В Иркутске презентовали «Мифы и легенды бурятского народа»
Общество,
17.10.2017 17:01.
Иркутску представили книгу «Мифы и легенды бурятского народа»
Презентацию книги авторы – главный редактор портала «Asia Russia Daily» Сергей Басаев и главный редактор газет «Новая Бурятия» и «Байкальская правда» Тимур Дугаржапов – провели 11 октября в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского, сообщает «БайкалИнформ».
Тимур Дугаржапов рассказал, что эта книга, помимо мифов и легенд, построена и на научных фактах. Например, авторы изучали рукописные фонды Бурятского научного центра СО РАН, где многие материалы даже и не издавались еще ни разу. Кроме того, Сергей Басаев при написании книги основывался на своем диссертационном исследовании, так и не представленном к защите и посвященном шаманизму бурят.
– Эта диссертация, с которой Сергей меня познакомил, заинтересовала меня тем, что там была представлена очень стройная концепция божественного у бурят, – поделился Тимур Дугаржапов.
Кстати, сам Сергей Басаев эту традиционную добуддийскую религию предпочитает называть не шаманизмом, а боо-тэнгэризмом: от «боо» – «священнослужитель, шаман» и «тэнгэри» – «Небесный Бог». По словам журналиста и исследователя, суть этой религии заключается в поклонении богу неба.
– Мы хотим показать, что эта религия не ограничивается шаманскими практиками и первобытными культами, а относится к типу национально-государственных. Ей присущи многие их признаки – институт священнослужителей, политеизм, другие. Кстати, в эпоху Чингисхана она и была у бурят-монголов государственной, – отметил Сергей Басаев.
Идея написать книгу о мифах бурят принадлежит Тимуру Дугаржапову.
– Я однажды начал сравнивать одиночные изданные эпосы и понял, что такого собрания мифов, как например, у древних греков, у бурят нет. Хотя их мифология, наверное, самая изощренная, это отмечают разные авторы. Поэтому я решил собрать в одно издание хотя бы основные легенды. Я их собрал, обработал литературно, Сергей Басаев написал послесловие, где подробно остановился на современном шаманизме, рассказал о нем с научной точки зрения, – сказал Тимур Дугаржапов.
По его словам, сборник будет расширяться и дополняться – в нынешнее издание, например, не вошли мифы о Белом Старце и о других героях. Также в антологию предполагается включить и буддийские мифы.
Кстати, авторы книги отметили, что в наиболее чистом виде шаманизм и сопутствующая ему мифология сохранились у западных бурят, живущих в Иркутской области. У восточных – жителей, собственно, Бурятии, а также Забайкалья и Монголии – эти верования смешались с буддизмом, который их практически вытеснил.
Презентацию книги авторы – главный редактор портала «Asia Russia Daily» Сергей Басаев и главный редактор газет «Новая Бурятия» и «Байкальская правда» Тимур Дугаржапов – провели 11 октября в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского, сообщает «БайкалИнформ».
Тимур Дугаржапов рассказал, что эта книга, помимо мифов и легенд, построена и на научных фактах. Например, авторы изучали рукописные фонды Бурятского научного центра СО РАН, где многие материалы даже и не издавались еще ни разу. Кроме того, Сергей Басаев при написании книги основывался на своем диссертационном исследовании, так и не представленном к защите и посвященном шаманизму бурят.
– Эта диссертация, с которой Сергей меня познакомил, заинтересовала меня тем, что там была представлена очень стройная концепция божественного у бурят, – поделился Тимур Дугаржапов.
Кстати, сам Сергей Басаев эту традиционную добуддийскую религию предпочитает называть не шаманизмом, а боо-тэнгэризмом: от «боо» – «священнослужитель, шаман» и «тэнгэри» – «Небесный Бог». По словам журналиста и исследователя, суть этой религии заключается в поклонении богу неба.
– Мы хотим показать, что эта религия не ограничивается шаманскими практиками и первобытными культами, а относится к типу национально-государственных. Ей присущи многие их признаки – институт священнослужителей, политеизм, другие. Кстати, в эпоху Чингисхана она и была у бурят-монголов государственной, – отметил Сергей Басаев.
Идея написать книгу о мифах бурят принадлежит Тимуру Дугаржапову.
– Я однажды начал сравнивать одиночные изданные эпосы и понял, что такого собрания мифов, как например, у древних греков, у бурят нет. Хотя их мифология, наверное, самая изощренная, это отмечают разные авторы. Поэтому я решил собрать в одно издание хотя бы основные легенды. Я их собрал, обработал литературно, Сергей Басаев написал послесловие, где подробно остановился на современном шаманизме, рассказал о нем с научной точки зрения, – сказал Тимур Дугаржапов.
По его словам, сборник будет расширяться и дополняться – в нынешнее издание, например, не вошли мифы о Белом Старце и о других героях. Также в антологию предполагается включить и буддийские мифы.
Кстати, авторы книги отметили, что в наиболее чистом виде шаманизм и сопутствующая ему мифология сохранились у западных бурят, живущих в Иркутской области. У восточных – жителей, собственно, Бурятии, а также Забайкалья и Монголии – эти верования смешались с буддизмом, который их практически вытеснил.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.