаленное будущее, про вашу следующую реинкарнацию. Где она может быть? Будет ли она в Тибете или в Индии? В каком статусе вы в результате можете оказаться, ведь Тибет, скорее всего, будет уже совсем другой страной с парламентом, демократией… Придется ли все это обратно менять? И не задумывались ли вы о том, чтобы реинкарнироваться в женщину?
Как я упоминал выше, я уже наполовину в отставке. На протяжении последних четырех столетий Далай-лама являлся главой как духовной, так и светской власти. Однако эта традиция уже прекратила свое существование. Еще в 1969 году я официально, публично, прилюдно заявил: продолжит свое существование институт Далай-ламы или нет, решать тибетскому народу. Этот институт не имеет большого значения.
Тибетский буддизм ведет свою историю с восьмого столетия, а институт Далай ламы существует лишь последние 600 лет и из них лишь в последние четыре столетия стоит во главе и политической, и духовной власти. Некоторые люди, включая россиян, считают, что институт Далай-ламы имеет жизненно важное значение для развития тибетского буддизма. Это неверно! Из своего невежества вы так говорите.
Люди, причастные к обсуждению этой темы, а именно тибетцы, монголы и в том числе российские буддисты, а также жители гималайского региона ― если большинство из этих буддистов скажут, что институт Далай ламы более не актуален, то он прекратит свое существование. Но если большинство из них выскажется в пользу сохранения этого института, тогда случится следующая реинкарнация или будет назначен преемник этого института. Здесь мы открыты: можем воспользоваться как традиционными, так и новыми методами.
Много лет прошло с тех пор, как я четко заявил, что есть разные варианты решения этого вопроса.
И еще, лет 15-20 тому назад журналистка из одного женского журнала (кажется, это было в Париже) брала у меня интервью. И поскольку журнал был женским, то она спросила меня, может ли Далай лама в будущем воплотиться в женском теле. И я ответил: «О да! Очень даже может!»
Если Далай лама в женском теле окажется полезнее для буддийской Дхармы и для определенного круга людей, то почему бы и нет? Придет Далай лама-женщина!
Если сохранится сегодняшнее положение дел, и мы останемся беженцами, то, по логике вещей, сама цель реинкарнации состоит в продолжении исполнения начатого, но не еще законченного дела. 14-й Далай-лама уходит в изгнание, становится беженцем и затем умирает. А значит, моя следующая реинкарнация должна будет продолжить решать поставленную мною задачу. Если следовать этой логике, то, конечно, следующая реинкарнация Далай ламы должна появиться в свободной стране. Скорее всего, в Индии или в какой-нибудь из российских буддийских республик, сообщает пресс-служба фонда «Сохраним Тибет!».
- В Российской Федерации есть буддийские сообщества, буддийские республики: Тува, Калмыкия и Бурятия. Проживающие там буддисты веками следовали тибетской форме буддизма. Когда я был молод, когда был еще подростком, среди выдающихся ученых-философов [того времени] один был родом из Калмыкии, несколько из Бурятии и, разумеется, из Монголии. Я помню, во времена моей молодости у нас было 20-30 достойных ученых-философов из этих краев. Так что, традиционно нас связывали очень тесные узы, - заявил Далай-лама.
― Ваше Святейшество, что, по-вашему, является причиной невозможности вашего визита в Россию? И что должно произойти, чтобы он все-таки состоялся?
- В 1979-м ― это была еще Советская эпоха ― мне представилась возможность посетить Советский Союз, провести несколько дней в Москве и встретиться с Патриархом Всея Руси Пименом. Затем, во времена Ельцина, я приезжал еще несколько раз. Но в последние годы даже краткий транзитный визит сопряжен с трудностями. Этот вопрос вы, пожалуйста, адресуйте российскому правительству.
Если российское правительство скажет: «Да», то я готов приехать. Многие буддисты, проживающие в России, постоянно просят меня: «Пожалуйста, приезжайте». Вот и Тэло Тулку Ринпоче постоянно упоминает об этом желании, а теперь еще и сами русские, такие как вы, начинают проявлять искренний интерес к тибетской культуре и тибетскому буддизму. Я бы с большим удовольствием встретился с этими людьми и поделился с ними своими мыслями.
Россия ― очень важное государство, мост между Европой и Азией. Это великая страна. И в силу того что Россия обладает богатыми природными ресурсами, в будущем она сможет сыграть важную роль на планете.
Но сегодня в России наблюдается рост коррупции. Так ведь? А значит, вам нужно укреплять самодисциплину.
Итак, я бы с большим удовольствием приехал в Россию, встретился со своими старыми друзьями, а также с новыми друзьями. Но пока Москва не зажжет зеленый свет, (визит не состоится…)
― Ваше Святейшество, чем важны встречи с российскими буддистами для вас?
- Для меня… Я буддист и ношу имя Далай ламы. Само слово «Далай» происходит из монгольского языка. Так что, у меня особая связь с монголами. Мы поддерживали связи веками, а в веке 20-м, несмотря на колоссальные испытания, выпавшие на их долю, они сумели сохранить буддийскую традицию, а потому мой долг ― служить им всеми силами.
Из Монголии у нас обучается 240 человек, из Бурятии ― 120, из Тувы ― 17. Из гималайского региона, монахов с индийским гражданством у нас около пяти тысяч. Все они учатся в монастырских институтах тибетского сообщества беженцев.
Традиционно монахи из этих регионов приходили на обучение в Тибет, а сейчас они приезжают в Индию и учатся в монастырских институтах тибетского сообщества, а также в некоторых других учебных заведениях. Учатся у нас и корейцы, и китайцы, и японцы. Есть даже американцы. Традиционно в этих институтах царила в подлинном смысле «интернациональная» атмосфера.
― Я из Бурятии, и у меня два вопроса. Во-первых, кто для вас учитель? И второй: для буддистов Бурятии вы являетесь учителем, для многих, по крайней мере. Но, как уже говорилось, приехать в Россию, а тем более в Бурятию для вас невозможно. Может ли буддизм развиваться в Бурятии самостоятельно?
- Конечно. Я только что упомянул, что 120 учеников из Бурятии уже проходят обучение в наших монастырях. Некоторые из них учатся уже по 15-16 лет, они вплотную подошли к выпускным экзаменам на звание геше (доктора буддийской философии).
Возьмем пример с Ладаком. 20-30 монахов из Ладака уже завершили свое обучение и теперь служат буддийской Дхарме, а также занимаются социальной работой у себя на родине в Ладаке и по всему гималайскому региону. Выходцы из этих мест, отучившиеся по несколько лет в тибетских институтах, завершив учебу, возвращаются. Кто-то из них остается, а кто-то возвращается к себе на родину. Они открывают школы и повышают уровень знаний в собственных монастырях. Всеми силами служат родной земле.
Так и ваши ученики, завершив учебу в тибетских монастырях, они вернутся на родину и будут служить буддийской Дхарме. Вполне логично.
― Я бы хотела спросить про немного отдаленное будущее, про вашу следующую реинкарнацию. Где она может быть? Будет ли она в Тибете или в Индии? В каком статусе вы в результате можете оказаться, ведь Тибет, скорее всего, будет уже совсем другой страной с парламентом, демократией… Придется ли все это обратно менять? И не задумывались ли вы о том, чтобы реинкарнироваться в женщину?
Как я упоминал выше, я уже наполовину в отставке. На протяжении последних четырех столетий Далай-лама являлся главой как духовной, так и светской власти. Однако эта традиция уже прекратила свое существование. Еще в 1969 году я официально, публично, прилюдно заявил: продолжит свое существование институт Далай-ламы или нет, решать тибетскому народу. Этот институт не имеет большого значения.
Тибетский буддизм ведет свою историю с восьмого столетия, а институт Далай ламы существует лишь последние 600 лет и из них лишь в последние четыре столетия стоит во главе и политической, и духовной власти. Некоторые люди, включая россиян, считают, что институт Далай-ламы имеет жизненно важное значение для развития тибетского буддизма. Это неверно! Из своего невежества вы так говорите.
Люди, причастные к обсуждению этой темы, а именно тибетцы, монголы и в том числе российские буддисты, а также жители гималайского региона ― если большинство из этих буддистов скажут, что институт Далай ламы более не актуален, то он прекратит свое существование. Но если большинство из них выскажется в пользу сохранения этого института, тогда случится следующая реинкарнация или будет назначен преемник этого института. Здесь мы открыты: можем воспользоваться как традиционными, так и новыми методами.
Много лет прошло с тех пор, как я четко заявил, что есть разные варианты решения этого вопроса.
И еще, лет 15-20 тому назад журналистка из одного женского журнала (кажется, это было в Париже) брала у меня интервью. И поскольку журнал был женским, то она спросила меня, может ли Далай лама в будущем воплотиться в женском теле. И я ответил: «О да! Очень даже может!»
Если Далай лама в женском теле окажется полезнее для буддийской Дхармы и для определенного круга людей, то почему бы и нет? Придет Далай лама-женщина!
Если сохранится сегодняшнее положение дел, и мы останемся беженцами, то, по логике вещей, сама цель реинкарнации состоит в продолжении исполнения начатого, но не еще законченного дела. 14-й Далай-лама уходит в изгнание, становится беженцем и затем умирает. А значит, моя следующая реинкарнация должна будет продолжить решать поставленную мною задачу. Если следовать этой логике, то, конечно, следующая реинкарнация Далай ламы должна появиться в свободной стране. Скорее всего, в Индии или в какой-нибудь из российских буддийских республик, сообщает пресс-служба фонда «Сохраним Тибет!».
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Власть, 21.11.2024
Алексей Цыденов провёл очередное заседание комиссии Госсовета России по транспорту
Власть, 20.11.2024
Перед депутатами выступили председатели нескольких комитетов администрации города
Власть, 20.11.2024
Рекомендация не распространяется на предновогодние мероприятия в общественных местах и детских учреждениях
Власть, 19.11.2024
«Мне представилась новая профессиональная возможность, которой я решила воспользоваться», - поделилась она