Министр здравоохранения Бурятии: Никто не собирается махать шашкой
— Что представляет собой новая административная реформа здравоохранения? И в чем она будет заключаться в нашем случае?
— Ранее, благодаря 131-му закону, муниципалитеты отвечали за так называемое первичное здравоохранение. То есть за отделения скорой помощи, за поликлиники, амбулатории. Но в ноябре 2010 года вышел нашумевший Федеральный закон 313, в котором написано, что муниципальные образования должны создать условия по оказанию медицинской помощи населению, а сами полномочия по осуществлению мероприятий по здравоохранению должны были отойти субъекту Федерации с 1 января 2012 года.
В феврале 2011 года Народный Хурал Бурятии внес изменения в республиканский закон, то есть согласился с федеральным центром. А затем было Послание президента Бурятии парламенту республики. В подразделе «Здравоохранение» четко написано про «вертикаль власти в медицине.
Сейчас мы ждем закон «Об охране здоровья населения Российской Федерации».
Это кардинальный закон. Есть таблица умножения — основы математики. Вот так же и ожидаемый закон будет регламентировать здравоохранение страны. Там пропишут права, обязанности, в том числе более расширенно будет дана информация о возможности передачи полномочий. В каком ракурсе передавать: «первичку» или только отделения скорой медицинской помощи, к примеру, и так далее.
Этот закон уже принят в первом чтении летом этого года. Однако в Госдуму пришло очень много поправок от разных фракций как раз в части передачи полномочий. Поэтому депутаты физически не успели его принять во втором и третьем чтениях в ожидаемые сроки. Планируется, что окончательно закон будет принят в сентябре-октябре 2011 года. При этом в конце августа в Госдуме пройдет круглый стол с приглашением представителей регионов по обсуждению закона «Об охране здоровья населения Российской Федерации» для формулировки окончательного варианта решения вопроса о передаче полномочий.
— Тем не менее врачи уже высказали предположение, что, возможно, их ждут сокращения и кадровая чистка...
—- Для практического звена работников здравоохранения Бурятии и муниципалитетов сокращений персонала не будет вообще. Так же как и сокращения заработной платы. Возможно, оптимизация коснется административного аппарата в тех муниципалитетах, в которых она необходима.
Что касается главных врачей, то, на мой взгляд, нервничать им по этому поводу не стоит. В министерстве здравоохранения республики никто не собирается «махать шашкой». Есть нормальная процедура аттестации на рабочих местах, собеседование и рассмотрение заключения трудовых контрактов.
— Особенно напряженная ситуация по передаче полномочий субъекту прогнозируется в самом большом муниципалитете — в Улан-Удэ?
— В Улан-Удэ ситуация заметно отличается от районов республики. Столица Бурятии, в большой степени за счет собственных средств, содержит городское здравоохранение. Поэтому, учитывая принятие нового закона, правительство готово рассматривать вопрос о передаче полномочий администрации Улан-Удэ, но город должен гарантировать исполнение новых требований. И инициатива в этом вопросе должна исходить от муниципальной власти.
Специально для обсуждения этих инициатив создана рабочая группа на уровне правительства Бурятии. Был проведен ряд совещаний, целью которых было обсуждение, как здравоохранение будет жить далее, в связи с изменившимся законодательством. Кроме того, создана аналогичная рабочая группа в минздраве республики, которая прорабатывает инициативы муниципалитетов у себя и передает их в правительство.
— Вы лично считаете, что субъект может делиться полномочиями по здравоохранению, в том числе бюджетом, целевыми программами, имуществом, с муниципалитетом?
— Я работал и при старом законе до 1994 года, далее при 131-м законе и вижу, как принимается новый. И остаюсь сторонником централизации здравоохранения субъектов Федерации.
Ведь начиная с 1994 года главные врачи муниципальных объектов здравоохранения назначались главами администраций. Минздрав обладал только рекомендательным голосом при назначении. Минздраву до сих пор невозможно ни освободить главного врача за некачественную работу, ни назначить профессионала, отвечающего современным требованиям медицины.
Но с принятием нового закона устанавливается вертикаль от министерства до главных врачей. Замечу, что это не коснется работы практического звена медицинского персонала с пациентами. Зато позволит улучшить качество медицинской помощи, ведь устранятся лишние административные барьеры, сообщает «Номер один».