Победил ли бурятский театр на «Золотой маске», будет ясно в апреле

Победил ли бурятский театр на «Золотой маске», будет ясно в апреле
Общество,  27.03.2020 09:36. Фото:Baikal-daily.ru, из архива
Выступала труппа Бурятского театра оперы и балета в Москве в конце февраля

Сегодня, 27 марта - Всемирный день театра. С начала года в Бурятском театре оперы и балета произошло много позитивных событий, и главное из них – это выступление артистов на московской сцене. Вспомним, как это было.

29 февраля в Москве прошёл показ балета «Талисман» на фестивале национальной театральной премии «Золотая маска». Впервые в своей истории номинированный на престижную премию – и сразу в трёх номинациях (за лучший спектакль, работу балетмейстера и главную женскую партию) – Бурятский театр оперы и балета достойно представил академическое искусство республики. Постановка Александра Мишутина собрала полный зал и получила хороший отклик от публики.

Ранее в Москве возник ажиотаж вокруг бурятской постановки. В результате перекупщики скупали билеты и продавали их втридорога, были даже цены в 16 тысяч рублей.

Как отмечают некоторые жители Бурятии, осознание того, что улан-удэнский балет, пусть на короткий отрезок времени - пока жюри самой престижной театральной премии страны определит лауреатов «Золотой маски»-2020, встал в один ряд с иконами жанра вызывает благоговейный трепет.

Большой, Мариинка, Театр имени Немировича-Данченко, и театр из Бурятии, труппа у них в конкурентах. «Разве не захватывает дух, разве не появляются мысли, что попал в какую-то параллельную реальность? Это же эпохальное событие!», добавляют они.

«Конечно, эпохальное, - соглашается директор Бурятского театра оперы и балета Эржена Жамбалова. - Звезды должны были сойтись, чтобы спектакль нашего театра так блеснул, так громко заявил о себе. Ведь, по большому счету, взята недосягаемая высота. Казалось бы, где лучший российский балет и где Улан-Удэ. А, выходит, все реально. Коллектив отмечен сразу тремя номинациями, значит все идет в правильном направлении. Для нашей балетной труппы было очень важно обрести такое понимание, услышать, узнать».

Во время антрактов в фойе сотрудники театра общались с московской публикой, к слову раскупившей все билеты на «Талисман» за три дня после поступления в продажу, для небольшого фильма о премиальном вояже труппы столицу, и вектор мнений был примерно одинаков: удивление, что в Улан-Удэ могут ставить действительно интересные проекты.

- И было бы большой ошибкой вставать в горделивую позу, топать ножкой и обижаться на эпитет «провинциальный». В русском балете, который входит в число неофициальных символов нашей страны, стать громким брендом уже непосильная задача. Лучше порадоваться, что публика высоко оценила идею возродить балет царских времен, отмечала красивейшие костюмы, декорации, параллельно, пеняя на появившийся в этом плане тренд на тотальный минимализм. Да, даже критическим стрелам в соцсетях после выступления все-таки надо больше радоваться. Москва же слезам, как и сказкам о Золушке из театральной глубинки, не верит, поэтому ждать сплошь патоки с елеем было бы странно. В конце концов, важнее, как безусловный успех будет принять и востребованность в самой Бурятии, - говорят они.

Вот возможен ли, к примеру, резкий скачок интереса к балетным школам со стороны детей и их родителей, или резкий рост интереса зрителей к балетным постановкам Оперного, артисты которого доказали свой талант и состоятельность на национальном уровне?

«Сложно рассуждать о таких глобальных вещах, - объясняет Жамбалова. - У нас в республике есть, скажем так, закоренелые «золотомасочники» - Театр кукол «Ульгэр», которые чуть ли не завсегдатаи премии, но вот бурятский балет впервые удостоился такой чести. Все в Бурятии очень рады, мы чувствуем поддержку и по отзывам зрителей, и в соцсетях, но во что это выльется, будет ясно со временем. Тем более, пока же не ясно, как эта красивая история закончится. Вот она премия, совсем близко. Но мы же стоим в одном ряду с театрами федерального масштаба, настоящими глыбами. Быть просто номинированными, повторюсь, уже большое счастье». 

И не только «большое счастье», но и большой и трудный путь от идеи, выпестованной бывшим худруком балетной труппы МорихироИвата и постановщиком «Талисмана» Александром Мишутиным, до ее воплощения ценой усилий артистов, костюмеров, декораторов, мастеров пошивочного цеха, звуковиков и всех причастных. Ведь для реализации на сцене постановки легендарного Мариуса Петипа вековой давности потребовалось буквально по крупицам воссоздавать музыку, костюмы, элементы танца. Сейчас, по факту, уже кажется, что такая работа не могла быть не отмечена хотя бы за смелость.

«Честно, особых надежд не было, - вспоминает Жамбалова. - Просто хотелось показать экспертной комиссии премии, что мы можем, наши идеи. Но где-то в глубине души было ощущение: а почему нет? Аналогов нашего «Талисмана» нет во всём мире. Как цельное произведение спектакль не ставился уже 100 лет, кто видел вживую уже давно не с нами. Поэтому не могу сказать, что прыгала до потолка, когда на сайте премии появилась информация сразу о трёх номинациях нашего театра. Да и произошло всё во многом буднично, наверное, из-за разницы в часовых поясах. Все-таки объявили ночью по бурятскому времени, поэтому поздравления и реакцию читала уже утром спустя несколько часов. Но, когда пришло официальное письмо, конечно, чувство гордости обострилось». 

И номинации-то какие. Самые статусные для жанра: «Балет/спектакль», «Балет–современный танец/Работа балетмейстера–хореографа» (Александр Мишутин), «Балет–современный танец/Женская роль» (Анна Петушинова). Только, увы, до развязки с объявлением лауреатов 15 апреля в Москве представительство сократилось до двух. До сих пор грустно об этом писать, но сюжет бурятской сказки о «Талисмане» и «Золотой маске» получился еще и драматическим. У Анны Петушиновой поднялась температура, не совместимая с выступлением, сбить её не получилось, и мечты о столичном признании, к сожалению, пришлось отложить. Просто поверим, что на короткий срок.

«Очень жаль. Просто безумно, - эмоции директора театра. - Я до последнего надеялась, что Анечка выйдет на сцену. Значит, такая судьба. Все-таки это сцена. На ней надо быть сильным, уметь терпеть».

Что касается выступления артистов, 29 февраля 2020 года – день московской премьеры «Талисмана» в рамках Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» по праву должен быть отмечен в календаре выдающихся событий бурятской культуры.

«У вас есть хороший шанс на премию, - дала повод для оптимизма одна из самых авторитетных балетных критиков страны Лейла Гучмазова в кулуарах «Геликон-оперы». – Он кроется в парадоксе. У вас, с общепринятой точки зрения, не самый совершенный кордебалет. Считается, что это должны быть высокие, тонкие, спортивного типа фигуры. Но получился парадокс, и именно поэтому ваш балет и выглядит как старинный. Именно поэтому получилась мягкость движений, кантилена, связанная нить. Чувствуется шарм настоящего старинного балета. Правда.Экспертная комиссия это оценит».

Попал ли театр в список лауреатов престижной премии, узнаем совсем скоро – в середине апреля. 
Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

В Забайкалье скончался 20-й пациент с коронавирусом
За сутки в Забайкалье стало на 41-го заражённого больше
229 новых случаев COVID-19 выявили в Иркутской области
Число случаев заражения в области выросло до 1979
В Бурятии грабители убежали из магазина с водкой и пивом
Одним из грабителей оказался студент из Улан-Удэ
В Бурятии потушили лесной пожар
Лес горел в Кабанском районе
Житель Бурятии стал веловором, чтобы съездить за выпивкой
Мужчине не терпелось скорее добраться до магазина
Число случаев коронавируса в Бурятии превысило 1,5 тысячи
Сейчас проходят лечение 680 больных коронавирусной инфекцией
В Бурятии пожар унёс жизнь мужчины
Пожар произошёл в Джидинском районе
В Улан-Удэ подросток украл в магазине кроссовки
Факт кражи обнаружился в ходе ревизии
В бурятском селе вспышка коронавируса произошла после юбилея
Небольшое село в Бурятии пришлось закрыть на карантин
Коронавирусом от очага в республиканской больнице в Улан-Удэ заразился 141 человек
Среди заразившихся – и медперсонал, и пациенты, и люди из их домашних очагов  
В Бурятии пьяная женщина-водитель отказалась снять маску для освидетельствования
Пока женщина ломала комедию, за неё вступилась «группа поддержки». ВИДЕО
^