Солбон Лыгденов: Бурятское кино станет брендом республики
Постановщик трюков, раскадровщик, режиссер - Солбон Лыгденов нашел себя. Однако его карьера в киноиндустрии пошла в гору в Москве, а не в Бурятии. «Питер ФМ», «Черная Молния», «Код апокалипсиса», «Обитаемый остров», «Тарас Бульба», «Мы из будущего» - число фильмов, в которых он ставил сцены и трюки, уже перевалило за сорок.
Активно идет работа не только в обеих столицах. Мастер приложил руку к созданию фильмов «По велению Чингис Хана» в Якутии и «Дети синего фламинго» в Свердловской области. Впрочем, и малая родина не остается без внимания. Свое отражение республика находит в фильме Лыгденова «Золотые шахматы Будды», в сделанных, им роликах к 350-летию вхождения Бурятии в состав России. Вообще же у Солбона было и есть множество планов по созданию в республике киноиндустрии, которыми он, однако, делиться не намерен.
-Есть проекты, а как же,- говорит он. - Без мечты и планов вообще жить нельзя. Считай, что ты списал себя. Все, отдыхай. Но говорить о них, хвастаться ими не стоит. Опыт прошлого года меня просто убил. Столько наговорили, напланировали, но обломились жёстко.
В прошлом году Солбон Лыгденов планировал снять в Бурятии фильм под названием «Дарима», но «случился облом».
А задумки были грандиозные. Съемки фильма должны были начаться в Тункинском районе, продолжиться в Улан-Удэ, а закончиться во Франции. Драма о жизни молодежи должна была появиться к 350-летию республики. Весной 2010-го была сформирована группа из московских и петербургских профессионалов, начат кастинг актеров, выбор натуры, где будет сниматься фильм. Создатели фильма уже ждали прибытия всей техники из Москвы и Петербурга, когда вдруг оказалось, что финансировать фильм некому.
-Много было задумано, - поясняет Солбон. - Однако реализовано на подготовительном уровне. Съемки должны были вестись на большой территории, а это большие деньги. Кроме того, у нас в Бурятии специалистов по кино нет, поэтому приходилась нанимать людей из западной части России. Но, к сожалению, начало не было поддержано финансово. Были, конечно, люди, которые помогли, помощь принял. Но этих денег хватило только на подготовительный этап. Проект будет осуществлён, подход к поиску денег будет уже другой. Хотя получить средства от правительства я все же попытаюсь.
Причину режиссер видит в рискованности такой затеи. В Бурятии о нем много пишут, но мало кто его знает - работает Солбон в основном в европейской части России. Однако к неудаче Солбон отнесся философски:
-Не хочется грузиться и причитать: «Боже мой! У нас ничего не получится». Никаких претензий из-за прошлогоднего облома я ни к кому не имею. Я всех понимаю, я бы и сам испугался вкладывать деньги неизвестно куда, - смеется он. И тут же с улыбкой добавляет:
-Вообще, это неконструктивно, тратить время, обсуждая неудачи. Сейчас надежда на близких людей, на знакомых, которые меня хорошо знают и мне доверяют.
Документальные съемки для роликов шли по всей Бурятии. В производстве и съемках участвовали Солбон Лыгденов, Юрий Горюнов, Чингиз Бадмаев, Саян Цыденов, Егор Ивлад, Алексей Ловцов, Дмитрий Ильков, Володя Вихарев, Миша Ткаченко, Союна. Ролики получились шедевральные.
Средств на реализацию масштабного проекта у республики не нашлось, однако ролики к 350-летию вхождения Бурятии в состав России были заказаны Солбону Лыгденову.
-О том, что собираются снимать ролики, я слышал еще в апреле.
Но ко мне почему-то обратились только в конце мая, - в недоумении пожимает плечами он. - При этом сказали, что деньги дадут только по факту. Но если мы собираемся красиво показывать республику, то нужны экспедиции, специалисты. Пришлось уже на первом из , них выворачивать свои карманы. Деньги выделили лишь после начала съемок. Но, несмотря на это, ролики получились отличные, - признает режиссер.
- Создать ролик - дело тонкое. - Нужно в лесу, в горах ночевать, закаты-рассветы встречать, чтобы поймать все.
Приложенные усилия увенчались успехом. Немаловажным было и то, что Лыгденов смог подобрать команду талантливых операторов, техников и прочих специалистов из Улан-Удэ. Вместе они стали единой командой, что и определило успех отснятого видео.
Подобрать хорошую команду - лишь часть успеха. Частая ошибка начинающих продюсеров - делать ставку на «звезду». Как утверждает Солбон Лыгденов, успешность фильма ни в коей мере не определятся известностью актера. Важно работать профессионально.
-В наших же условиях у тебя две мысли в голове одновременно крутятся: как бы фильм снять и где бы на стороне подзаработать. А от этого на самом деле очень сильно устаешь, и начинается твое разложение как творца.
Важно и чувствовать, чего хочет зритель. Я очень люблю своего зрителя. Когда я с продюсером начинаю новый фильм обсуждать, он говорит, мол, зрителю надо только хлеба и зрелищ, ему не до ума, только бы сидеть в кинотеатре и хрустеть попкорном. А продюсер не прав. У нас зритель очень тонкий, он любить мыслить.
Снять качественную комедию стоит большого труда, уверен Сол-бон Лыгденов. Нужно угадать, что нужно зрителю.
-Режиссер должен понимать, чего зритель сейчас хочет. А хочет он, например, посмеяться над четырьмя ребятами, которые купили машину.
Угадать, чего хочет зритель, удалось создателям «Чайника». Счастливое стечение обстоятельств или показатель развития бурятского кинематографа? И то, и другое, считает Солбон. Он признает, что в Бурятии зарождается целая отрасль, называющаяся киноиндустрией. Работают несколько студий, которые независимо друг от друга снимают фильмы. И главный показатель достаточно высокого развития - производство фильмов уже приносит доход.
-Надо, чтобы продукт имел выход не только у нас в регионе, но и за его пределами, - утверждает Солбон. - Проблема в том, что там немного другие требования и по техническим данным, и по творчеству.
Хотя расширить ареал распространения бурятского кино вполне реально.
-Выход в прокат бурятских фильмов меня вообще порадовал. Ребята - молодцы. Думаю, в данный момент надо их поддержать, помочь им. Думаю, перспектива есть.
Многолетний опыт участия в росийских и зарубежных кинопроектах, для Бурятии пока остается потенциалом.
Не только на местных кинопроизводителей возлагает надежды Солбон. Он собирает вокруг себя творческую молодежь в Москве и Петербурге и лелеет мечту, что когда-нибудь эти молодые люди вернутся в Бурятию и снимут отличное кино. Тех, кто проявляет желание работать в киноиндустрии, Солбон устраивает - изучать «кухню» кинопроизводства.
-Я в кино стараюсь своих земляков подтягивать. Не во ВГИК, конечно, - смеется он. - Денег, чтобы выучить своего режиссера, у меня нет - очень уж дорогое удовольствие. Самый лучший институт для кино -просто попасть на съемочную площадку. Зацепиться. Ребята приходили, я их просто рабочими устраивал. А сейчас они работают в кино, не имея специальных дипломов.
Если зарплата будет такая же, как в Москве, они все приедут и такой же профессиональный уровень покажут.
Киноисскуство должно стать бизнесом, чтобы профессионал мог не думать о том, где взять денег, а просто повышать свой уровень. - Надо стремиться к тому, чтобы бурятское кино стало брендом республики. И я твёрдо уверен в этом.
А пока высокие зарплаты для деятелей искусств только в мечтах, Солбон курсирует по маршруту Москва - Улан-Удэ - Москва. В столице можно и заработать, и найти друзей, способных вложиться в фильм, но отдохнуть - только на родине.
-Как бы хорошо ты ни зарабатывал, душа требует полета, творческого вдохновения, - делится Солбон. - Весь мир красив, я не спорю. Поездить по миру, пообщаться с людьми одно удовольствие. Но вот я точно говорю - массу впечатлений получаю только в Бурятии. И меня всегда удивляло - сколько ни приезжаешь, всегда все по-новому. Куда бы ни поехал, я получаю массу творческой энергии, вдохновения.
Однако для Солбона источником вдохновения также являются люди, живущие в Бурятии. Причем, по его словам, сами жители республики ничего особенного в себе не замечают.
-Здесь очень многое таится в людях. Мы привыкли принимать постороннее мнение, что регион у нас пассивный, депрессивный. И наш народ перестал ценить себя в творческом плане. А на самом деле здесь потенциал очень большой. Мне достаточно проехать в Джиду, Агу, Курумкан - неважно, пообщавшись с людьми, я получаю творческую энергию, сообщает ИД «Буряад Унэн».