В Улан-Удэ участники Байкальского образовательного форума обсудили критерии качества образования
Как заявили специалисты института проблем образовательной политики «Эврика» сейчас в России происходит «шлифовка» тех реформ и проектов в образовании, которые были созданы в последние годы: это и реализация комплексного проекта модернизации образования, создание автономных учреждений в сфере образования и другое.
По мнению заместителя директора «Эврики» Романа Селюкова, в настоящее время существует три ключевых тренда государственной политики: направление на саморегулирование в сфере образования, изменение представлений о критериях качества образования, а также становление института внешнего заказчика сфере образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт – некая рамка, а не как было ранее - избыточный или исчерпывающий перечень содержания обучения. Понятно, что нарастающий вал информации, которой надо овладевать любому культурному человеку, невозможно поместить в достаточно ограниченный учебный план. В этой связи новые стандарты принимались как рамочный документ, который фактически передает инициативу определения содержания образования самим образовательным учреждениям и местному сообществу. В этом основная идея саморегулирования, - считает Роман Селюков.
Однако еще более актуальной проблемой на сегодняшний день эксперты считают вопрос о критериях качества образования и то, что у общества в целом сложилось мнение, касающееся того, что должен получить ребенок в школе.
- Что нужно родителям? Хорошие знания – чтобы ребенок поступил в институт. Затем безопасность, здоровье. И, наконец, комфорт пребывания ребенка в школе, вот и все, - говорит Роман Селюков.
В результате такого общественного заказа ребенок и получает то, чего хотят родители – овладевает автоматически некоторыми знаниями, заучивает механически то, что нужно. В качестве примера эксперты приводят такой пример: что лучше выучить таблицу умножения механически, методом натаскивания или понять саму логику таблицы и овладеть теми же самыми знаниями осмысленно?
- Должна ли школа давать и учить ребенка неким автоматическим, автоматизированным действиям? Или помимо этого, могут быть еще и другие результаты? Например, развитие мышления. Что в оплате было бы дороже? Конечно, развитие мышления. Но самое страшное, что этого нам никто не заказывает, а значит и других результатов в образовании ждать не приходиться, - говорят специалисты института «Эврика».