Буддийский учитель: «Итигэлов встанет, когда придет Будда Майтрейя»
Буддийский учитель Лхарамба Лубсан Хайдуб Багша покидает Бурятию, получив назначение Далай-ламы в Тибет. Перед отъездом он дал большое интервью
В начале октября Его Святейшество Далай Ламой XIV назначил Лхарамба Лубсан Хайдуб Багшу, который сейчас работает в Иволгинском дацане, в тантрический дацан Гьюто (Тибет). Он будет ответственным по отправлению ритуалов, соржо ламой, а в следующие три года настоятелем тибетского монастыря, сообщает пресс-служба Сангхи России.
- Новость об отъезде нашего уважаемого Лхарамба Багшу, всколыхнула не только весь Иволгинский дацан, но и множество верующих, привыкших к теплоте и доброте сердца Учителя, его постоянному присутствию в Иволгинском дацане и возможности в любой момент зайти к нему на прием, получить его общение и благословение, - отмечают в Сангхе.
В Сангхе подчернули, что Лубсан Хайдуб Багша все годы работы в Бурятии «оставался верен своему предназначению преподавателя, Учителя». Несмотря на настойчивые приглашения и просьбы переехать в город, он всегда жил в дацане. Также Лхарамба Багша не поддался модным тенденциям создавать в Улан-Удэ и в других городах России собственные Дхарма-центры, добавил в Сангхе.
Недавно он дал большое интервью, переводчиком выступил ректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Геше Дымбрыл Дашибалданов.
- Уважаемый Лхарамба Багша, немалая часть вашей жизни связана с Бурятией, с Иволгинским дацаном, а также и рядом других дацанов Сангхи России, где вы принимали участие в проведении важнейших ритуалов освящения тех или иных объектов почитания верующих, с историей возрождения буддийской традиционной философской школы России в постсоветский период, а также становления в целом профессионального буддийского духовного образования в Бурятии…
- Впервые я приехал в Иволгинский дацан по приглашению Главы Сангхи России, Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева в 1998 г., по направлению Гоман дацана в качестве преподавателя философского факультета Буддийского университета «Даши Чойнхорлин». Работал здесь до 2002 г.
В 2002 г. меня назначили на должность Гэбгы ламы - смотрителя за порядком и дисциплиной в тантрическом дацане Гьюто, куда сейчас я снова вынужден вернуться. По окончании оговоренного срока служения в Гьюто меня сразу же пригласили в мой родной Ладакх, в монастырь Карша, где я был избран его настоятелем.
Таким образом, с момента отъезда из Иволгинского дацана в первый раз и до моего возвращения вновь прошло девять лет.
В 2011 г. по приглашению Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева я вернулся в Иволгинский дацан и продолжил свою преподавательскую деятельность. Но на этот раз мне было поручено, кроме того, ещё и быть официальным представителем Гоман дацана в Сангхе России. Эти обязанности имели своей целью укрепить сотрудничество крупнейшего в мире буддийского университета-монастыря традиции Гелуг с Сангхой России. Известно, что большое количество хувараков из Бурятии успешно обучается в Гоман дацане и достойно представляет свою родину.
- Уважаемый Лхарамба Багша, вы много лет живете в Бурятии, каждый день общаетесь со студентами старших курсов и преподавателями Буддийского университета, а также с верующими, прихожанами разных дацанов Сангхи России. Что вы можете сказать о буддизме в Бурятии на современном этапе?
- Безусловно, и это общеизвестно, в годы советской власти буддизм в Бурятии и не только в Бурятии находился в состоянии очень сильного упадка. Но, начиная с 90-х годов прошлого столетия, Учение Будды, в частности в Бурятии, начало свой долгожданный, пусть даже очень медленный, но подъем.
У буддизма Бурятии великая история, как центра традиционного буддизма России, начиная со II-й половины XVIII века. Поэтому возрождение ее исторических дацанов не могло не повлечь за собой возрождение веры, возрождение Дхармы. И на сегодняшний день я с уверенностью говорю, что за прошедшую четверть века в развитии буддизма в Бурятии, его прогресс очевиден. Я бы даже сказал, здесь колоссально все изменилось, в частности, в Иволгинском дацане.
- В год окончания вашего первого периода работы в Иволгинском дацане и вашего отъезда в Индию, в 2002 году, в Бурятии произошло событие, равного которому не было и нигде нет во всем мире – это феноменальное возвращение к человечеству XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова. Весь мир тогда замер в ожидании – что же произойдет дальше? Каким будет состояние Нетленного Тела Учителя после завершения его 75-летней подземной, так называемой, «темной» медитации, без доступа света и воздуха? Но проходили дни, недели, месяцы, годы наблюдений - Хамбо Лама Итигэлов продолжал и продолжает являть чудо сохранения нетленности своего тела, в доселе невиданном феноменальном состоянии. Более того, в год Вашего возвращения в Иволгинский дацан в 2011 году, Этигэлэй Хамба Лама через своего оракула Бимба ламу Доржиева стал даровать послания Дхармы уже ежедневно, систематично. И именно вы сказали фантастические слова о том, что Итигэлов встанет, когда придет Будда Майтрейя! А ведь Пятый Будда, согласно Канону, придет менее, чем через 2500 лет… Что вы можете сказать сегодня об Итигэлове по прошествии этих удивительных 15 лет его пребывания рядом с нами?
- Да, я говорил об этом, высказав как одну из своих версий о состоянии Хамбо Ламы Итигэлова, на одной из международных конференций по изучению его феномена – Хамбо Лама Итигэлов находится в одном из медитативных состояний, когда практик высочайшего уровня способен по своей воле управлять жизнью своего тела как комплекса грубого, физического тела в его единстве с тонким и тончайшим сознанием.
В этом состоянии практик останавливает действие своих органов чувств и не только, пребывая в особо тонком состоянии ума. И в этом состоянии он может находиться очень и очень долго. Возвращение же в мир грубых проявлений и действий органов чувств зависит от действия луча Будды, который к нему придет и пробудит от этого медитативного созерцания.
Как нам всем известно, следующий Будда после Будды Шакьямуни, который снизойдет в этот мир, будет Будда Майтрейя. И именно он своим светом пробудит Учителя, и Хамбо Лама Этигэлов на этом закончит свою практику. То, что я вам изложил, является одним из моих предположений, версий.
Но Бодхисаттва ли он, или же практик, находящийся на какой-то определенной медитативной стадии, ступени, я с точностью сказать не могу. Но точно и достоверно то, что его состояние является ярким результатом его личной, очень большой буддийской практики – состояние тела, нетленность, нахождение в позе лотоса, без специальной поддержки, вот уже более 90 лет, активность тонкого сознания и так далее…
- Да, именно эти невероятные плоды его духовной практики более всего и заставляют некоторых людей странным образом утверждать, что «чуда нет», «в этом нет ничего удивительного», «да таких йогинов можно десятками и сотнями найти в Гималаях» и так далее…
- Те, кто говорит так, очень сильно ошибаются. Те же, кто считает, что таких случаев много, так же заблуждаются. Я могу достоверно сказать, что подобных достижений, как у Хамбо Ламы Итигэлова, во всем мире до сих пор нет, я такого не встречал. Иначе о них мы все давно уже узнали бы и знали бы.
Ну а насчет того, что таких личностей, находящихся в горах Гималаев в медитации, много, то все возможно. И если даже это так, то пока еще не было и нет случая, когда можно было бы прийти к этой личности и увидеть своими глазами результаты его достижений, подобные достижениям Хамбо Ламы Итигэлова. Так, как мы, например, можем это сделать, придя в Иволгинский дацан и увидеть своими глазами Досточтимого XII Пандито Хамбо Ламу Даша Доржо Итигэлова.
Последователи разных буддийских школ, может быть, и пребывают в каких-то медитативных практиках, но с уверенностью сказать, что этот человек, действительно, достиг определенного результата, лучше сказать, правильного результата, сказать очень сложно.
Поэтому желание принизить феномен Хамбо Ламы Итигэлова, принижать его недостижимое духовное совершенство, отрицать феноменальность его состояния - это большая ошибка!
Следовательно, феномен Итигэлова – единственный в мире.
И те люди, которые приезжают к нему за благословением из разных стран мира, со всей России, поклоняясь Учителю, подавив в себе сомнения, гордыню и неверие в феномен, обретают величайшие добродетели. Те, кто приходит к Этигэлову с огромной верой, они, несомненно, получают все его высшие благословения.
- Уважаемый Лхарамба Багша, ваш отъезд для нас, и мы не можем скрыть этого, есть очень грустный факт… Что бы вы могли пожелать верующим Бурятии?
- Я очень долго здесь пребывал, уже привык к местным людям, у меня появилось много знакомых как среди лам, так и среди верующих, появилось много учеников. Пребывая с ними, мне всегда было очень хорошо. Со своей стороны, я очень старался быть полезным им, передать то, что я знаю. Старался принести помощь. И искренне хочу сказать сейчас, что мне тоже очень грустно, что я вынужден уехать…
Людям, у кого есть очень большая вера, а их здесь в Бурятии очень много, я желаю быть устремленными к познанию Учения Будды, к познанию осознанному, а потому глубокому. Желаю реализовать и реализовывать все то благое и полезное, что дает человечеству и индивидууму, в частности, Учение Будды. Не откладывая на потом, практиковать Дхарму каждый день, и через эту работу ума и сознания, в правильной мотивации, верующие сразу могут заметить, как они ежедневно и практически мгновенно получают плоды этих своих усилий, своих маленьких или больших побед над собой.
- А что Вы пожелаете Буддийской традиционной Сангхе России как организации, ламам и прихожанам наших дацанов?
- Сангха России под руководством Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева вот уже более 20 лет выполняет очень большую работу по возрождению здесь Учения Будды, а также вносит огромный вклад в духовно-культурное развитие бурятского народа, в возрождение традиционных духовных ценностей, и в этом деле одного только упорства Хамбо Ламы будет недостаточно.
Поэтому я хотел бы пожелать, чтобы все ламы, прихожане дацанов, верующие, последователи Учения Будды, друзья Дхармы все вместе помогали Хамбо Ламе в этом невероятно трудном, огромной значимости для всего народа, всей Бурятии, деле. Когда такая большая организация, как Сангха России, действует на благо народа, мне очень хотелось бы пожелать, чтобы сами буряты не оставались в стороне.
Ламам Сангхи России, преподавателям и студентам Буддийского университета я хочу пожелать, чтобы они не уменьшали усердия в изучении, понимании, познании Учения Будды. В известный период истории страны был большой упадок в практике, но сейчас созданы все условия и на этой земле идет восстановление практики изучения основ и глубинных истин Дхармы.
В наше время, когда люди все больше стали тянуться к духовности, а это весьма благоприятный знак современной эпохи, всем ламам очень важно прилагать максимум усилий в постижении Учения Будды, чтобы приносить как можно больше пользы обществу и каждому отдельно взятому человеку, обратившемуся к ним с любым вопросом.
Мы сейчас живем в такое время, когда верующим важно знать само Учение – что такое Три Драгоценности, закон причинно-следственных связей, что такое «Четыре Благородные Истины». И, опираясь на эти знания, знать, как вести себя в той или иной ситуации, то есть все делать правильно.
И я хотел бы призвать верующих к стремлению начать изучать, более подробно и тщательно изучать основы буддизма, его общие положения, и со знанием дела уже приходить к объекту своей веры, потому что плоды от такого осознанного и реализованного понимания Дхармы всегда зрелые. А это значит, что вы сможете быть в своей жизни успешным.
Напоследок Лхарамба Багша обещал: «Я обязательно приеду к вам через шесть лет».
В начале октября Его Святейшество Далай Ламой XIV назначил Лхарамба Лубсан Хайдуб Багшу, который сейчас работает в Иволгинском дацане, в тантрический дацан Гьюто (Тибет). Он будет ответственным по отправлению ритуалов, соржо ламой, а в следующие три года настоятелем тибетского монастыря, сообщает пресс-служба Сангхи России.
- Новость об отъезде нашего уважаемого Лхарамба Багшу, всколыхнула не только весь Иволгинский дацан, но и множество верующих, привыкших к теплоте и доброте сердца Учителя, его постоянному присутствию в Иволгинском дацане и возможности в любой момент зайти к нему на прием, получить его общение и благословение, - отмечают в Сангхе.
В Сангхе подчернули, что Лубсан Хайдуб Багша все годы работы в Бурятии «оставался верен своему предназначению преподавателя, Учителя». Несмотря на настойчивые приглашения и просьбы переехать в город, он всегда жил в дацане. Также Лхарамба Багша не поддался модным тенденциям создавать в Улан-Удэ и в других городах России собственные Дхарма-центры, добавил в Сангхе.
Недавно он дал большое интервью, переводчиком выступил ректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Геше Дымбрыл Дашибалданов.
- Уважаемый Лхарамба Багша, немалая часть вашей жизни связана с Бурятией, с Иволгинским дацаном, а также и рядом других дацанов Сангхи России, где вы принимали участие в проведении важнейших ритуалов освящения тех или иных объектов почитания верующих, с историей возрождения буддийской традиционной философской школы России в постсоветский период, а также становления в целом профессионального буддийского духовного образования в Бурятии…
- Впервые я приехал в Иволгинский дацан по приглашению Главы Сангхи России, Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева в 1998 г., по направлению Гоман дацана в качестве преподавателя философского факультета Буддийского университета «Даши Чойнхорлин». Работал здесь до 2002 г.
В 2002 г. меня назначили на должность Гэбгы ламы - смотрителя за порядком и дисциплиной в тантрическом дацане Гьюто, куда сейчас я снова вынужден вернуться. По окончании оговоренного срока служения в Гьюто меня сразу же пригласили в мой родной Ладакх, в монастырь Карша, где я был избран его настоятелем.
Таким образом, с момента отъезда из Иволгинского дацана в первый раз и до моего возвращения вновь прошло девять лет.
В 2011 г. по приглашению Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева я вернулся в Иволгинский дацан и продолжил свою преподавательскую деятельность. Но на этот раз мне было поручено, кроме того, ещё и быть официальным представителем Гоман дацана в Сангхе России. Эти обязанности имели своей целью укрепить сотрудничество крупнейшего в мире буддийского университета-монастыря традиции Гелуг с Сангхой России. Известно, что большое количество хувараков из Бурятии успешно обучается в Гоман дацане и достойно представляет свою родину.
- Уважаемый Лхарамба Багша, вы много лет живете в Бурятии, каждый день общаетесь со студентами старших курсов и преподавателями Буддийского университета, а также с верующими, прихожанами разных дацанов Сангхи России. Что вы можете сказать о буддизме в Бурятии на современном этапе?
- Безусловно, и это общеизвестно, в годы советской власти буддизм в Бурятии и не только в Бурятии находился в состоянии очень сильного упадка. Но, начиная с 90-х годов прошлого столетия, Учение Будды, в частности в Бурятии, начало свой долгожданный, пусть даже очень медленный, но подъем.
У буддизма Бурятии великая история, как центра традиционного буддизма России, начиная со II-й половины XVIII века. Поэтому возрождение ее исторических дацанов не могло не повлечь за собой возрождение веры, возрождение Дхармы. И на сегодняшний день я с уверенностью говорю, что за прошедшую четверть века в развитии буддизма в Бурятии, его прогресс очевиден. Я бы даже сказал, здесь колоссально все изменилось, в частности, в Иволгинском дацане.
- В год окончания вашего первого периода работы в Иволгинском дацане и вашего отъезда в Индию, в 2002 году, в Бурятии произошло событие, равного которому не было и нигде нет во всем мире – это феноменальное возвращение к человечеству XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова. Весь мир тогда замер в ожидании – что же произойдет дальше? Каким будет состояние Нетленного Тела Учителя после завершения его 75-летней подземной, так называемой, «темной» медитации, без доступа света и воздуха? Но проходили дни, недели, месяцы, годы наблюдений - Хамбо Лама Итигэлов продолжал и продолжает являть чудо сохранения нетленности своего тела, в доселе невиданном феноменальном состоянии. Более того, в год Вашего возвращения в Иволгинский дацан в 2011 году, Этигэлэй Хамба Лама через своего оракула Бимба ламу Доржиева стал даровать послания Дхармы уже ежедневно, систематично. И именно вы сказали фантастические слова о том, что Итигэлов встанет, когда придет Будда Майтрейя! А ведь Пятый Будда, согласно Канону, придет менее, чем через 2500 лет… Что вы можете сказать сегодня об Итигэлове по прошествии этих удивительных 15 лет его пребывания рядом с нами?
- Да, я говорил об этом, высказав как одну из своих версий о состоянии Хамбо Ламы Итигэлова, на одной из международных конференций по изучению его феномена – Хамбо Лама Итигэлов находится в одном из медитативных состояний, когда практик высочайшего уровня способен по своей воле управлять жизнью своего тела как комплекса грубого, физического тела в его единстве с тонким и тончайшим сознанием.
В этом состоянии практик останавливает действие своих органов чувств и не только, пребывая в особо тонком состоянии ума. И в этом состоянии он может находиться очень и очень долго. Возвращение же в мир грубых проявлений и действий органов чувств зависит от действия луча Будды, который к нему придет и пробудит от этого медитативного созерцания.
Как нам всем известно, следующий Будда после Будды Шакьямуни, который снизойдет в этот мир, будет Будда Майтрейя. И именно он своим светом пробудит Учителя, и Хамбо Лама Этигэлов на этом закончит свою практику. То, что я вам изложил, является одним из моих предположений, версий.
Но Бодхисаттва ли он, или же практик, находящийся на какой-то определенной медитативной стадии, ступени, я с точностью сказать не могу. Но точно и достоверно то, что его состояние является ярким результатом его личной, очень большой буддийской практики – состояние тела, нетленность, нахождение в позе лотоса, без специальной поддержки, вот уже более 90 лет, активность тонкого сознания и так далее…
- Да, именно эти невероятные плоды его духовной практики более всего и заставляют некоторых людей странным образом утверждать, что «чуда нет», «в этом нет ничего удивительного», «да таких йогинов можно десятками и сотнями найти в Гималаях» и так далее…
- Те, кто говорит так, очень сильно ошибаются. Те же, кто считает, что таких случаев много, так же заблуждаются. Я могу достоверно сказать, что подобных достижений, как у Хамбо Ламы Итигэлова, во всем мире до сих пор нет, я такого не встречал. Иначе о них мы все давно уже узнали бы и знали бы.
Ну а насчет того, что таких личностей, находящихся в горах Гималаев в медитации, много, то все возможно. И если даже это так, то пока еще не было и нет случая, когда можно было бы прийти к этой личности и увидеть своими глазами результаты его достижений, подобные достижениям Хамбо Ламы Итигэлова. Так, как мы, например, можем это сделать, придя в Иволгинский дацан и увидеть своими глазами Досточтимого XII Пандито Хамбо Ламу Даша Доржо Итигэлова.
Последователи разных буддийских школ, может быть, и пребывают в каких-то медитативных практиках, но с уверенностью сказать, что этот человек, действительно, достиг определенного результата, лучше сказать, правильного результата, сказать очень сложно.
Поэтому желание принизить феномен Хамбо Ламы Итигэлова, принижать его недостижимое духовное совершенство, отрицать феноменальность его состояния - это большая ошибка!
Следовательно, феномен Итигэлова – единственный в мире.
И те люди, которые приезжают к нему за благословением из разных стран мира, со всей России, поклоняясь Учителю, подавив в себе сомнения, гордыню и неверие в феномен, обретают величайшие добродетели. Те, кто приходит к Этигэлову с огромной верой, они, несомненно, получают все его высшие благословения.
- Уважаемый Лхарамба Багша, ваш отъезд для нас, и мы не можем скрыть этого, есть очень грустный факт… Что бы вы могли пожелать верующим Бурятии?
- Я очень долго здесь пребывал, уже привык к местным людям, у меня появилось много знакомых как среди лам, так и среди верующих, появилось много учеников. Пребывая с ними, мне всегда было очень хорошо. Со своей стороны, я очень старался быть полезным им, передать то, что я знаю. Старался принести помощь. И искренне хочу сказать сейчас, что мне тоже очень грустно, что я вынужден уехать…
Людям, у кого есть очень большая вера, а их здесь в Бурятии очень много, я желаю быть устремленными к познанию Учения Будды, к познанию осознанному, а потому глубокому. Желаю реализовать и реализовывать все то благое и полезное, что дает человечеству и индивидууму, в частности, Учение Будды. Не откладывая на потом, практиковать Дхарму каждый день, и через эту работу ума и сознания, в правильной мотивации, верующие сразу могут заметить, как они ежедневно и практически мгновенно получают плоды этих своих усилий, своих маленьких или больших побед над собой.
- А что Вы пожелаете Буддийской традиционной Сангхе России как организации, ламам и прихожанам наших дацанов?
- Сангха России под руководством Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева вот уже более 20 лет выполняет очень большую работу по возрождению здесь Учения Будды, а также вносит огромный вклад в духовно-культурное развитие бурятского народа, в возрождение традиционных духовных ценностей, и в этом деле одного только упорства Хамбо Ламы будет недостаточно.
Поэтому я хотел бы пожелать, чтобы все ламы, прихожане дацанов, верующие, последователи Учения Будды, друзья Дхармы все вместе помогали Хамбо Ламе в этом невероятно трудном, огромной значимости для всего народа, всей Бурятии, деле. Когда такая большая организация, как Сангха России, действует на благо народа, мне очень хотелось бы пожелать, чтобы сами буряты не оставались в стороне.
Ламам Сангхи России, преподавателям и студентам Буддийского университета я хочу пожелать, чтобы они не уменьшали усердия в изучении, понимании, познании Учения Будды. В известный период истории страны был большой упадок в практике, но сейчас созданы все условия и на этой земле идет восстановление практики изучения основ и глубинных истин Дхармы.
В наше время, когда люди все больше стали тянуться к духовности, а это весьма благоприятный знак современной эпохи, всем ламам очень важно прилагать максимум усилий в постижении Учения Будды, чтобы приносить как можно больше пользы обществу и каждому отдельно взятому человеку, обратившемуся к ним с любым вопросом.
Мы сейчас живем в такое время, когда верующим важно знать само Учение – что такое Три Драгоценности, закон причинно-следственных связей, что такое «Четыре Благородные Истины». И, опираясь на эти знания, знать, как вести себя в той или иной ситуации, то есть все делать правильно.
И я хотел бы призвать верующих к стремлению начать изучать, более подробно и тщательно изучать основы буддизма, его общие положения, и со знанием дела уже приходить к объекту своей веры, потому что плоды от такого осознанного и реализованного понимания Дхармы всегда зрелые. А это значит, что вы сможете быть в своей жизни успешным.
Напоследок Лхарамба Багша обещал: «Я обязательно приеду к вам через шесть лет».
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 14.12.2024
СВО эхилһэнэй һүүлээр сэрэгшэдые дэмжэхэ зорилгоор 7 миллиард түхэриг гаргагданхай
Общество, 14.12.2024
О соответствующем решении Роскомнадзора стало известно накануне, 13 декабря