В Бурятии раскрыли «страшную правду» о буузах
Известный журналист Евгения Балтатарова провела расследование об истории бурятских бууз
Известный в Бурятии журналист Евгения Балтатарова сегодня опубликовала в Facebook любопытный пост. Журналист рассказала, что провела небольшое расследование и выяснила «страшную правду» о буузах.
Она развеяла миф о древней истории бууз, вроде того, что им более 400 лет.
- Самые близкие родственники бууз - это шанхайские сяо лун бао, придуманные шанхайским поваром в начале 20-го века! В интернете много бравурной информации о том, что кочевники кушали буузы во время переходов. И что бууза символизирует юрту. А 33 защипа – это дань складкам ламских одежд. Это не так. Ни один исторический или литературный источник, описывающий быт бурят, о буузах не говорит ни слова, - поделилась с пользователями Евгения Балтатарова.
Она приводит в пример писателя Хоца Намсараева, наиболее детально описавшего обрядовые и бытовые традиции. Он писал о пенках, вареном мясе, о чём угодно, но не о буузах.
- Ухтомский, сопровождавший Николая II в походе на Восток, тоже о буузах ничего не говорит. Из Монголии буузы к нам попасть не могли. Буузы - блюдо сложное, тонкое, даже для китайской кухни. Поэтому готовили его в дорогих ресторанах и на кухнях богатых сановников. В начале 20 века никакой Монголии по сути не было. На этой территории вплоть до Кяхты правила китайская империя Цин. А центром монгольской жизни были приграничные маймачены, города типа современного Алтан Булага. Вот так буузы, скорее всего, с большим чином из Китая попали в маймачен, а там и на стол русских господ в Кяхте и уже потом на стол бурятских нойонов, - сообщает Евгения Балтатарова.
По её словам, буузы вошли в пантеон национальной культуры только с приходом советской власти. Причём раньше блюдо называли позами – это исконное название.
- Буузами их начали называть около 10 лет назад на волне процессов самоидентификации. Я думаю, что советская власть включила ранее аристократическое блюдо в меню фабрик кухонь и заводских столовых, а оттуда они перекочевали в семьи, в советские семьи, как в своё время салат оливье. В повести «Горожане» Раисы Белоглазовой позы упоминаются пару раз, их готовят дома в семье интеллигентов и ими кормят на турбазе на Байкале. Это, как я понимаю, уже 70-80 годы. Других упоминаний я не встречала, хотя не претендую, что читала всех писателей, описывавших быт наших соотечественников до 1950 года, - отметила Евгения.
Известный в Бурятии журналист Евгения Балтатарова сегодня опубликовала в Facebook любопытный пост. Журналист рассказала, что провела небольшое расследование и выяснила «страшную правду» о буузах.
Она развеяла миф о древней истории бууз, вроде того, что им более 400 лет.
- Самые близкие родственники бууз - это шанхайские сяо лун бао, придуманные шанхайским поваром в начале 20-го века! В интернете много бравурной информации о том, что кочевники кушали буузы во время переходов. И что бууза символизирует юрту. А 33 защипа – это дань складкам ламских одежд. Это не так. Ни один исторический или литературный источник, описывающий быт бурят, о буузах не говорит ни слова, - поделилась с пользователями Евгения Балтатарова.
Она приводит в пример писателя Хоца Намсараева, наиболее детально описавшего обрядовые и бытовые традиции. Он писал о пенках, вареном мясе, о чём угодно, но не о буузах.
- Ухтомский, сопровождавший Николая II в походе на Восток, тоже о буузах ничего не говорит. Из Монголии буузы к нам попасть не могли. Буузы - блюдо сложное, тонкое, даже для китайской кухни. Поэтому готовили его в дорогих ресторанах и на кухнях богатых сановников. В начале 20 века никакой Монголии по сути не было. На этой территории вплоть до Кяхты правила китайская империя Цин. А центром монгольской жизни были приграничные маймачены, города типа современного Алтан Булага. Вот так буузы, скорее всего, с большим чином из Китая попали в маймачен, а там и на стол русских господ в Кяхте и уже потом на стол бурятских нойонов, - сообщает Евгения Балтатарова.
По её словам, буузы вошли в пантеон национальной культуры только с приходом советской власти. Причём раньше блюдо называли позами – это исконное название.
- Буузами их начали называть около 10 лет назад на волне процессов самоидентификации. Я думаю, что советская власть включила ранее аристократическое блюдо в меню фабрик кухонь и заводских столовых, а оттуда они перекочевали в семьи, в советские семьи, как в своё время салат оливье. В повести «Горожане» Раисы Белоглазовой позы упоминаются пару раз, их готовят дома в семье интеллигентов и ими кормят на турбазе на Байкале. Это, как я понимаю, уже 70-80 годы. Других упоминаний я не встречала, хотя не претендую, что читала всех писателей, описывавших быт наших соотечественников до 1950 года, - отметила Евгения.
Пользователи высоко оценили это расследование, многие пишут, что согласны с этим выводом.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.