К 100-летию со дня рождения бывшего директора Бурдрамы выпустили фильм
Общество,
27.12.2019 14:19.
Цырен Балбаров входил в десятку лучших театральных директоров Советского Союза
Вышел документальный фильм к 100-летию легендарного театрального деятеля Цырена Балбарова. Картина создана при финансовой поддержке министерства культуры региона совместно с Бурятским драматическим театром имени Намсараева.
В съёмках фильма участвовали вдова Цырена Аюржанаевича Балбарова Алла Федоровна, его внуки Цырен и Ирина, артисты театра Дарима Сангажапова, Лариса Егорова, Нина Токуренова, Людмила Намсараева, Михаил Елбонов, Доржи Сультимов, Саян Жамбалов, министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, заведующая музеем театра Валентина Бабуева.
Цырен Аюржанаевич Балбаров родился 21 октября 1919 года в селе Барун-Хасурта Хоринского района. Отца репрессировали, его самого исключили из комсомола, но парень смог сдать документы в театрально-музыкальное училище (до 1936 года — техникум искусств) в Улан-Удэ. Его не взяли по причине профнегодности, и тогда юноша в сердцах воскликнул членам комиссии: «Я ещё приду в искусство!» Как оказалось, слова были пророческими. Но сначала – армия и Великая Отечественная война. Командовал батареей, воевал на Калининградском, Волховском и Ленинградском фронтах.
После войны окончил высшие театральные курсы руководящих работников искусства при Ленинградском театральном институте имени Островского и в 1950 году был направлен заместителем директора Казахского академического театра драмы имени Ауэзова. В 33 года по рекомендации земляка и одноклассника Цырена Шагжина начал поднимать Бурятский «передвижной колхозно-совхозный театр».
Сегодня Цырена Балбарова вспоминают как заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР, заслуженного работника культуры РСФСР. Кстати, он входил в десятку лучших театральных директоров Советского Союза, а ведь не каждый театральный деятель удостоен чести быть включенным в Театральную энциклопедию страны.
Но в 1952 году, когда он только стал директором, громких званий, опыта, авторитета, да и самого театра, можно сказать, не было. Была только сложная, трудная, хотя и увлекательная работа. Тогда одной из главных забот стал репертуар молодого театра. Балбаров сумел создать группу одарённых драматургов, которые пополняли репертуар новыми значительными национальными пьесами. С его появлением в коллективе начинается обновление, сказывающееся во всем: в отношении к труду, профессии, производству, меняется критерий, повышается требовательность друг к другу.
Сегодня все согласятся, что Бурятский театр драмы — это, в первую очередь, прекрасная труппа. Крепкий костяк, который дополняют талантливые молодые артисты, — это наследие Цырена Балбарова.
В течение всей своей деятельности на посту директора он думал о формировании сильной труппы, собирал талантливых артистов, выучил несколько поколений - три выпуска (1959, 1969, 1988 гг.) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии; два - Дальневосточного института искусств (1975 и 1981 гг.). Это порядка 100 артистов бурятской драматической сцены.
Не забывал директор и о гастролях театра по республике и за её пределами. В 1976 году непосредственно по инициативе и под руководством Цырен Аюржанаевича коллектив театра выезжал с творческим отчётом в Москву. В афишу были включены «Ленушка», «Барабанщица», «Старший сын», «Кнут тайши», «Власть», «Поэма о любви», «Неуловимый Сэнгээ».
В 1983 году были проведены с большим успехом последние гастроли театра под руководством Цырена Аюржанаевича в Калмыкию, Ленинград. Тогда на суд калмыцкой и ленинградской публики были представлены «Материнское поле», «Беседы при ясной луне», «Чёрная борода», «На всякого мудреца довольно простоты», «Кнут тайши», «Буурал аба» Чимида. После очередного выступления коллектива состоялась встреча с моряками Кронштадта.
- Он не уставал повторять перед руководителями разных рангов, перед актёрами и работниками театра, что «мы – единственный во всем мире бурятский национальный театр, должны его уважать и любить, и смотреть наши спектакли». И ему, человеку с потрясающими организаторскими способностями, умеющему увлечь аудиторию, никто не мог отказать. Руководящие мужи шли в театр, - вспоминает Лариса Егорова в книге «Свободный полёт на крыльях мечты».
За большие заслуги в развитии советского театрального искусства в 1977 году театру было присвоено почётное звание «Академический».
Но, пожалуй, самым главным вкладом Цырена Балбарова в дело развития профессионального бурятского театрального искусства было строительство и открытие нового здания театра в 1982 году. Большую помощь в строительстве нового здания оказали депутат Верховного Совета СССР, первый секретарь Бурятского Обкома КПСС Андрей Модогоев и председатель Совета министров БурАССР Николай Пивоваров, которые очень любили ходить на спектакли театра. Тогда же указом президиума Верховного Совета СССР театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Конечно же, в этом немалая заслуга принадлежала директору театра.
Армейский товарищ Иван Моисеевич Третьяк, будучи в чине генерала армии и заместителя министра обороны СССР, как-то ему сказал: «Зря ты, Цырен, ушёл из армии, был бы сейчас генералом, я в этом не сомневаюсь. Но ничего, ты и так генерал, только не в армии, а генерал в искусстве». Эти слова и легли в название книги, которая вышла в 2009 году «Дело всей жизни или «Генерал в искусстве».
Вышел документальный фильм к 100-летию легендарного театрального деятеля Цырена Балбарова. Картина создана при финансовой поддержке министерства культуры региона совместно с Бурятским драматическим театром имени Намсараева.
В съёмках фильма участвовали вдова Цырена Аюржанаевича Балбарова Алла Федоровна, его внуки Цырен и Ирина, артисты театра Дарима Сангажапова, Лариса Егорова, Нина Токуренова, Людмила Намсараева, Михаил Елбонов, Доржи Сультимов, Саян Жамбалов, министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, заведующая музеем театра Валентина Бабуева.
Цырен Аюржанаевич Балбаров родился 21 октября 1919 года в селе Барун-Хасурта Хоринского района. Отца репрессировали, его самого исключили из комсомола, но парень смог сдать документы в театрально-музыкальное училище (до 1936 года — техникум искусств) в Улан-Удэ. Его не взяли по причине профнегодности, и тогда юноша в сердцах воскликнул членам комиссии: «Я ещё приду в искусство!» Как оказалось, слова были пророческими. Но сначала – армия и Великая Отечественная война. Командовал батареей, воевал на Калининградском, Волховском и Ленинградском фронтах.
После войны окончил высшие театральные курсы руководящих работников искусства при Ленинградском театральном институте имени Островского и в 1950 году был направлен заместителем директора Казахского академического театра драмы имени Ауэзова. В 33 года по рекомендации земляка и одноклассника Цырена Шагжина начал поднимать Бурятский «передвижной колхозно-совхозный театр».
Сегодня Цырена Балбарова вспоминают как заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР, заслуженного работника культуры РСФСР. Кстати, он входил в десятку лучших театральных директоров Советского Союза, а ведь не каждый театральный деятель удостоен чести быть включенным в Театральную энциклопедию страны.
Но в 1952 году, когда он только стал директором, громких званий, опыта, авторитета, да и самого театра, можно сказать, не было. Была только сложная, трудная, хотя и увлекательная работа. Тогда одной из главных забот стал репертуар молодого театра. Балбаров сумел создать группу одарённых драматургов, которые пополняли репертуар новыми значительными национальными пьесами. С его появлением в коллективе начинается обновление, сказывающееся во всем: в отношении к труду, профессии, производству, меняется критерий, повышается требовательность друг к другу.
Сегодня все согласятся, что Бурятский театр драмы — это, в первую очередь, прекрасная труппа. Крепкий костяк, который дополняют талантливые молодые артисты, — это наследие Цырена Балбарова.
В течение всей своей деятельности на посту директора он думал о формировании сильной труппы, собирал талантливых артистов, выучил несколько поколений - три выпуска (1959, 1969, 1988 гг.) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии; два - Дальневосточного института искусств (1975 и 1981 гг.). Это порядка 100 артистов бурятской драматической сцены.
Не забывал директор и о гастролях театра по республике и за её пределами. В 1976 году непосредственно по инициативе и под руководством Цырен Аюржанаевича коллектив театра выезжал с творческим отчётом в Москву. В афишу были включены «Ленушка», «Барабанщица», «Старший сын», «Кнут тайши», «Власть», «Поэма о любви», «Неуловимый Сэнгээ».
В 1983 году были проведены с большим успехом последние гастроли театра под руководством Цырена Аюржанаевича в Калмыкию, Ленинград. Тогда на суд калмыцкой и ленинградской публики были представлены «Материнское поле», «Беседы при ясной луне», «Чёрная борода», «На всякого мудреца довольно простоты», «Кнут тайши», «Буурал аба» Чимида. После очередного выступления коллектива состоялась встреча с моряками Кронштадта.
- Он не уставал повторять перед руководителями разных рангов, перед актёрами и работниками театра, что «мы – единственный во всем мире бурятский национальный театр, должны его уважать и любить, и смотреть наши спектакли». И ему, человеку с потрясающими организаторскими способностями, умеющему увлечь аудиторию, никто не мог отказать. Руководящие мужи шли в театр, - вспоминает Лариса Егорова в книге «Свободный полёт на крыльях мечты».
За большие заслуги в развитии советского театрального искусства в 1977 году театру было присвоено почётное звание «Академический».
Но, пожалуй, самым главным вкладом Цырена Балбарова в дело развития профессионального бурятского театрального искусства было строительство и открытие нового здания театра в 1982 году. Большую помощь в строительстве нового здания оказали депутат Верховного Совета СССР, первый секретарь Бурятского Обкома КПСС Андрей Модогоев и председатель Совета министров БурАССР Николай Пивоваров, которые очень любили ходить на спектакли театра. Тогда же указом президиума Верховного Совета СССР театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Конечно же, в этом немалая заслуга принадлежала директору театра.
Армейский товарищ Иван Моисеевич Третьяк, будучи в чине генерала армии и заместителя министра обороны СССР, как-то ему сказал: «Зря ты, Цырен, ушёл из армии, был бы сейчас генералом, я в этом не сомневаюсь. Но ничего, ты и так генерал, только не в армии, а генерал в искусстве». Эти слова и легли в название книги, которая вышла в 2009 году «Дело всей жизни или «Генерал в искусстве».
В родном селе Баруун Хасуурта и в Хоринске, где закончил школу, его именем названы улицы. На доме, где он жил в Улан-Удэ, висит мемориальная доска, сообщает пресс-служба минкультуры Бурятии.
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 25.11.2024
«Байкал-Daily» представляет фоторепортаж с соревнований по смешанным боевым единоборствам