Эксперт: Публичные слушания в Бурятии по монгольским ГЭС - победа лично Путина
В Бурятии стартовали общественные слушания по проектам строительства гидростанций на реке Селенге и ее притоках в соседней Монголии
По мнению независимого эксперта по вопросам развития гидроэнергетики Артура Алибекова, разработчикам проектов предстоит убедительно ответить на все опасения местных жителей, экологов и ученых, уверенных, что строительство ГЭС «Шурен» и «Орхон» нанесёт непоправимый ущерб окружающей среде, экосистеме озера Байкал и социальной обстановке. И если они не смогут сделать этого — отказаться от проектов, сообщает «Лента.Ру».
Прямая угроза
Сам факт проведения слушаний — победа российской экологической общественности и лично президента Владимира Путина, поднявшего вопрос воздействия проектируемых ГЭС на Байкал в ходе встречи со своим монгольским коллегой летом 2016 года, считает эксперт. До этого монгольская сторона вообще не планировала учитывать мнение России.
Россия последовательно доказывает, что ГЭС в бассейне Селенги, обеспечивающей порядка 50 процентов притока в Байкал, несут прямую угрозу для экосистемы уникального озера, объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Столь ценного и уникального водоема в нижнем бьефе нет, наверное, ни у одного гидроэнергетического проекта в мире.
При этом Россия в вопросе монгольских ГЭС демонстрирует, пожалуй, максимальную тактичность и дипломатичность. Усилия нашей страны подчеркнуто направлены на поиск альтернативных вариантов и дружелюбно-мирное разрешение возможных разногласий. Россия выглядит даже избыточно спокойной, если вспомнить, как вели себя в подобных ситуациях Индия, Пакистан, Израиль и другие страны. Египет, например, под угрозой военных действий препятствует строительству Эфиопией плотин в верхнем течении Нила.
Монголия старается обеспечить потребности своей энергосистемы, стремясь снизить затраты на импорт электроэнергии, в том числе и из России. Поэтому очевидная альтернатива — это снижение тарифов на экспортируемое электричество. И фактически это уже произошло с 1 января 2017 года за счет изменений на оптовом рынке электроэнергии в Сибири. Потенциал поставок из Сибири, по данным Минэнерго России, превышает 400 миллионов киловатт-часов ежегодно, более 10 процентов от общего потребления Монголии. Кроме того, Монголия закупает энергию у Китая. Целесообразно учитывать возможности соседних связанных энергосистем и вести переговоры о взаимовыгодном компромиссе в качестве альтернативы. Тем более что потенциал переговорного процесса не исчерпан.
Альтернативы
Есть и другие варианты. Например, «Росатом» реализует проекты строительства АЭС по всему миру, у компании есть типовые решения для объектов генерации, способных обеспечить конкурентоспособность и рентабельность. Вызывает удивление, что Монголия не рассматривает данную альтернативу — ведь недра страны располагают немалыми запасами урана.
Также удивляет, что Монголия не ведёт активных переговоров об участии в масштабном инфраструктурном проекте, реализуемом прямо у ее границ — газопроводе «Сила Сибири». От поселка Чикан, рядом с которым планируется освоение Ковыткинского газового месторождения, до Улан-Батора всего около 1000 км. А при строительстве газопровода от Ковыкты до Иркутска длина трубы до Улан-Батора уменьшается примерно до 600 км, причем половина может пройти по территории России.
Очевидно, что приход в Монголию газа открыл бы огромные перспективы для модернизации энергетики, газификации жилых домов и транспорта, создания новых производств, например, газохимических. Это улучшило бы и экологическую обстановку в Улан-Баторе, который буквально задыхается из-за массового сжигания угля. Если Монголия включится в переговорный процесс по газопроводу, то может стать страной-транзитером газа в Китай. А это дополнительные доходы в бюджет. Это не только решило бы энергетические проблемы Монголии, но и придало импульс всей экономике страны, находящейся на грани дефолта. При этом для Байкала не возникло бы новых угроз и рисков, а газ мог прийти также в Бурятию и Иркутскую область.
Кто должен начать переговоры
Если же взглянуть на альтернативы, которые могут быть реализованы без участия России, то они прежде всего связаны с использованием потенциала Монголии в сегменте солнечной и ветровой генерации. Развитие возобновляемой энергетики соответствует принципам устойчивого развития и Парижского климатического соглашения, подписанного Монголией. А близость Китая, где сосредоточены основные производства солнечных панелей и где в целом сектор ВИЭ развивается самыми быстрыми темпами в мире, позволяет снизить потенциальные затраты для реализации проектов тех же солнечных станций.
Наконец, реальная альтернатива строительству любой новой генерации лежит в сфере энергоэффективности. Монгольская теплогенерация построена преимущественно в советский период, и ее фонды изношены, ей присущи недопустимо высокий расход топлива и потери в электросетях. Модернизация действующих ТЭЦ и сетей может значительно снизить или даже полностью нивелировать необходимость импорта электроэнергии.
В настоящее время угольные станции центральной энергосистемы Монголии способны работать только в базовом режиме, пиковые нагрузки покрываются преимущественно за счет импорта. И строительство ГЭС как наиболее высокоманевренных мощностей позиционируется именно как способ покрытия пиковых нагрузок. Однако и вопросе маневренных мощностей есть безопасные для Байкала альтернативы. Во-первых, гидроаккумулирующая электростанция, аналогичная Загорской ГАЭС в России. Такие объекты способны аккумулировать избытки электроэнергии путем включения в работу ГАЭС в насосном режиме и покрытия пиков энергопотребления путем сброса аккумулированной воды в нижний бассейн. Во-вторых, Монголия может строить ГЭС в других бассейнах, не питающих озеро Байкал. Например, на реке Керулен.
В любом случае альтернатив достаточно много. Все ограничивается лишь желанием монгольской стороны их рассматривать. И именно монгольская сторона, по идее, должна быть инициатором переговоров по детальному рассмотрению вариантов решения своих внутренних проблем.
По мнению независимого эксперта по вопросам развития гидроэнергетики Артура Алибекова, разработчикам проектов предстоит убедительно ответить на все опасения местных жителей, экологов и ученых, уверенных, что строительство ГЭС «Шурен» и «Орхон» нанесёт непоправимый ущерб окружающей среде, экосистеме озера Байкал и социальной обстановке. И если они не смогут сделать этого — отказаться от проектов, сообщает «Лента.Ру».
Прямая угроза
Сам факт проведения слушаний — победа российской экологической общественности и лично президента Владимира Путина, поднявшего вопрос воздействия проектируемых ГЭС на Байкал в ходе встречи со своим монгольским коллегой летом 2016 года, считает эксперт. До этого монгольская сторона вообще не планировала учитывать мнение России.
Россия последовательно доказывает, что ГЭС в бассейне Селенги, обеспечивающей порядка 50 процентов притока в Байкал, несут прямую угрозу для экосистемы уникального озера, объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Столь ценного и уникального водоема в нижнем бьефе нет, наверное, ни у одного гидроэнергетического проекта в мире.
При этом Россия в вопросе монгольских ГЭС демонстрирует, пожалуй, максимальную тактичность и дипломатичность. Усилия нашей страны подчеркнуто направлены на поиск альтернативных вариантов и дружелюбно-мирное разрешение возможных разногласий. Россия выглядит даже избыточно спокойной, если вспомнить, как вели себя в подобных ситуациях Индия, Пакистан, Израиль и другие страны. Египет, например, под угрозой военных действий препятствует строительству Эфиопией плотин в верхнем течении Нила.
Монголия старается обеспечить потребности своей энергосистемы, стремясь снизить затраты на импорт электроэнергии, в том числе и из России. Поэтому очевидная альтернатива — это снижение тарифов на экспортируемое электричество. И фактически это уже произошло с 1 января 2017 года за счет изменений на оптовом рынке электроэнергии в Сибири. Потенциал поставок из Сибири, по данным Минэнерго России, превышает 400 миллионов киловатт-часов ежегодно, более 10 процентов от общего потребления Монголии. Кроме того, Монголия закупает энергию у Китая. Целесообразно учитывать возможности соседних связанных энергосистем и вести переговоры о взаимовыгодном компромиссе в качестве альтернативы. Тем более что потенциал переговорного процесса не исчерпан.
Альтернативы
Есть и другие варианты. Например, «Росатом» реализует проекты строительства АЭС по всему миру, у компании есть типовые решения для объектов генерации, способных обеспечить конкурентоспособность и рентабельность. Вызывает удивление, что Монголия не рассматривает данную альтернативу — ведь недра страны располагают немалыми запасами урана.
Также удивляет, что Монголия не ведёт активных переговоров об участии в масштабном инфраструктурном проекте, реализуемом прямо у ее границ — газопроводе «Сила Сибири». От поселка Чикан, рядом с которым планируется освоение Ковыткинского газового месторождения, до Улан-Батора всего около 1000 км. А при строительстве газопровода от Ковыкты до Иркутска длина трубы до Улан-Батора уменьшается примерно до 600 км, причем половина может пройти по территории России.
Очевидно, что приход в Монголию газа открыл бы огромные перспективы для модернизации энергетики, газификации жилых домов и транспорта, создания новых производств, например, газохимических. Это улучшило бы и экологическую обстановку в Улан-Баторе, который буквально задыхается из-за массового сжигания угля. Если Монголия включится в переговорный процесс по газопроводу, то может стать страной-транзитером газа в Китай. А это дополнительные доходы в бюджет. Это не только решило бы энергетические проблемы Монголии, но и придало импульс всей экономике страны, находящейся на грани дефолта. При этом для Байкала не возникло бы новых угроз и рисков, а газ мог прийти также в Бурятию и Иркутскую область.
Кто должен начать переговоры
Если же взглянуть на альтернативы, которые могут быть реализованы без участия России, то они прежде всего связаны с использованием потенциала Монголии в сегменте солнечной и ветровой генерации. Развитие возобновляемой энергетики соответствует принципам устойчивого развития и Парижского климатического соглашения, подписанного Монголией. А близость Китая, где сосредоточены основные производства солнечных панелей и где в целом сектор ВИЭ развивается самыми быстрыми темпами в мире, позволяет снизить потенциальные затраты для реализации проектов тех же солнечных станций.
Наконец, реальная альтернатива строительству любой новой генерации лежит в сфере энергоэффективности. Монгольская теплогенерация построена преимущественно в советский период, и ее фонды изношены, ей присущи недопустимо высокий расход топлива и потери в электросетях. Модернизация действующих ТЭЦ и сетей может значительно снизить или даже полностью нивелировать необходимость импорта электроэнергии.
В настоящее время угольные станции центральной энергосистемы Монголии способны работать только в базовом режиме, пиковые нагрузки покрываются преимущественно за счет импорта. И строительство ГЭС как наиболее высокоманевренных мощностей позиционируется именно как способ покрытия пиковых нагрузок. Однако и вопросе маневренных мощностей есть безопасные для Байкала альтернативы. Во-первых, гидроаккумулирующая электростанция, аналогичная Загорской ГАЭС в России. Такие объекты способны аккумулировать избытки электроэнергии путем включения в работу ГАЭС в насосном режиме и покрытия пиков энергопотребления путем сброса аккумулированной воды в нижний бассейн. Во-вторых, Монголия может строить ГЭС в других бассейнах, не питающих озеро Байкал. Например, на реке Керулен.
В любом случае альтернатив достаточно много. Все ограничивается лишь желанием монгольской стороны их рассматривать. И именно монгольская сторона, по идее, должна быть инициатором переговоров по детальному рассмотрению вариантов решения своих внутренних проблем.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 15.11.2024
На слушаниях затронут обустройство стационарного электрического освещения и тротуаров на трассе «Байкал»
Общество, 15.11.2024
Это благодаря тому, что Закаменск - активный участник и трижды финалист федеральных конкурсов по созданию комфортной городской среды