Приватизация «Водоканала» Улан-Удэ становится политическим вопросом
Напомним, первого октября 2010 года муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» было перерегистрировано как акционерное общество, в котором 100 процентов акций принадлежало городу. Далее, в декабре прошлого года, официально было объявлено о вхождении в «Водоканал» инвестора — «Российских коммунальных систем» (РКС). В результате было подписано инвестиционное соглашение на 800 миллионов рублей.
Кроме того, в Улан-Удэ было зарегистрировано предприятие ООО «Байкальские коммунальные сети». Позиционируется оно как «дочка» РКС. По договору от второго декабря «Водоканал» отдал «Байкальским сетям» в аренду большую часть имущества сроком на 25 лет. Арендные платежи по договору составили 44 миллиона рублей в год.
Обоснование последней цифры также осталось скрытым от общественности. Поэтому непонятно, почему не 100 миллионов или не пять. Заметим, лишь для сравнения, что ежемесячный фонд заработной платы в «Водоканале» составляет более 20-ти миллионов рублей, а общий доход (не путать с прибылью) предприятия в 2009 году приблизился к одному миллиарду рублей.
В общем, общественность уверили, что «Российские коммунальные сети» принесут с собой благо. Население информацию переварило и начало платить по счетам в «Байкальские сети». Между тем, коллектив «Водоканала» никуда не делся. И он с живым интересом наблюдал за реформой собственного предприятия, время от времени устраивая бузу.
На предприятии работает более тысячи человек — серьезный социальный фактор. Поэтому в декабре прошлого года гендиректор «Водоканала» Денис Авралов сообщал:
— Опыт работы в других городах предполагает перевод части персонала, который сегодня работает на «Водоканале», в компанию «Байкальские коммунальные системы». Процедура будет выполнена в соответствии с законодательством. Я, как генеральный директор, буду ее контролировать, чтобы не было никаких нарушений.
Между тем, 31-го декабря на «Водоканале» истек срок Коллективного договора, который под контролем профсоюзов регламентирует права и обязанности трудового коллектива. Нового договора пока нет, в том числе в связи с реформой предприятия. Коллективного договора в «Байкальских коммунальных сетях» тоже нет — пока не с кем заключать.
В январе 2011 года «Водоканал» начинает процедуру перехода работников в «Байкальские сети». Среди коллектива распространяется информация о том, что процедура займет год, процесс будет поэтапным. И сначала заберут менеджеров, инженеров и работников сбыта. Рабочие заволновались.
Опять же в январе, вне зависимости от заверений генерального директора «Водоканала», работникам предприятия было предложено не переводиться на новое место работы, а увольняться под обещание будущего трудоустройства. Это поставили непременным условием при приеме в «Байкальские коммунальные сети».
При переводе работника сохраняются все его социальные права с прежнего места работы вплоть до заработной платы и прочие радости. Подобные массовые переводы тысяч работников случались в Улан-Удэ на ЛВРЗ, ВСЖД и других предприятиях при смене собственника. Но при увольнении и новом трудоустройстве (как предложено «Водоканалом») работодатель может предложить сколь угодно меньшую зарплату, изменить по своему разумению условия труда и прочее.
К тому же, при таком кадровом решении у менеджмента предприятия появляются возможности фильтровать работников, прибывающих на «Байкальские сети», по лояльности, пригодности, стажу... Учитывая постоянное публичное недовольство коллектива «Водоканала» своим начальством, у последнего появились отличные возможности отрегулировать отношения в «Байкальских коммунальных сетях» еще на старте.
В общем, в конце января части работников «Водоканала» было предложено уволиться, что те и сделали. Что будет с остальными, вообще неясно. Профсоюзы тоже пока никак не вмешиваются в ситуацию.
На предприятии чрезвычайно нервная обстановка. Люди теперь вслух гадают, возьмут ли их в «Байкальские сети» и как это будет проведено юридически. Работники отказываются говорить в СМИ под своими фамилиями, боясь потерять работу. Неофициально, тем не менее, сообщают:
«Приказа о принятии людей в «Байкальские сети» пока нет. Временно они находятся в подвешенном состоянии. Люди увольнялись с «Водоканала» без каких либо гарантий, просто под обещание трудоустройства. Они не знали ни размер будущей зарплаты, ни положения об оплате труда. Естественно, в глаза не видели коллективного договора. На прошлой неделе будущих работников «Байкальских коммунальных систем» начали вызывать по несколько человек и знакомить с условиями договора, который составляли три человека из числа руководителей. Остальные работники никакого участия в обсуждении его условий не принимали».
В общем, в прокуратуру Бурятии уже поступило заявление о возможных нарушениях трудовых прав коллектива. Пока на «Водоканале» бурлит недопонимание между менеджментом и коллективом, этим решили воспользоваться политические партии.
КПРФ уже заявила о предоставлении бесплатных юристов всем желающим на «Водоканале» для отстаивания своих прав. Вполне вероятно, тема «Водоканала» появится в информационных сообщениях местного отделения партии. Это и называется «держать руку на пульсе» общественной жизни — впереди выборы, и трудовой конфликт на стратегическом городском предприятии вполне может стать серьезным политическим вопросом, сообщает «Номер один».