Михаил Овдин: Борьба с экологическим варварством – наша основная задача
Парк был создан в 1986 году постановлением правительства РСФСР на восточном побережье Байкала, к югу от Баргузинского заповедника. Таким образом, в этом году ему исполняется четверть века. Много это или мало для становления парка? Об этом и многом другом расказал директор Забайкальского национального парка Михаил Овдин. Директор - почти ровесник парка - в этом году ему исполнится 28 лет…
- 25 лет - это много или мало для парка, соответствующего требованиям ЮНЕСКО к особо охраняемым территориям?
- На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Парк является одним из немногих национальных парков России, которые полностью отвечают рекомендациям ЮНЕСКО, предъявляемым к этой категории особо охраняемых природных территорий: «уникальные, хорошо сохранившиеся природные экосистемы и ландшафты, расположенные на компактной территории, обладающей достаточно большой площадью». Стоит отметить, что несмотря на трудные условия перехода страны к рыночной экономике, сотрудникам парка удалось сохранить природные комплексы в первозданном виде и это наша главная заслуга.
Однако есть и свои минусы – в парке сегодня полностью отсутствует инфраструктура обслуживания посетителей, имеется лишь сеть слабо оборудованных туристических стоянок и две плавучие гостиницы на 45 мест. В то же время при соблюдении всех требований режима национального парка, продуманном размещении объектов туристической инфраструктуры, сети троп и объектов показа, территория национального парка имеет большой потенциал по организации приема и обслуживания посетителей с минимальным воздействием на природу. Посещение национального парка возможно практически круглый год. В зависимости от времени года можно менять виды экскурсий.
- Выполняет ли парк свою основную задачу – сбережение уникальной природной среды и экологическое просвещение населения?
- Я думаю, да. В настоящее время штатная численность сотрудников составляет 64 человека, в том числе служба охраны – 32 человека. В целом охрана природных комплексов ФГУ «Забайкальский национальный парк» находится на удовлетворительном уровне. Контролем охвачена практически вся территория парка. Вахтовые сезонные контрольные посты позволяют решить проблему охраны на наиболее уязвимых участках. В настоящее время мы уделяем особое внимание организации улучшения взаимодействия со всеми уполномоченными природоохранными и правоохранительными органами для выявления и реального наказания нарушителей режима парка. Слабой нашей стороной, является недостаточная материально-техническая база. Хотя в текущем году нам поступило дополнительное финансирование из федерального бюджета по целевой программе и мы, надеюсь, несколько улучшим свое положение.
К основным успехам Забайкальского национального парка в области экологического просвещения, с нашей точки зрения, можно отнести работу с учащимися школ района и студентами. Что связано, во-первых, с тем, что это приоритетное направление работы отдела экологического просвещения на протяжении многих лет. Кроме того, зимой учащиеся - основная категория наших посетителей. Также мы постоянно работаем с детскими садами, пытаясь привить детям чувства любви и уважения к природе практически с пеленок. Также большим плюсом для нас может служить тот факт, что все работы по благоустройству троп и маршрутов ведутся волонтерами при реализации добровольческих проектов. Основные наши неудачи относятся к работе с местным взрослым населением, властью и СМИ. Мы, конечно, стараемся переломить эту неприятную тенденцию. Борьба с экологическим варварством наша основная задача.
- Какими вы видите перспективы развития национального парка?
- Пока развитие парка строилось на принципе строгого заповедования, то есть максимального ограничения развития туризма. Эта концепция, по-моему, себя не оправдала. Понятие «Парк дикой природы» - это больше имидж и не стоит воспринимать его буквально. Противоречивость задач национального парка заключается в том, чтобы сохранить для потомков образцы нетронутой природы и одновременно предоставить возможность людям беспрепятственно посещать наиболее интересные природные и историко-культурные объекты.
На отдельных участках мы планируем развивать широкомасштабный туризм с привлечением крупных инвесторов. Решение задачи создания современной рекреационной инфраструктуры в свою очередь поможет многократно повысить рекреационную емкость территории. Развитие мы будем осуществлять только в тех местах, где природные комплексы устойчивы к воздействию человека, то есть в местах традиционного проживания местного населения. В свою очередь, средства полученные от этого, будем направлять на развитие экологического туризма, который, кстати, является низкорентабельным и высокозатратным. В свете перехода нашей страны на инновационный путь развития я считаю, что развитие туризма на особо охраняемых природных территориях также должно носить диверсифицированный характер, то есть быть разнообразным.
Нельзя забывать, что парк живет за счет средств федерального бюджета, говоря прямо - за счет денег налогоплательщиков и это накладывает особые требования к нашей работе. Стратегия всеобщих запретов, по моему мнению является пассивной позицией, и я не являюсь ее сторонником. Возлагая задачи развития туризма на парк, я рискую навлечь на себя критику традиционной школы «заповедования», но думаю что «овчинка стоит выделки».
- Но развитие массового туризма может нанести значительный ущерб хрупкой природной среде Байкала и его береговой черты, горных массивов, реликтовой тайги, болот и в общем водной системе парка?
- Как я уже говорил, развитие массового туризма в условиях ранимой природы Байкальской природной территории нужно вести очень продуманно, с учетом всех факторов. Мы планируем это делать с учетом поляризации, то есть выделить полюса развития широкомасштабного туризма и экологического туризма. В частности развитие широкомасштабного туризма мы планируем привязать к существующим на территории парка населенным пунктам. Это Монахово, Катунь, Курбулик, местностям Глинка, Большой Чивыркуй и использовать их как плацдарм для развития экологического туризма. Именно от этих мест будет пролегать сеть обустроенных экологических троп и маршрутов. Также нужно отметить, что в парке выделены заповедная и особоохраняемая зоны, охватывающие наиболее ценные природные комплексы – там законом запрещено строительство центров обслуживания посетителей. Соблюдение всех этих факторов позволит максимально эффективно использовать природные ресурсы парка и в тоже время сохранить природные комплексы в первозданном виде.
- Существуют ли проблемы, связанные с посещением Ушканьих островов?. Ведь там расположено уникальное лежбище байкальского эндемика – нерпы? При этом, почти все турфирмы, работающие в регионе предлагают организацию их посещения…
- К сожалению, проблемы есть. Острова находятся в заповедной зоне и фактически их посещение запрещено, так же есть постановление правительства РФ запрещающее движение судов в трехкилометровой зоне вокруг лежбищ нерпы. До настоящего времени парком практиковалось проведение ограниченных экскурсий на островах, но проверка Восточно-Байкальской природоохранной прокуратуры выявила их несоответствие действующему законодательству. Для решения этого вопроса мы направили в минприроды РФ проект внесения изменений в Положение о парке, с просьбой перевести остров Тонкий в особоохраняемую зону, что позволило бы обеспечить законность проведения эколого-познавательных экскурсий. Сейчас этот проект находится на рассмотрении.
- Сколько туристических маршрутов, экологических троп на территории и какова динамика посещаемости парка?
Сегодня по национальному парку проложено пять пеших и два водных туристических маршрута различной степени сложности. Динамика количества посетителей на территории парка за последние три года, показывает ее относительную стабильность, с устойчивой тенденцией к росту. Сейчас эта цифра приближается к 20-ти тысячам человек в год.
- Есть ли у парка спонсоры? Финансирование из бюджетов ведь в последние годы велось зачастую по остаточному принципу – лишь бы выжили?
- Да есть у парка меценаты. Наиболее активную позицию в этом отношении занимает продовольственная компания «Титан» в лице ее генерального директора Вадима Бредний. Вадим Витальевич активно помогает парку в реализации многих проектов, в частности, он помог нам приобрести для службы охраны снегоход «Буран», помогает издавать полиграфическую продукцию. Он не понаслышке знает проблемы парка и зачастую оказывает всевозможную помощь, сообщает «Молодежь Бурятии».